Вчера Рада так и не нашла в себе силы проголосовать за долгожданную медицинскую реформу. За полчаса до закрытия сессии депутаты решали с помощью рейтингового голосования, какой бы вопрос лучше рассмотреть в последние минуты работы — медреформу, изменения в образовании или же вопросы кибербезопасности. В итоге — все безрезультатно. И.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун, которая приехала в Раду для того, чтобы убедить депутатов принять предложенные ее ведомством изменения, поделилась с корреспондентом «Фразы» своими мыслями по этому поводу.
«Если же за реформу так и не проголосуют, мы пойдем в наш бюджет и каким-то образом будем перераспределять средства. Но, извините, тогда не будет лекарств для детей, онкобольных или еще для чего-то крайне необходимого. Я не могу поверить, что за изменения в бюджет не голосуют. Я очень надеялась, что Верховная Рада не сможет отклонить предложения Минфина. Раз уж снова ничего не принято, то будем изыскивать средства где-то. Я не знаю где, потому что это практически неразрешимая проблема, где, откуда изыскивать эти деньги. Без этого голосования мы не сможем делать в принципе многое. Мы просили на этот год уже 203 млн грн, которые разлетелись просто в течение двух месяцев!
Мы знаем, что у государства нет денег, и мы не можем и дальше врать людям о том, что можем покрыть все расходы на медицину. Но депутаты в профильном Комитете отклонили многие пункты в законопроектах (касающихся реформы Минздрава — Ред.). Они, к примеру, расширили гарантированный пакет на все виды медицинских услуг и сказали, что разделят их на «зеленый список» и «красный». То есть, те услуги, которые государство не сможет оплатить, попадают в «красный список», а в «зеленом» будут те, которые государство на 100% покрывает. Но это приведет к тому, что будут слишком длинные очереди на «зеленые» услуги или же люди будут обращаться в частные клиники за помощью и платить за врачебные услуги приватным врачам.
Согласно поданным изменениям, изменение финансирования на вторичном и третичном уровне оказания медпомощи должно было произойти аж в 2019-2020 гг. И мы надеялись, что когда мы покажем регионам, больницам и Минифину, насколько мизерные тарифы государство способно выделить на эти услуги без помощи пациентов, то сможем изменить эту часть закона в следующем году или хотя бы через год.
Но вопрос не только о финансах, а еще и в некоторых философских нюансах — ответственности. Люди не захотят идти к специалистам, если каждый раз им нужно будет доплачивать какие-то 50 грн. Я, к примеру, хочу попасть в стационар, чтобы мне прокололи курс капельниц, но я не смогу сделать это, если мне придется заплатить 1000 грн. Есть и другие философские вещи: пациенты, к примеру, думают, что сейчас они оплачивают в больницах практически все, но при этом никогда заранее точно не знают, во сколько же им обойдется лечение. То есть, людям нужна определенность. Мы проводили соцопрос и выяснили, что 70% людей готовы оплатить медуслуги, если заранее будут знать точную сумму лечения. Но сейчас, приходя в больницу, никто не знает, сколько придется оставить денег, нужно ли покупать лекарства, или же государство закупило их за свой счет и т.д.
С новой системой финансирования Национальная служба здоровья будет иметь свои требования к клиническим указаниям, и только те больницы, и врачи, которые будут лечить пациентов по новым протоколам, будут получать оплату за оказанные услуги.
Те реформы, которые мы хотим внедрить, позволят лучше развивать нашу медицину. Даже сейчас группа специалистов из Института рака едет в конце июля в Израиль, чтобы посмотреть, как выглядят здания, в которых можно проводить пересадку костного мозга. Почему именно здания?
Поскольку они очень специфические, сама операция тоже сложная. Одно такое здание у нас есть, но оно принадлежит Киеву, а мы бы хотели, чтобы подобные учреждения были также у МОЗа. У нас уже есть деньги от инвесторов на строительство подобных корпусов, и врачи сейчас едут в Израиль, чтобы сотрудничать и обучаться у коллег. Мы надеемся, что уже через год врачи напишут техническое задание, пока же мы начнем строительство. И я надеюсь, уже через год у нас будет своя клиника, в которой можно будет проводить пересадку костного мозга. Также параллельно врачи будут узнавать, каким образом израильтяне ведут свои донорские реестры. У нас с этим также проблема — реестра нет, вернее, он есть, но невероятно маленький и неразвитый. Сейчас в этом реестре 112 человек, но к сожалению, этот реестр незащищен, и мы не можем его развивать. Потому мы также хотим запустить систему реестра с защищенной донорской информацией, что позволит нам начать работу с пациентами", сказала Супрун.
Напомним, что в пятницу, 14 июля Рада заседает в последний раз, после чего уходит на каникулы до 5 сентября. Однако многие нардепы уверены, что в этот день принятие важных законов, в том числе и медреформы, будет невозможным из-за низкой явки народных избранников.