На сегодняшний день правительство Украины предпринимает все меры, чтобы обеспечить поставки угля. Об этом в эксклюзивном интервью «Фразе» заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян.
«Безусловно, на данном этапе это вопрос первостепенной важности, но мы должны помнить и понимать, что страна живет в состоянии войны, а потому точно такую же блокаду может нам устроить и другая сторона. И если это случится, то снова возникнет ситуация, при которой опять-таки у нас не останется никакого выбора. Потому мы готовы в рамках Министерства инфраструктуры совместно с «Укрзализницей», морскими портами, при участии правительства разработать достойную стратегию, которая обеспечит альтернативную поставку угля в Украину», - отметил министр.
Комментируя информацию о передаче «Укрзализныци» в ведение Минэкономики, министр отметил: « Да, мы готовим иск в суд. Но нужно отметить, что полной передачи предприятия в Минэкономики так и не произошло, а произошла передача полномочий в контексте корпоративных прав. То есть на решения кадровых вопросов, вроде назначений и увольнений в правлении, мы теперь не можем влиять — наверное, эта тема кого-то очень волновала, как и формирование финансового плана. Во всем остальном наше министерство остается регулятором и ключевым ведомством, которое занимается тарифной политикой, формирует железнодорожную политику. Мы посмотрим, каким образом в дальнейшем все будет происходить, но для меня суть вопроса заключается не в том, кто будет главным и кто всем этим управляет. Для меня ключевым является проведение реформ, отсутствие коррупции и прозрачная работа компании. Потому что «Укрзализныця» — это компания-гигант, которая должна платить в казну не только налоги, но и миллиарды от прибыли. Это эффективная компания, у которой есть все шансы стать локомотивом украинской экономики. И почему это до сих пор не происходит — огромный вопрос к руководству компании и тем людям, которые поддерживают это руководство».
В то же время, говоря о коррупции в «Укрзализныце» и о настрое премьер-министра Украины Владимира Гройсмана предпринять меры, министр отметил: «Если у него есть желание, он может ознакомиться с этими документами. Эти документы сейчас также находятся в правоохранительных органах, и я знаю, что и НАБУ, и СБУ уже активно действуют в этом направлении. По моим данным, этим вопросом сейчас также занимается ГПУ, сотрудники которой провели соответствующие следственные действия. Я надеюсь, мы в итоге придем к результативности всех этих совокупных действий. Пример «Укрзализныци» очень показателен для всей страны, он демонстрирует, реально ли мы боремся с коррупцией или лишь делаем вид. Я однозначно утверждаю, что коррупция в «Укрзализныце» есть. Она присутствует в больших масштабах, она есть со стороны политики. И наша задача — доказать всем, что мы работаем против нее, на ее разрушение. Если же мы скажем, что коррупции нет на предприятии или ее нет в государстве, то будут печальные последствия».
Говоря о давлении и сложностях работы, министр подчеркнул: «Безусловно, давить будут различными методами: шантажом, угрозами, какими-то придуманными компроматами — это все их дело, это все их методы борьбы. Я буду стоять на стороне правды. Если мы по-настоящему боремся за справедливость, боремся за эффективность, прозрачность, если люди нас фактически назначили на крови погибших, мы не имеем права заниматься, непонятно чем, прикрываясь красивыми лозунгами».
С полным текстом интервью можно ознакомиться здесь.
Как сообщала «Фраза», 15 сентября 2015 года главарь боевиков самопровозглашенной «ДНР» Александр Захарченко полностью запретил поставки угля из самопровозглашенной «Донецкой народной республики» до предложения Украиной достойной цены.
9 февраля 2016 года министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин в ходе заседания Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности сообщил, что потребление энергетического угля на украинских теплоэлектростанциях в 2015 году сократилось на треть по сравнению с предыдущим годом — до 27 млн тонн.
17 июня председатель Национальной комиссии по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг заявил, что на сегодняшний день Украина не может получать уголь из зоны проведения антитеррористической операции. «На сегодняшний день у нас нет возможности получать уголь из зоны АТО. Замечу, что 40% угля ранее добывалось на неподконтрольной сейчас территории Украины. Чтобы не быть зависимыми исключительно от Донбасса, нам целесообразно установить ту цену на уголь, которая позволить обеспечить сырьем всю страну», — отметил Вовк.
8 августа министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик сообщил, что цена на уголь, который добывается государственными предприятиями в Украине, с 1 августа повышена на 15% — до 1380 грн. за тонну. «Мы приняли решение, что формула в 1 370 грн. дает возможность закупать из других источников антрацитовую группу угля. Уже 20-21 августа придет первое судно с другим источником поставки угля», — объяснил министр.
Насалик также сообщил, что он подписал приказ о реконструкции двух блоков Змиевской ТЭС («Центрэнерго») для их перевода с антрацитовых марок угля на уголь газовой группы.
При этом в сентябре СМИ сообщали, что нынешний темп накопления угля не позволяет накопить его в достаточном количестве для тепловых электростанций.
18 октября премьер-министр Украины Владимир Гройсман в ходе встречи с представителями объединений профсоюзов заявил, что Украина готова к отопительному сезону 2016-2017 годов и располагает для этого достаточными ресурсами. В статье «Фразы» «Страсти по отопительному сезону» вы можете прочитать, что думают эксперты по этому поводу.
24 октября СМИ со ссылкой на НЭК «Укрэнерго» сообщили, что запасы угля на складах тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей Украины за сентябрь выросли на 21,8%, до 1,721 млн тонн. При этом запасы углей газовой группы увеличились с 845,4 тыс. до 964,4 тыс. тонн, антрацитовой группы — с 566,8 тыс. до 756,3 тыс. тонн.
2 ноября 2016 года Захарченко заявил, что без угля, который добывают на оккупированном Донбассе, этой зимой Украина не сможет выжить.
4 ноября министр Насалик сообщал, что «Украина потребляет в тепловых генерациях 24,5 млн тонн угля. Из них 9,2 млн тонн — это антрацитовая группа, которая, к сожалению, на сегодняшний день на контролируемой территории Украины не производится».
16 декабря вице-премьер-министр по вопросам АТО и оккупированных территорий Владимир Кистион заявил, что Украина закупает у оккупированных территорий Донбасса до 9 млн тонн угля в год. Его там добывают украинские компании, которые зарегистрированы на территории Украины и платят налоги в государственный бюджет. Есть много компаний, которые ведут бизнес в плане поставки угля. Конечно, это очень рискованно«, — объяснил вице-премьер.
Напомним, в конце декабря 2016 года добровольцы на Донбассе начали организацию блокады оккупированных территорий, протестуя против потоков контрабанды, перемещающейся между Украиной и оккупированными территориями. Против блокады выступили заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. Последний заявил, что принятие соответствующего решения находится исключительно в компетенции президента Украины Петра Порошенко.
26 января 2017 года ветераны антитеррористической операции заблокировали железную дорогу «Луганск-Лисичанск-Попасная» на участке Горское-Золотое для пресечения торговли с незаконными вооруженными формированиями. Тогда же был остановлен первый поезд, движущийся на оккупированную территорию.
Между организаторами торговой блокады оккупированных территорий Донбасса и сотрудниками полиции Донецкой области произошел конфликт на трассе между Бахмутом и Константиновкой.
10 февраля «Укрзализныця» и «Штаб блокады торговли с оккупантами» обнародовали отчеты о результатах 16 дней блокады.