Михаил Козырев, известный музыкальный эксперт, продюсер, ведущий на телеканале «Дождь», рассказал «Фразе» о музыкальном шлаке, Юлии Самойловой, рассвете украинской музыки и своем отношении к Путину.
Запредельное убожество
— История с запретом въезда в страну представительницы от России вызвала у вас какие-то эмоции?
— Я думаю, что по прошествии времени это забудется, как постыдный эпизод. Мне показалось это сознательным, смоделированным унизительным эпизодом в истории «Евровидения». Я думаю, что эта ситуация была тщательно спланирована и, к сожалению, Константин Львович Эрнст наверняка заверял этот сценарий в высших сферах. Они с самого начала были уверены, что она не пройдет, поскольку всем было известно, что исполнительница нарушила границу... Бедная девочка! Мое общее ощущение — это жалость. Я никогда не был фанатом этой артистки, поскольку узнал о ее существовании ровно в тот момент, когда Россия объявила ее своим кандидатом. И, честно говоря, услышав песню, я не испытал потребности слушать ее дальше. Она, к сожалению, была использована как расходный материал в политических играх. В какой-то момент мне показалось, что, может быть, Украина сделает для нее исключение — ну просто, чтобы победило некое милосердие. Но, с другой стороны, я понимаю все причины, почему в СБУ не сделали этого, и их не осуждаю. Как сказал один из моих собеседников, «для нее самой лучше, что она не поехала».
— Вы постоянно у себя в соцсетях, например в своем профиле Facebook, выкладываете новые клипы, открываете новые имена. Если не секрет, сколько музыки в день в среднем вы прослушиваете?
— На самом деле не так уж и много. Я думаю, что в выходные дни, когда у меня нет эфиров, я могу спокойно и с удовольствием поставить на прослушивание какой-нибудь новый альбом целиком. Но в действительности каждый день наберется порядка 3-5 песен, которые я встречаю у себя в ленте. Это в том числе благодаря тому, что у меня в ленте присутствует практически вся российская поп-рок, рок и хип-хоп музыка... Я избегаю большого количества мути, хотя ко мне, конечно, все время стучатся люди, которые говорят: «Михаил, наша группа «Заиндевелая плесень» записала новый альбом. Не могли бы вы послушать наш шлягер «Ай, люли, что ж вам». Очень многие годы, когда я программировал радиостанции, я прослушивал такое количество чудовищного графоманства, что стараюсь сейчас все-таки этого избегать в своем в общем-то немолодом возрасте. Это отравляет мозг, потому что, к сожалению, среднестатистический артист хуже среднего, увы, даже если ему самому кажется иначе. На любого человека, который занимается отбором музыки, обрушивается настоящее цунами феерического шлака.
Вы даже представить себе не можете, что мне приходилось годами слушать — это за пределами человеческого сознания. Представьте, каждая женщина мечтает стать красавицей, и если повесить на столб объявление о том, что завтра состоится кастинг, то при всем моем уважении к женщинам придут, скажем так, дамы с очень разнообразными внешними данными. И вот в отношении музыки это в тысячи раз хуже. Ведь когда ты объявляешь, что на «Наше радио» можно присылать все, приходит запредельное убожество! И если из ста песен вдруг одна неплохо звучит, это уже большой успех.
Протестный рок-н-ролл
— Вы говорите, что уровень среднестатистического артиста ниже среднего. Почему такие тенденции имеют место быть?
— Каждый верит в то, что он гений, и когда-то очень правильную вещь по этому поводу мне сказал Андрей Макаревич: «Вокруг человека, который занимается любым творчеством, очень быстро формируется круг обожателей, состоящий, как правило, из близких друзей и приятелей. Очень важно встать на цыпочки и посмотреть, насколько широк этот круг». К сожалению, большинство людей даже не пытаются это сделать — они уверены, что если близкие друзья и теща с женой говорят, что он гений, то этого достаточно.
— У нас в стране наступил период некоего музыкального ренессанса. Как вы думаете, с чем связано это явление?
— Я верю в воздух свободы и в то, что когда страна ощутила масштабный заряд, какой был в результате последних фундаментальных изменений в этой стране,— это вдохновляет очень многих творческих людей. В противоречие этому существует и иное наблюдение: чем жестче режим, тем лучше пишутся протестные песни. Тем не менее для людей творческих подобного рода подъем тоже вполне объясним. Меня очаровывают и потрясают новые артисты, которых я слышу в украинском эфире, а также украинский продакшн, который вышел на полноценный международный уровень. Я в состоянии полного восторга смотрел клипы, которые сняли здесь, в Украине, Pink Floyd, Paulo Nitiny и Coldplay. Однозначно здесь происходит какое-то чудо, какой-то расцвет. И я очень хочу верить, что это останется надолго, что эти компании укрепятся на международном рынке, а великие западные артисты вроде тех же Coldplay будут снова и снова к ним обращаться, чтобы снять новые клипы.
— Вы один из тех людей, которые всячески поддерживают Украину в трудное время. Что в нынешней Украине вас вдохновляет, а что огорчает?
— Меня огорчает то, что мы все родом из детства, к сожалению, из одного и того же. Также огорчает то, что революция неизбежно пожирает своих детей. А судьбе и участию человека, который приходит на волне революции к власти, точно не позавидуешь. Но при этом, конечно, наблюдая за сегодняшней властью в этой стране (Украине. — Прим. «Фраза»), я переживаю, сочувствую и огорчаюсь. Многому. Это все то, что меня печалит. А вот радует меня то, что судьба моей родной страны, которая, увы, находится в руках посредственности по имени Владимир Путин, миновала Украину. Почему посредственности? Да потому что он из тех, которые всегда сидели троечниками в классе, но при этом им важно было вовремя устроиться в КГБ/НКВД/ЧК, а затем протащить эту философию ЧК на верхушку правления всей страны. И меня радует хотя бы то, что этой судьбы, этой участи Украина избежала. Я думаю, что ни разу за последние много лет нельзя упрекнуть украинскую власть в том, что они сплошь и рядом нквд-шники. А мы же, напротив, существуем и варимся в этой философии, потому наш путь, путь России, печальнее, длиннее и бесперспективнее.