«Кино — вокруг нас»: Василий Цалогов о фильме «Молочные сосиски»

До 4 октября в Pinchuk Art Centre демонстрируется фильм художника Василия Цаголова «Молочные сосиски» (1994).

Эта лента стала знаковой как для украинского искусства тех лет, так и для самого художника, который благодаря ей освоил новый для себя жанр — кино — а также получил приглашение на престижную выставку в стокгольмском музее.

Лента рассказывает о маньяке-психиатре, который мнит себя богом и вершит человеческие судьбы. Фильм наполнен унылой романтикой 90-х, криминалом и мистикой. 

«Молочные сосиски» перекликаются с шедевром Станислава Клименко «Кому вверх, кому Вниз» (1991). Оба фильма диагностируют одурманенность нашего социума на сломе эпох в начале 90-х.

О том, насколько авантюрно создавался этот фильм, о том, что между маньяком и арт-критиком, случается, нет никакой разницы, а также о том, что всё вокруг нас — кинематографично, рассказывает Василий Цаголов.

В 1994 году снять кино в Украине было крайне трудно. Смонтировать видео, наложить звук, обработать изображение — всё это в домашних условиях сделать было невозможно. Как вообще строился процесс работы над фильмом?

Директор галереи «Бланк Арт» предложил мне сделать у него выставку. Но выставлять свои старые полотна мне было не интересно, а спешно писать новые картины я не хотел. Поэтому я предложил снять фильм. Хотя до этого кинематографом я не занимался. Съёмки заняли где-то 10 дней. На фильм директор галереи выделил мне 500 долларов. Все эти деньги ушли оператору.

Сценарий писался на ходу. Изначально у меня была задумка, но конкретно каждую сцену я расписывал за день до съёмок. Практически все диалоги в фильме импровизированы. Местами они получились очень удачными, потому что это полный бред (улыбаясь — ред.) 

Большинство наших художников, которые в те годы что-то снимали, - занимались видео-артом. А мне хотелось сделать именно сюжетную ленту. 

Когда я снимал этот фильм, то восхищался Вимом Вендерсом, Райнером Вернером Фассбиндером и Аланом Паркером. 

Главного героя, маньяка, в фильме сыграл арт-критик Олег Сидор-Гибелинда. Задача арт-критика, среди прочего, — упорядочивать арт-мир и проводить в нём расстановку сил. А в вашем фильме он возведён на более высокий уровень, когда он влияет не только на художников, а вообще на весь социумом. Вырисовывается интересная аллюзия, что людьми манипулирует, скажем, не бизнесмен или политик, что привычно, а именно арт-критик...

Ну, можно об этом говорить. Но я снимал этот фильм, ориентируясь на обычного зрителя, который бы не знал, кто именно исполняет главную роль. Олега я пригласил на роль маньяка,  потому что он и в жизни такой… (улыбаясь — ред.) К тому же мы учились вместе и много общались о литературе и кино.

В Pinchuk Art Centre показывается не лучшая копия фильма. В ней нельзя разобрать всех диалогов, а изображение местами сбивается. Неужели нет более качественной копии?

Мы снимали на плёнку, а потом фильм был переведён в цифру. Копия, которая показывается на выставке, взята из стокгольмского музея современного искусства. У меня может где-то ещё осталась кассета с фильмом — надо поискать. Хотя за все эти годы плёнка, скорее всего, уже испортилась.

Как фильм попал в музей современного искусства в Стокгольме?

Его куратор был в Киеве, и активно отсматривал работы украинских художников. Кроме «Молочных сосисок» он в итоге отобрал для масштабной выставки After The Wall фотографии Савадова и Михайлова. После того, как мой фильм попал на неё, то и отношение к нему изменилось. 

Кроме стокгольмского музея и киевской галереи «Бланк Арт», фильм за 21 год ещё где-то показывался?

Какие-то отдельные его фрагменты показывались на разных выставках. Ну, а полноценный показ был ещё на киевском фестивале Dream catcher («Ловушка для снов»), который художники проводили в одном из дворов Андреевского спуска, чтобы показывать свои фильмы. Показы проходили всю ночь. Так как лент, снятых именно художниками, было немного, то мы приглашали и режиссёров, которые снимают обычные фильмы. Шапиро, братьев Алёшечкиных и других. Среди художников тогда видео-артом занимались Савадов, Гнилицкий, Подольчак, Ройтбурд, Гирич…

Спустя пару лет этим фестивалем занялся Михаил Ильенко и теперь его знают, как «Открытая ночь». 

Сегодняшние технологии намного упростили работу над фильмом. Но вы ничего не снимаете. Почему?

За 500 долларов я делать не хочу. А то, что хочется делать, требует команду и бюджет. Просто тогда мне хотелось больше сделать, и попробовать себя в разных жанрах. А теперь оглядываешься и понимаешь, что половину можно было вообще не делать.

Я специально не хотел утвердиться в одном жанре. Раньше я хотел быть непредсказуемым: когда от меня ждали картины — я приносил фильм, а когда думали, что я снова сниму кино — я выдавал что-то другое.

В этом году вышла книга Галины Скляренко, в которой есть статья о вашем творчестве. В ней написано: «Картины Цаголова вырастают из кинематографа и телевидения. Но не из артхаусного кино с его подчёркнуто авторским, индивидуальным видением и визуальным языком, а из «кинопродукции класса В» — мыльных сериалов и боевиков». Неужели действительно между популярным кино и вашими картинами — такая прямая зависимость?

Само по себе видение человека — кинематографично. Ведь в мире всё постоянно находится в движении и куда не взглянёшь — всё переменяется. 

Что же касается статьи Галины Скляренко, то, как по мне, это очень поверхностный текст. Она приводит много притянутых за уши тезисов. В этой статье она вообще чуть ли не обвиняет меня в том, что сегодня происходит в Украине.

Кроме «Молочных сосисок» вы также сняли фильм «Новости», в котором появляются ваши друзья-художники.

Это была видео-работа в формате выпуска новостей. В кадре сидел диктор, который что-то рассказывал, а в промежутках показывались постановочные репортажи о том, как в Мексике поймали наркобарона или как реконструируется Крещатик… Все новости были придуманы. 

В фильме участвовали Гнилицкий, Соловьёв, Цюпка, Осоева, Голец, Братков, Подольчак и Дюрич. 

Видео работы Василия Цаголова:

«Карла Маркса — Пер-Лашез» (1993) документация перформанса

«Молочные сосиски» (1994) игровой фильм (36 мин)

«Криминальная неделя» фотофильм (1994)

«The end» (1995) документация перформанса в реанимации

«Новости» (1997) постановочный выпуск новостей (30 мин.)

Тэги: кино

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Китайцы начали продавать собак и кошек… через автоматы
Китайцы начали продавать собак и кошек… через автоматы
В Подмосковье заживо сгорели нелегальные мигранты
В Подмосковье заживо сгорели нелегальные мигранты
Спикер Джонсон поддержал идею Украины бить по РФ американским оружием
Спикер Джонсон поддержал идею Украины бить по РФ американским оружием
В Мексике во время политического митинга обрушилась сцена – погибло немало людей
В Мексике во время политического митинга обрушилась сцена – погибло немало людей
Президент Аргентины пустился в пляс перед толпой – появилось видео
Президент Аргентины пустился в пляс перед толпой – появилось видео
Пугачева внезапно выпустила новый клип
Пугачева внезапно выпустила новый клип
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Россия начала учения с ядерным оружием
Россия начала учения с ядерным оружием
Глава МИД Германии Бербок прибыла в Киев
Глава МИД Германии Бербок прибыла в Киев
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?