«Коммивояжёр»: совесть как летальное оружие

23 марта в прокат выйдет лауреат «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке «Коммивояжёр» Асгара Фархади. Эта картина наводит увеличительное стекло на проблемы, о которых люди обычно умалчивают. Ведь обнаруженная истина зачастую оказывается намного больнее того, что можно пережить и перетерпеть.

Лента начинается со срочной эвакуации жилого дома. Люди, хватая первое необходимое, сбегают по лестнице. Эта суета и крики задают тон всему последующему сюжету, в центре которого супружеская пара. Он преподаёт литературу. Она играет в театре на пару с мужем. Вскоре им удаётся найти новое хорошее жильё. Но, как оказалось, за этой квартирой водится плохая слава. И вскоре на супругу главного героя сваливается несчастье.

Если в западных государствах ответственность за расследование подобного злодеяния обычно берут правоохранители, то в Иране, с его жёсткими патриархальными устоями, женщина не может признаться в том, что её обесчестили. Это большой позор. Так что ответственность за это преступление приходится взять на себя мужу.

Сюжет картины начинается, как фильм-катастрофа, затем переходит в житейскую драму, после чего становится детективом, а завершается, как притча о морали.

Лента насыщена сложными поворотами сюжета, густыми диалогами и, безусловно, эталонной игрой актёров. В этих персонажах узнаёшь самых обычных людей. Не-героев, которым не хватает смелости для мести. У которых недостаточно сил для решения житейских ситуаций. Которым недостаёт решительности сознаться в своих трудностях.

Как и любой рядовой обыватель, главные герои «Коммивояжёра» — по натуре своей люди слабые. Они проигрывают при столкновении с судьбой.

Ведь обыватель с детства не прикасается к оружию, перекладывая ответственность за свою защиту на государство, общину, церковь или какую-либо другую институцию.

А в патриархальном Иране, где признаться в изнасиловании кому бы то ни было, — большой позор для женщины, главным героям приходится решать эту проблему самостоятельно. Единственным их оружием становится совесть, к которой они апеллируют, пытаясь доказать вину злодея. Если обычно совесть позиционируется как судья, то в «Коммивояжёре» она становится своего рода судисполнителем.

Совесть — это то, что постоянно обсуждают, но что никогда не бывает в моде.

Разрешается фильм не выстрелом, а отдачей после него. Спустившие условный курок главные герои получают удар не меньший, нежели тот, на кого было направлено оружие морали. Немой вопрос в финальной сцене повисает над зрителем, как могильная плита.

Этот фильм получил сразу два приза на прошлогоднем Каннском кинофестивале. «Коммивояжёра» отметили за сценарий и мужскую роль (Шахаб Хоссейни).

В карьере режиссёра Асгара Фархади это уже второй «Оскар». Первый он получил в 2012 году за «Развод Надера и Симин». За эту же ленту он тогда был удостоен и множества других престижнейших наград, среди которых были «Золотой глобус» и «Золотой медведь» Берлинале.

Буквально каждый фильм Фархади становится настоящим событием в мире фестивального кино. Мир обычных людей в этих лентах показывается просто и без прикрас. Любые спецэффекты заменяются пронзительными переживаниями. Вместо эротики здесь предельная откровенность и искренность. Вместо погонь — путаные узлы судеб и морали. А стрельба и драки заменяются раскалёнными чувствами и напряжёнными диалогами.

Обязательным к просмотру также является фильм Фархади «История Элли» (2009). В нём напряжённая детективная коллизия внезапно вспыхивает из обыденной, казалось бы, ситуации. Те повседневные события, на которые мы в обычной жизни просто не обращаем внимания, для этого режиссёра становятся источником самых непредсказуемых сюжетов.

Фильмы этого режиссёра несколько театральны. Их действие обычно замыкается в стенах пары ключевых квартир/домов (единство места). Роль второстепенных сюжетов и необязательных персонажей минимизируется до голоса по телефону (единство действия). А сюжет не перегружается флешбеками или скачками в будущее (единство времени). Как в классической драматургии.

Произрастающие из этих картин месседжи уходят своими корнями в старинную литературу. Где одним из ключевых действующих лиц была Фортуна, Фатум, Божественное провидение, Совесть или прочая иррациональная сила, которая могла разрубить даже самый сложный узел человеческих отношений.

Этим любила наполнять свои сюжеты, в частности, античная драма 20-30 веков тому назад. Прошли века, и это мировоззрение себя исчерпало. Язык стал искуснее, наполнившись десятками тысяч новых слов. Человеческий опыт стал содержательнее, охватывая прожитое тысячами поколений.

Мироустройство стало более организованным и комфортным. В руках у современного человека огромный инструментарий для решения самых трудных ситуаций.

Но всё равно это не гарантирует того, что в самый ответственный момент своей жизни современный человек не останется безоружным. И полагаться ему придётся на какую-то иррациональную, труднообъяснимую силу, которую называют то ли совестью, то ли божественным провидением.

Тэги: фильм

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Зеленский прибыл с рабочим визитом в Мадрид
Зеленский прибыл с рабочим визитом в Мадрид
Зеленский прибыл с рабочим визитом в Мадрид
Зеленский прибыл с рабочим визитом в Мадрид
Зеленский обратился с призывом к партнерам
Зеленский обратился с призывом к партнерам
В Киеве патрульный автомобиль попал в аварию
В Киеве патрульный автомобиль попал в аварию
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Китайцы начали продавать собак и кошек… через автоматы
Китайцы начали продавать собак и кошек… через автоматы
В Подмосковье заживо сгорели нелегальные мигранты
В Подмосковье заживо сгорели нелегальные мигранты
Спикер Джонсон поддержал идею Украины бить по РФ американским оружием
Спикер Джонсон поддержал идею Украины бить по РФ американским оружием
В Мексике во время политического митинга обрушилась сцена – погибло немало людей
В Мексике во время политического митинга обрушилась сцена – погибло немало людей
Президент Аргентины пустился в пляс перед толпой – появилось видео
Президент Аргентины пустился в пляс перед толпой – появилось видео
Пугачева внезапно выпустила новый клип
Пугачева внезапно выпустила новый клип
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?