«Братья. Последняя исповедь»: пока актуальна совесть

Все лучшие украинские фильмы появляются вдруг и словно из ниоткуда. Например, Сергей Лозница неожиданно для всех выпустил эпическую документальную картину «Майдан». Из-за событий в стране никто не обратил внимания и на то, как проходила работа над «Племенем» Мирослава Слабошпицкого. А в результате эти две картины стали главными событиями в украинском мире кино этого года.

Словно из ниоткуда появилась также и лента Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь». Как и вышеупомянутые фильмы, этот — не просто один из лучших, но и один из знаковых.

Вскоре «Братья...» должны выйти в прокат. А сейчас лента борется за призы кинофестиваля «Молодость». Это тот редкий случай, когда Украину в основном конкурсе киевского кинофорума представляет картина, за которую не стыдно.

Фильм ранее уже участвовал в конкурсных программах сразу двух кинофестивалей класса «А» в Гоа и Москве. Последняя принесла приз жюри российской кинокритики, а также награду за лучшую женскую роль, которую присудили Наталке Половинке. Кроме того лента участвовала на кинофестивалях в Багдаде, Женеве, Торуне (Польша), на «Киношоке» и т. д.

Фильм снят по мотивам повести скандинавского писателя Торгни Линдгрена «Шмелиный мёд». Это уже третья экранизация произведений этого номинанта на Нобелевскую премию. Правда, предыдущие два фильма в своё время получили до смешного низкие оценки критики и зрителей. О том, как режиссёру-дебютанту Виктории Трофименко удалось получить право на экранизацию этого произведения, а также о том, как проходили съёмки ленты, она рассказала в интервью.

Скандинавский сюжет режиссёр предельно гармонично адаптировала к карпатским реалиям.

В центре сюжета писательница, специализирующаяся на религиозной литературе. Однажды она приезжает с лекцией в гуцульское село, где останавливается переночевать у одинокого старика. Непогода задерживает женщину в его доме. За это время она ближе знакомится с хозяином и узнаёт о его брате, который живёт по соседству. Но, несмотря на это, они не общаются друг с другом уже много лет. Оба они смертельно больны.

Единственное, что продлевает им жизнь — взаимная ненависть и желание умереть позже другого. Писательница попытается узнать, что стало причиной таких взаимоотношений между ними.

Интригующий ритм фильму придаёт монтаж. Динамичный и неожиданный, он напоминает езду по ухабистой карпатской дороге. Когда то пропадаешь в тёмных туннелях семейных раздоров, то взметаешься к вершинам человеческих чувств.

Наряду с «Племенем» Слабошпицкого и «Счастьем моим» Лозницы, «Братья...» — самый сильный полнометражный дебют времён Независимости. Но всё же в отдельных сценах чувствуется неуверенная рука молодого фильммейкера. Например, стыки между некоторыми флешбеками не всегда гармонично перетекают из одного в другой. А ставшая лейтмотивом всей ленты легенда о Святом Христофоре — кажется не до конца оправданной.
В фильме очень точно воспроизведена аутентика украинских Карпат. Быт гуцулов, их наречие и взаимоотношения. Всё здесь передано без нарочитой показушности и акцентированной шароварщины, которая свойственна, увы, многим-многим отечественным фильмам разных лет. Очень точно воспроизведённая карпатская реальность здесь сведена до экзотического фона, который подчёркивает главные моменты в сюжете и не отвлекает от его развития.

В Москве фильм наградили призом жюри российских кинокритиков с формулировкой среди прочего «за попытку возродить поэтическое кино». Слышать такое от северных коллег, по меньшей мере, дико. Ведь в картине Трофименко нет практически ничего, что бы прямо продолжало традицию, заложенную Сергеем Параджановым и Юрием Ильенко. Поэтический язык их фильмов основывался на изобретательной игре с аутентичными аксессуарами. Старинные предметы быта и обряды словно оживали в их лентах и становились едва ли не полноценными персонажами.

В «Братьях...» же колорит Карпат — не более чем просто фон. По духу же лента напоминает скорее скандинавские психологические драмы. Ведь в центре его сюжета не мифическая, а именно психологическая коллизия. К тому же здесь ещё и затонированы кадры, что свойственно североевропейскому кино.

Этот фильм подхватил тренд популяризации украинских достопримечательностей в игровом кино. Например, благодаря молодёжному триллеру «Тени незабытых предков» впервые в художественном фильме появилась шедевральная архитектура Черновицкого университета. Ужастик «Синевир» живописал красоту карпатского озера, в честь которого назван фильм, а также загадочность фресок в Софии Киевской. Исторический экшн «Максим Оса», который нынче в замке в Каменец-Подольском, покажет неожиданную сторону этой достопримечательности.

Картина Трофименко обеспечила прописку в полнометражном игровом кино уникальной церкви святого Юра в Дрогобыче. Практически вся внутренняя площадь стен этого деревянного храма покрыта старинными росписями. Церквей с подобными фресками в Украине осталось всего около 15. При том, что всего в нашей стране более 2,5 тыс. деревянных храмов.

Во вступительной части фильма камера медленно скользит вдоль росписей, освещённых скупым светом свечей. Из-за кадра звучит тихий голос главной героини, читающей лекцию о святом Христофоре. В этой сумрачной атмосфере фрески словно оживают, и кажется, что голос принадлежит не человеку где-то за кадром, а самим святым, написанным на стенах.

Примечательно, что святой Христофор стал словно покровителем украинского кино в прошлом году. В том году у нас было снято около десятка полнометражных игровых картин. Этого достаточно мало, чтобы по тематике они абсолютно не пересекались между собой. Однако каким-то малообъяснимым образом, сразу в двух фильмах лейтмотивом стала легенда об этом святом.

В уже упомянутом выше «Синевире» святой Христофор показывается, как существо с телом человека и головой пса, живущее на берегу легендарного озера. При всей своей монструозной внешности он обращал в веру многих людей и творил чудеса (молитвой приумножал хлеба).


Святой Христофор на православных иконах и в «Синевире»

Таким этого святого описывает православная восточная традиция. А в «Братьях...» он показывается согласно западноевропейским летописям. Согласно им, никаких физических патологий у него не было. Здесь он изображается, как очень сильный мужчина, который благодаря своим физическим данным переносил людей через опасный брод. Однажды ему нужно было перенести Иисуса. «Христофор был гигантом, однако не смог удержать Христа и упал. Трактуется это так, словно он не удержался под весом всех человеческих грехов. Собственно с этого эпизода и начинается фильм», — рассказывает Виктория Трофименко.


Кадр из «Братьев...»

Как для самого режиссёра, так и для многих других членов съёмочной группы эта картина стала полнометражным дебютом. Однако среди множества таких имён хочется выделить два, ставшие настоящими открытиями для украинского кинематографа. Второстепенную женскую роль в картине сыграла Вероника Шостак. Во время съёмок она отпраздновала своё семнадцатилетние. Однако когда видишь её на экране — не проскакивает и мысли, что это малоопытная актриса. А также исполнитель одной из главных мужских ролей — Войтка — Олег Мосейчук, являющийся худруком тернопольского театра. Настолько харизматичного актёра ещё нужно поискать.

Несмотря на то, что в сюжете немало откровенных сцен, — на экране они показаны предельно сдержанно. На первый взгляд это кажется ретроградством. Однако возможный впрыск флюидов в ленту наверняка отвлёк бы зрителя от сакральной атмосферы, которая хрустальной сферой покрывает в целом весь сюжет.

Война с Россией заставляет смотреть эту ленту сквозь призму актуальных событий. Мол, живут два брата по соседству, как мы с русскими, которые друг друга ненавидят, — ну, чем не реплика на сегодняшний день? Однако в данной ситуации, когда практически все находятся, если не в подвешенном состоянии, то, по крайней мере, в информационном тонусе, — практически во всём окружающем невольно улавливаешь аллюзии на войну или революцию.

Но пройдёт время. Война окончится, а революция станет больше историей, чем воспоминанием. И когда воевать и бунтовать будет уже не надо — «Братьев...» смотреть будет всё так же необходимо. Потому что этот фильм будет актуален до тех пор, пока актуальна совесть.

Тэги: фильм

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Уэнсдей 2: тизер продолжения популярного сериала
Уэнсдей 2: тизер продолжения популярного сериала
Взрывные котята (2024): трейлер и дата выхода нового мультсериала
Взрывные котята (2024): трейлер и дата выхода нового мультсериала
Украина получила первый тренажер истребителя F-16
Украина получила первый тренажер истребителя F-16
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?