Андрей Плахов: Каннский кинофестиваль будет жить по новым правилам

67-й Каннский кинофестиваль многие украинские любители кино запомнили благодаря большому вниманию к отечественным фильмам. Однако в их тени без должного внимания нашего зрителя остались истинные шедевры Годара, Долана, братьев Дарденн и Мундруцу. А ведь с годами именно по ним будут вспоминать этот год в истории кинематографа. О том, какие фильмы последнего Каннского кинофеста нельзя пропустить ни одному истинному киноману, рассказал «Фразе» один из авторитетнейших российских кинокритиков и почётный президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов.

Заметил неприятную тенденцию: все фильмы-открытия Канн последних лет — достаточно заурядное кино. Почему так происходит?

Причина очень проста — есть необходимость заполнить красную дорожку и придать торжественность церемонии открытия фестиваля. Обычно на церемонии показываются прокатные премьеры. В этом году, например, «Принцесса Монако» — в первый же день Каннского кинофестиваля вышла в прокат на экраны Франции. Это не фестивальный фильм, а скорее развлечение для светской публики, чтобы придать фестивалю какой-то элемент праздничности, звёздности. В этом году открытие было не самым удачным.

Лицом Каннского кинофестиваля в этом году стал главный герой фильма Феллини «Восемь с половиной». Марчелло смотрит на нас, приспустив очки, и в его глазах читается то ли снисхождение, то ли флирт... Такими же глазами пришлось смотреть фильмы фестиваля?

Фестиваль был очень насыщенным — на нём было показано много неожиданных фильмов. По традиции, на нём была программа киноклассики. Представляют такие фильмы звёзды, которые в них снимались. Они напоминают о великом прошлом кинематографа. В этом году одной из таких звёзд стала Софи Лорен.

В основном конкурсе фестиваля был показан фильм Жан-Люка Годара «Прощай язык». Название это очень симптоматично, потому что это свидетельство своего рода конца если не кинематографа, то, по крайней мере, какого-то большого его этапа. Фильм снят в 3D и было очень забавно надевать очки, идя на фильм Годара. В целом эта лента — шутка гениального авангардиста, его попытка зафиксировать некую новую стадию развития языка кино. В ней сплелось прошлое, настоящее и будущее. Этой ленте дали «Приз жюри», разделив его с новой работой Ксавье Долана «Мамочка». Это совсем молодой режиссёр, которого считают экспериментатором. То, что столь почётную награду разделили между старым классиком и молодым режиссёром, — остроумное решение жюри. Это показывает, что фестиваль смотрит в прошлое и в то же время заглядывает вперёд, чтобы понять, куда движется кино ХХІ века.

Фильм Годара показывался в один день с работой украинца Мирослава Слабошпицкого «Племя», которая победила в параллельной программе «Неделя критики». Это немая картина, снятая полностью на языке жестов. Наш режиссёр своим фильмом тоже в какой-то мере сказал: «Прощай язык»... Так каков же он — новый язык кино?

За прошедшие десятилетия язык кино очень усложнился. С одной стороны его развивали крупные режиссёры-авторы, такие, как тот же Годар. И, в конце концов, эти поиски в каком-то смысле себя исчерпали. Ведь найти что-то абсолютно новое чрезвычайно сложно. Новой может быть только личность автора. Уже важно не что говорится, а кто говорит. Сегодня в кино важно сказать иначе.

Например, Слабошпицкий изобретает новый язык через отсутствие слов. В его фильме лишь язык жестов, своеобразная пантомима. Этим ему удалось показать и эмоции, и метафоры. Годар в своём фильме искал новый язык через старые цитаты. Такое уже встречалось в его старых фильмах. Долан же перенасытил свою работу диалогами, за которыми иногда даже следить трудно. Эта лента очень музыкальна и декоративна. В ней используются все средства киноязыка, чтобы создать очень яркую насыщенную образность. Словом, какой режиссёр как чувствует — так и действует. То есть у каждого режиссёра свой уникальный язык.


Трейлер фильма «Прощай язык»

В прошлом году в основном конкурсе Канн не было ни одного восточно-европейского фильма. В этом году в основном конкурсе была лишь одна картина из России — «Левиафан» Андрея Звягинцева, а во второй по значимости программе «Особый взгляд» показывалась лента, снятая в копродукции с Венгрией — «Белый Бог» Корнелу Мундруцу. То есть всего два фильма из этого региона. Действительно ли восточно-европейскому кинематографу в последние годы нечего предложить Каннам?

Сегодня в восточно-европейском кино снимается совсем немного фильмов, которые были бы конкурентоспособны на Каннском кинофестивале. Уже довольно давно нет в основном конкурсе, например, польских фильмов. Хотя в Польше сегодня есть заметные режиссёры и там активно снимаются фильмы. С другой стороны имеет значение и то, что прошла мода на польское и чешское кино.

«Белый Бог» — очень интересная авторская лента. Знаю, что в Венгрии в последнее время произошли большие перемены в киноиндустрии и сегодня там финансируется исключительно коммерческое кино. Однако режиссёру этой картины Корнелу Мундруцу удалось найти выход из такой ситуации. Он снял свою работу именно как жанровый фильм. В ней задействовано 300 бездомных собак. Это очень сложная техническая задача и решена она без компьютера и каких-либо спецэффектов. Фильм рассказывает о том, как девочку разлучили с её любимым псом и как потом он к ней всё-таки возвращается. Достаточно мелодраматичный жанровый сюжет. Однако это, конечно же, авторская лента. Псы в картине показываются своего рода, как метафора человеческого сообщества. Вот пример, как даже в столь жёстких условиях рынка режиссёр нашёл возможность снять талантливую авторскую ленту. Но это, конечно же, редкий случай. Далеко не все могут перестраиваться и работать в разных регистрах. Что очень важно в современном кино.


Трейлер фильма «Белый Бог»

Как вы считаете, какой фильм Канн-2014 остался незаслуженно без наград?

Картина братьев Дарденнов «Два дня, одна ночь». Хотя после её просмотра осталось двойственное впечатление. Главную роль в ней исполнила Марион Котийяр, очень раскрученная мейнстримная звезда. И когда я начал смотреть эту ленту, мне показалось, что она не очень органично вписывается в мир Дарденнов. Тем не менее, режиссёрам удалось гармонично втянуть её в атмосферу своего кино — в этом я всё же убедился во время просмотра. Так что получился прекрасный фильм. Может, не лучший в их творчестве, но, наверное, в любом фестивальном контексте он заслуживал бы хоть какой-то награды. Эти режиссёры, кстати, никогда не уезжали из Канн без призов, а дважды даже удостаивались «Золотой пальмы». С одной стороны это расстраивает, но с другой — понятно, что Дарденны — авторы перенаграждённые. Поэтому ничего страшного не произошло. Наверняка, будь немного другой расклад жюри — лента была бы отмечена.


Трейлер фильма «Два дня, одна ночь»

В этом году президент Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб ушёл в отставку. Одна из ваших статей о фестивале оканчивается словами «Вместе с ним ушла эпоха». Как изменится фестиваль после этого?

Сейчас Жиль Жакоб ушёл формально, но фактически он ушёл гораздо раньше. Последние уже несколько лет он не оказывает прямого влияния на Каннскую программу. Это делал главным образом его преемник Тьери Фремо. В том, как они отбирают фильмы, конечно же, чувствуется большая разница. Жакоб всё-таки ориентировался на кинематограф авторов. Он говорил, что пригласить в Канны Шерон Стоун и Катрин Денёв и провести их по красной дорожке нужно для того, чтобы была возможность показать фильмы Александра Сокурова и Мануэля де Оливейры. То есть он использовал механизмы фестивального промоушена, но всегда имел в виду интересы именно авторского кино. Есть ряд режиссёров, которых Жакоб пестовал. Самый известный среди них — Ларс фон Триер. Кстати Нури Бильге Джейлан, победивший в Каннах в этом году, — тоже один из таких режиссёров.

Фремо также уважает авторский кинематограф и предоставляет ему площадку. Но, во-первых, меняется время и на смену авторам старшего поколения приходят молодые. А во-вторых, сегодня акцент делается не на авторах, а на сотрудничестве с крупными кинокомпаниями, которые предоставляют хорошие авторские фильмы в связке с достаточно средними лентами. Этот процесс неизбежен, ведь изменилась система кинопроката, финансирования кино и т.д. Все это отражается на Каннском кинофестивале, не говоря уже о том, что и сами фестивали уже становятся в какой-то мере архаическим пережитком прошлого.

Кинофестивали перейдут в онлайн-формат?

Вряд ли все фестивали перейдут в интернет. Но в значительной степени — да. Фестивали меняются, они должны учитывать новую ситуацию и новые формы. Ведь и сами по себе красные дорожки несколько архаичны.

Тэги: Каннский кинофестиваль

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Уэнсдей 2: тизер продолжения популярного сериала
Уэнсдей 2: тизер продолжения популярного сериала
Взрывные котята (2024): трейлер и дата выхода нового мультсериала
Взрывные котята (2024): трейлер и дата выхода нового мультсериала
Украина получила первый тренажер истребителя F-16
Украина получила первый тренажер истребителя F-16
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?