Говорить о том, что в Украине серьезные проблемы с расизмом, некорректно. Утверждать, что такие проблемы особенно очевидны в донецком регионе абсурдно. Тем не менее, британские журналисты, зацепившись за отдельные случаи, вешают лапшу на уши своим болельщикам, отбивая у них желание ехать в Донецк на групповые матчи сборной Англии.
Обидно, что британцы, пытаясь пристыдить Украину перед европейским сообществом, акцентируют внимание не на критике команды Януковича за слабую организационно-техническую подготовку к ЧЕ, а высасывают из пальца несуществующую проблему расистских настроений среди украинцев, дончан в частности.
Донецкий расизм, которого нет
Как житель Донецка с уверенностью могу сказать, что в моем регионе проблемы расизма нет. Да, иногда приходиться слышать, что где-то у нас побили чернокожего или азиата, но это бывает очень редко, и делать из таких случаев целую тенденцию, конечно же, нельзя. В 9 из 10 случаев это, скорее всего, обычный криминал. В конце концов, по статистике абсолютное большинство жертв преступников русские и украинцы. Так что, делать вывод о том, что в Украине расисты выбирают для нападений лиц славянских национальностей?
В Донбассе отсутствуют исторические и социальные предпосылки к расизму. Нет причин нет следствия. Ксенофобия и межэтнические конфликты это понятия, которые на массовом уровне всегда были чужды донецкому краю.
Житель Донецка, молодой человек Михаил: «К чернокожим и азиатам отношусь абсолютно нормально. Со случаями расизма у нас в городе не сталкивался. Говорят, что такие случаи есть, но я никогда о них не слышал. Мне кажется, что это все очень преувеличенно».
Есть какие-то малочисленные группы маргиналов, которые называют себя последователями гитлеровских идей, но таких чудаков хватает, по сути, в любом европейском регионе. Да и вообще, в большинстве стран ЕС размах нацистских движений намного шире, чем в Украине.
В Донбассе распространена другая проблема: неприязнь к социально чужому, непривычному, нетрадиционному. Например, среднестатистический житель региона может недолюбливать представителей панк-субкультуры и людей других рас по одной и той же причине: они чужие. Но, снова-таки, даже по таким поводам рядовой донбассовец особой агрессии не проявляет.
Жительница Донецка, студентка Марина: «Я хорошо отношусь к чернокожим ребятам и азиатам тоже. Да, иногда в наших студенческих общежитиях происходят драки между нашими и африканцами. Но слышу о таких случаях я не сильно часто. Может, это просто бытовые конфликты, а может, и на почве расизма, не знаю...».
В отличие от российских реалий, в москвофильском Донецке нет проблем с расизмом и в футбольной сфере. Во время игры здесь никто бананов на поле не кидает. Домашние матчи «Шахтера» и «Металлурга», в футболках которых играет большое количество чернокожих, обходятся без проявлений ксенофобии.
А вот в петербургском «Зените», для сравнения, из-за популярных в фанатской среде команды ультраправых взглядов, вообще не покупают игроков с черным цветом кожи, чтобы избежать конфликта с болельщиками.
В полиэтничном регионе разгул массового и агрессивного расизма невозможен
Здесь лишних слов не нужно. Давайте просто выделим из национального состава Донецкой области тех, кто может потенциально страдать от расизма и подобных ему явлений: армяне 15734, азербайджанцы 8075, евреи 8825, грузины 7197, молдаване 7171, цыгане 4106, узбеки 1244.
Такой спектр нацменьшинств региона с их количественными показателями свидетельствует о том, что Донетчина это интернационалистский край, в котором массовая ненависть к другим этносам не имеет основания.
Житель Донецка, рабочий Георгий: «Да нет у нас никакого расизма. Что за бред? Вы пойдите в наши парки, в центр города... Они спокойно гуляют, никто их не трогает и не думает трогать. Англичане козлы. Придумали эту хрень с расизмом, а нам теперь оправдываться надо. А проблемы-то нет. Ведь у нас в Донбассе, так сказать, каждой твари по паре. Многие приезжие из Африки и Азии не скрывают, что они здесь живут намного лучше, чем у себя на родине».
Интернационализм это характеристика коллективного бессознательного дончан. Для здешних жителей (только не смейтесь!) близко ленинское понимание дружбы народов: «Долой вражду между рабочими разных национальностей или разных религий! Такая вражда выгодна только грабителям и тиранам, живущим темнотой и разрозненностью пролетариата. Еврей и христианин, армянин и татарин, поляк и русский, финляндец и швед, латыш и немец все, все идут вместе под одним общим знаменем социализма».
Расизм популярен там, где есть имперский и колониальный комплекс. Донбасс, как и вся Украина, сюда не вписывается. Украинцы это не имперский этнос, для которого, как правило, свойственно пренебрежительное отношение к другим национальностям и расам. Мы лишены того высокомерия и стремления самоутверждаться за счёт других, что обычно характеризует имперский этнос.
Житель Донецка, представитель постсоветского «среднего класса» Игорь: «Лично у меня нет никакой агрессии к другим расам. Да и в Донбассе в целом такой проблемы не вижу. Возможно, бывают отдельные случаи, но говорить, что здесь какая-то ксенофобия процветает это чушь».
Почему же британцы так увлеклись темой расизма в Украине, донецком регионе в частности? Здесь могли сработать три мотивации:
1. Отвлечь внимание от традиционных разговоров о бесшабашности британских фанатов в преддверии футбольного чемпионата;
2. Создать громкую новость на пустом месте, привлечь широкое внимание читателей и телезрителей к вымышленной проблеме;
3. Оправдать слабую активность британцев в покупке билетов на Евро-2012;
4. Донецк, вероятно, был выбран местом информационной атаки как город, в котором сборной Англии предстоит сыграть два матча группового этапа ЧЕ.
P.S. Пару слов о «толерантности». Почему до сих пор с Элтон Джона не сняли звание сэра за то, что он в 2010 году назвал Иисуса Христа представителем нетрадиционной сексуальной ориентации? Разве это не издевательство над библейскими ценностями? Разве это не оскорбление чувств христиан? Или издевательствам и оскорблениям могут подвергаться только чернокожие и «такие», как Элтон Джон?