Владимир Сердюк: Только после критиков настанет время инвесторов и меценатов

Что должно быть главным в выстраивании украинской информационной линии за рубежом? Необходимо ли нам министерство культуры? Креативна ли энергия масс и завершена ли Революция Достоинства? Об этом и многом другом — в интервью с Владимиром Сердюком, драматургом, режиссером и руководителем главной редакции фото- и видеоинформации УНИА «Укринформ».

Владимир Евгеньевич, сейчас обсуждаются разные подходы к тому, как выстраивать украинское информационное влияние за рубежом. Один состоит в том, чтобы все время говорить правду, разоблачать козни противника. Другой — вкладывать побольше средств и поменьше обращать внимание на мораль. А какое у вас мнение на этот счет?

Мораль — всему голова. Не может аморальное действие быть полезным или надежным. Сколько бы средств ни вкладывали для прямого достижения цели — одни лишь финансовые вливания не гарантируют успеха. Вспомните, какие «бабки» были в распоряжении клики Януковича. И где тот Янукович сейчас? Говорить правду о состоянии дел в Украине мы просто обязаны, чтобы нас не убаюкали победные реляции. Но и разоблачать козни врага — дело третье, это ответная мера. А нам нужно спокойно, широко и откровенно освещать события в своей стране именно так, как мы их видим. Это будет самой лучшей пропагандой без давления на читателей и зрителей. Откровенностью отвечать на откровенность. И кроме новых телевизионных каналов, радиостанций (в том числе и интернетовских), правда об Украине должна поступать к зарубежной публике на иностранных языках не только в виде новостей. Где наша аналитика? Где смелая публицистика? Где критические статьи с конкретным анализом, а не с «говнополивом» и прицельными ударами по отдельным политикам? Где массированные переводы наших литературных произведений, где, предположим, «Шевченко Институты», хотя бы в основных странах Европы? Опера, хоры, балет... В общем — «Вміла готувати, та не вміла подавати!» — вот основной диагноз нашего хромоватого пешего похода в будущее, где уже поезда носятся стрелой и летают на солнечных батареях самолеты.

Если судить по посещаемости, цитируемости и наполнению, «Укринформ» — одно из нескольких мощных украинских информационных агентств. Как бы вы оценили его потенциал, в том числе, и в связи с вышесказанным?

О! «Укринформ» может многое. Там сосредоточены талантливые авторы и технический персонал. Информация издается на шести языках, включая китайский. А средств для развития технической базы не хватает. Двойственность положения этого агентства сегодня играет с ним злую шутку: его нельзя сделать государственным — ибо конфуз, наблюдатели скажут «Правительство имеет собственное „карманное“ информационное агентство!». И нельзя отпускать на вольные хлеба — поскольку новости с котиками, голыми тетями и «расчлененка» продаются куда активнее, чем сообщения о деятельности министерств — и тогда, прощай официальная, трижды проверенная и подтвержденная информация! Хотя дополнительные финансовые вливания даже в существующую структуру, без ее реформирования, помогли бы модернизировать «Укринформ», дать ему возможность развиваться и принести новый успех нашему общеукраинскому делу.

У нас, конечно, привыкли все время «ныть» на тему развития современной национальной культуры. Насколько это оправданно? Ведь снимают, ставят, пишут — и за последние годы украинцы получают призы на известных международных конкурсах (может быть, вопреки?). Вероятно, необходима какая-то объективная оценка происходящего в этой сфере?

Настоящей критики у нас нет. Не комплиментарной, но и не язвительной. Реального холодного анализа качества продукции. Никто не может поставить «больному» диагноз, а без этого невозможно назначить лечение. Авторы не знают цены своим творениям, пока эту цену им не укажут критики. Только после критиков настает время инвесторов и меценатов. Они должны иметь гарантии качества новых произведений. А каково было положение за последние двадцать лет? Нам только и повторяли: драматургии в Украине нет, литературы нет, образования нет..., и дальше по списку. К чему запускались такие разговоры? Чтобы оказалось — и армии у нас нет! Да еще внедрялась в подкорку мысль: «Украинцам нужен свой Путин». В нашем вишневом садочке топтались вражеские мастодонты, а мы старались не обращать на них внимания, учась играть на сопилках.

Дискуссии о роли, влиянии или реформе отечественного Министерства культуры давно считаются бесплодными, но, может быть, не все так безнадежно? Произошедшая революция, во многом — согласитесь ли вы со мной? — была и культурной. Может ли это обстоятельство изменить ситуацию?

Может. И должно. Но цели деятельности новых руководителей должны разительно отличаться от целей предыдущих ставленников клики образца 2013 года. Из артистических событий должно уйти чванство и показуха, замаскированные вышиванками и лозунгами «Я украинец!». Министерству культуры нужно запретить закупать фейерверки и собирать грандиозные съезды. Работники Министерства культуры, если такое останется в будущем, должны бегать за авторами и упрашивать их предоставить им новые произведения. Они должны знать, над чем работает тот или иной художник, и тихо ждать завершения его работы. Но целевые деньги должны идти на написание, на постановки, на переводы. Я бы также разрешил гражданам самим решать, куда пойдут их обязательные ежегодные налоги — на ремонт крыши здания оперы, закупку новых сценических костюмов и музыкальных инструментов для конкретных коллективов, или на закупку вооружений. Общество у нас нормальное, народ щедрый. Активность волонтеров показывает, как должны работать чиновники. Не смогут так — «на... з площі!» А вообще, я сомневаюсь в необходимости существования министерств «культуры», «правды», «информации», ибо все министерства создают планы по валу каких-то единиц продукции и фиксируют их выполнение. Культура же имеет дело с феноменами. Можно ли запланировать появление шедевра? А как проконтролировать его обязательное создание?

Что дает украинцам, в особенности юным, опыт учебы, работы и быта в развитых странах? Должны ли чиновники знать английский язык? А может, придать ему официальный статус?

В Евросоюзе пять официальных языков. Очень приятно слышать, когда чиновники болтают по-заграничному. Но они, в первую очередь, должны бегло говорить на родном языке! Я имею в виду — говорить так, чтобы народу был понятен смысл их слов, и ясно направление деятельности. А не затуманивать свои грязные делишки высокопарными фразами. Время от времени у депутатов нужно спрашивать: читали ли вы закон, за который проголосовали? Для молодежи стоит вернуть традицию Запорожской Сечи, когда даже сотником казачьего войска нельзя было стать, не имея диплома одного из европейских университетов, такого как Болонский, например. А он был только одним из череды базовых университетов Войска Запорожского. Более чем триста лет назад нас развернули спиной к Европе, а лицом к Москве. Нам дали понять, что ни в Варшаве, ни в Бухаресте и Будапеште, ни в Париже и Берлине ничего интересного не происходит. Пора отбросить навязанное нам в нашем сонном состоянии представление о центре мира в Москве. Тем более, что это ошибочное представление, очень попахивающее провинциализмом. А мы ведь уже живем в условиях «всемирной деревни», когда, сидя в сельском домике, любой может посмотреть, как там, в Капакабане. Придавать статус официального английскому не нужно, но поощрять его изучение полезно. И пусть наши студенты проходят практику и за рубежом тоже.


В связи с вышесказанным, может ли Киев превратиться в центр альтернативной русской, русскоязычной культуры, выдержанной в стилистике Просвещения?

Может. Но лишь на время. Как резерв для сохранения российского вольнодумства, и площадка для его свободного развития вне рамок диктатуры. Через некоторое время, когда обстановка для свободомыслия снова воцарится в России, люди, переживавшие тяжелые времена здесь, должны будут естественно переехать опять на свою родину. Культура в отрыве от народа обречена на жалкое прозябание и исчезновение.

Согласны ли вы с идеологемой, упрощая, Украины как «проекта габсбургского генштаба, англосаксов и масонов», направленного на разрушение «тихого рая богоспасаемой Москвы»? Спрашиваю в силу произошедших масштабных изменений политического ландшафта — похоже, соседнее государство и впрямь оказалось на краю гибели...

Те, кто изучал историю в средней школе, всегда прекрасно понимали, что все империи имеют определенный срок развития и существования, около 200-300 лет. Ну, пятьсот, от силы. А потом должно возникнуть новое качество — новая формация. И какой она будет, никто не знает. Единственное что известно, новые государственные образования будут диаметрально отличаться векторами внешней и внутренней политики от той империи, которая их породила. Как в случае с Византией, уж какие они были христиане, и бац — мусульмане, Римская империя, тротуары и ватерклозеты, акведуки и стадионы, бац — варвары на длительное время. Надеюсь, Россия, по этой логике, возродится про-европейской и демократической страной, освободившей порабощенные народы.

Что касается бредней об «австрийском генштабе», их придумали для того, чтобы Украину оскорбить и унизить. Знаете, зачем в мате есть, мягко говоря выражение «я спал с твоей матерью»? Это чтобы ошарашить противника. Он начнет сомневаться, а вдруг и правда передо мной стоит мой родной отец — как его убивать после этого. Пока один воин сомневается, другой его режет и бежит дальше. И свидетелей разговора на повышенных тонах не будет. И победитель напишет свою историю, где о побежденном — даже и не вспомнит. Не идите на поводу у агрессивных демагогов. Не принимайте их правила игры.

Этот вопрос, наверное, прозвучит в стиле советских 20-х, но какая, на ваш взгляд, взаимосвязь между художником и энергией масс?

Самые лучшие произведения были одухотворены энергией масс. Чего стоят картины «Ночной дозор», «Флаг США», «Герника», роман «Прапороносці», стих «Любіть Україну», тысячи других произведений, до сих пор призывающих к борьбе за Победу в разных культурах и в разные времена... Эта связь существует. Единственное условие для появления значительного художественного произведения, инспирированного движением масс, — это окончание войны, революции, переселения народов. Чтобы описать новые достижения человеческого духа в художественной форме, нужно осмыслить процесс, обобщенно понять — что же это было — и пережить заново. Тогда возможно появление шедевра. Даже мелодию «Щедрик» украинский композитор Дмитрий Бортнянский, воодушевленный благой вестью, смог написать лишь ой-ой-ой как много лет спустя после рождения Иисуса!

Помнится, «Открытый университет Майдана» был громким и привлекательным проектом. Как вы считаете, почему он получился, и что дал лично вам?

Если честно, я не принимал участия в проекте «Открытый университет Майдана». Я ходил вокруг сцены, слушал лекции других, фотографировал это исключительное место, рассказывал о нем иностранцам, и каждый раз давал себе слово, что завтра приду и предложу слушателям свою лекцию о журналистской этике. Но когда парни начали погибать, моя любимая тема показалась мне мелкой по сравнению с масштабами событий, имевших место на Майдане в те дни. Однако я уверен, что такие проекты, несомненно, важны, ибо во время революции нужно разговаривать со всеми представителями общества на их языках. Если говорить правдиво и открыто, а не давить лозунгами, то люди поймут ваши идеи, и потянутся к вам.

Мне кажется, что «титушек» тогда стало меньше, а потом они исчезли и вовсе с Майдана, именно благодаря деятельности «Открытого университета Майдана». Они ведь подходили с той, неохраняемой стороны площади, и слушали. Возможно, подействовало, и совесть проснулась? Да и финансирование их, в суматохе перед бегством клики, прекратилось — а если исчезают соблазны (в данном случае гривневые), многие прежде не окрепшие духом люди, также начинают прислушиваться к собственной совести. Я в это верю.

Наконец, закончена ли, на ваш взгляд, Революция Достоинства? Спасибо.

Революция Достоинства не может закончиться. Она продолжается и сегодня. Ее ценности вечны. Кто может определить для себя — вот моя мера достоинства, а вот здесь я прогнусь, да и ничего — и так сойдет...? Наши предки передали нам неугасимую тягу к Воле. Если мы это стремление в себе чувствуем — мы не рабы. Мы не рабы! Это наша основная идея. На сегодня это есть непровозглашенная идея, владеющая умами всех украинцев. Остальное должно шлифоваться в раздумьях, взвешивании собственных поступков и планов, обязательно согласуемых с нашей Совестью.

История цивилизации — это история развития человечества, его прогресса. Украинцы сейчас трудно и больно, с большими потерями, поднимаются на очередную ступеньку человеческого развития. Мы делаем это не только для себя. Весь мир, затаив дыхание, следит за нашими успехами. Своей смелостью и решимостью не возвращаться в проклятое рабское прошлое, куда нас так настойчиво тянут враги, мы демонстрируем всем людям мира: у человечества есть надежда на достойное свободное будущее. Вот в чем состоит более широкий, философский смысл Революции Достоинства.

Тэги: Майдан

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?