Александр Ляпин: Мир фотографии напоминает террариум, в котором фотографы и галеристы, как пауки, жрут друг друга. Часть II

Во второй части интервью фотокритик Александр Ляпин рассказал о том, почему у украинцев нет фотографической памяти, как фотоискусство развивалось в нашей стране и возможно ли вообще в Украине состояться арт-фотографу.

Первую часть интервью читайте здесь.

Какое место фотография занимает в современном украинском искусстве?

У нас фотография до сих пор остаётся частью contemporary art. Её используют в своём творчестве отдельные отечественные художники, которые состоялись, как живописцы: Арсен Савадов, Василий Цаголов, Илья Чичкан и др.


Арсен Савадов. Из цикла «Донбасс-Шоколад»

В Национальном музее фотография появляется только в рамках отдельных выставок, а в самой коллекции её нет. У нас даже не готовят специалистов-музейщиков, которые специализировались бы на фото.

Как развивалось фотоискусство на территории Украины в советское время?

Одно время мы были единственной в мире страной, в которой фотография была запрещена. В 1919 году нельзя было даже произносить слово «фотография». В то время при Совнаркоме был свой фотограф, который всё снимал сам. В СССР фототехника и все препараты, которые использовались в фотографии, были объявлены предметом роскоши, и, соответственно, облагались огромным налогом.

В советское время фотография была правильным контролируемым хобби, которое оберегало человека от алкоголизма и неправильных мыслей. Создавались клубы фотолюбителей, за которыми вёлся внимательный надзор. Всё, что снимали члены этих клубов, было правильным советским искусством. Свободного развития фотографии у нас никогда не было.

Вся история украинской фотографии — это сплошные запреты. Поэтому-то сегодня мы и не имеем фотографической памяти. В советской украинской прессе если и появлялись фотографии, то они были просто убогими. Все это и отразилось на дельнейшем развитии жанра.

Было ли фотографическое образование в СССР?

Фотожурналистов готовил единственный в Союзе факультет Московского Государственного Университета им. Ломоносова. Если же ты не оканчивал этот факультет, то тебя могли взять фотографом в какое-то издание только потому, что ты много снимаешь фотографий, которые по идеологическим меркам подходили тому или иному изданию.

А когда фотография на территории Украины стала искусством?

С конца ХІХ века и до 1919 года фотография на территории Украины была искусством. Потом она стала формой пропаганды. Сегодня же снимки тех времён можно переосмысливать и тоже называть искусством...

Объектом изучения в России и на Западе фотография стала лишь в 1980-е годы. Тогда серьёзные фотографы начали массово появляться в авторитетных музеях и галереях. Из украинских — первыми прорвались харьковские фотографы. Их не похожие ни на что работы и определили лицо Украины.

Предположим, я — украинский арт-фотограф. Что мне делать со своими снимками?

(задумавшись) Выложить на сайте...

Какая вероятность того, что на них кто-нибудь обратит внимание?

Никакой...

Какая перспектива у меня может быть?

Никакой...

Только ехать за рубеж?

Нет. Там ты тем более никому не нужен.

И что ж тогда мне делать?

Если ты именно харьковский фотограф, то шансы пробиться есть. Харьковская школа очень громко о себе заявила за рубежом и, к тому же, её признанные мастера активно помогают молодым. Но если ты живёшь не в Харькове, то шансов пробиться гораздо меньше. В таком случае, чтобы на тебя обратили внимание, нужно быть очень самобытным и не похожим ни на кого или клепать штампы в стиле популярных западных фотографов. Ведь в Интернете люди ежедневно выкладывают миллиарды фото. Так что, чтобы пробиться сквозь всю эту лавину, нужно фотографировать действительно нечто уникальное.

В целом же мир фотографии достаточно закрытый. Он напоминает террариум, в котором фотографы и галеристы, как пауки, жрут друг друга.

Чтобы не зацикливаться на эпическом депресе Украины, приведите пример какой-нибудь европейской страны, в которой инфраструктура фотоискусства развита полноценно.

Например, Германия... Только в одном Берлине около 50-60 фотографических галерей. Кроме того, есть очень крупные галереи и в других городах. Также по всей стране можно встретить разнообразные фотошколы. Многие из них выпустили знаменитых фотографов, которые своими работами изменили ход развития фотоискусства. Например, Дюссельдорфская академия художеств. Здесь учились великие уже немецкие фотографы, студенты класса Берндта и Хиллы Бехер Андреас Гурский (теперь профессор этой академии), Томас Руфф, Томас Штрут, Крис Шольц, Йорг Зассе.

Супружеская пара Берндт и Хилла Бехер известна во всем мире своими черно-белыми фотографиями фабричных зданий, водонапорных башен и газометров. Кстати, это учебное заведение окончил и Йозеф Бойс.


Андреас Гурски. «99 центов» (1999)

Кроме того, в Германии огромное количество музеев фотографии, которые можно найти даже в маленьких городках. Эти музеи находятся на полном обеспечении местных властей или в частных руках. И там есть работы как широко известных, так и местных мастеров.
В Германии есть научная база фотоискусства. И это существует не только как часть искусствоведения, а и философии. Ученые — осмысливают то, что делает художник. Расставляют по полочкам, изучают содержание, вникают в суть...

В целом в Германии есть структуры, которые хранят работы художников, есть структуры, которые генерируют художников, есть институции, которые генерируют людей, изучающих то, что делают художники, есть структуры, которые продают работы художников и есть люди, которые покупают то, что делают художники... Т. е. в Германии есть полный цикл.

А что из этого есть в Украине?

Ничего...

Даже образования?

Ну, в «кульке» им. Поплавского есть факультет, который производит фотографов. Но качество этих специалистов оставляет желать лучшего... В колледже при Академии лёгкой промышленности готовят бытовиков. В институте, который выпускает журналистов, нет даже факультета фотожурналистики. Фотографию не изучают в художественных вузах. По-моему, у нас недавно была защищена только вторая диссертация по фотографии. По истории украинской фотографии защитилась Виктория Мироненко, а по харьковской школе — Татьяна Павлова.


фото Евгения Павлова

Как же тогда украинский арт-фотограф получает знания и опыт?

В украинской фотографии бытует какая-то средневековая форма обучения. Молодые просто приходят к мастеру и смотрят, как он работает, тусуются с ним... Со временем перебегают к другому мастеру, а потом возвращаются, объединяются в какие-то кланы, цеха, группы... За этим очень интересно наблюдать со стороны. В таком случае происходит какое-то стихийное формирование культурного слоя, и рождаются очень интересные направления и стили.

Эти процессы могут продолжаться до бесконечности. Талантливые, способные люди будут пробиваться за границу, а тут так ничего и не возникнет...

Что-то пытается делать Марущенко в своей школе Фотокульт... Это на сегодняшний день вершина начального фотографического просвещения.

Что необходимо для того, чтобы заниматься арт-фотографией?

Чтобы заниматься творчеством — не нужна ни галерея, ни музей. Нужно только желание этим заниматься. Вот такие люди и формируют среду, в которой мы все варимся...

Однако складывается ощущение, что украинский арт-фотограф может состояться лишь за рубежом...

Да. Едут в Россию, где инфраструктура развита намного лучше, чем у нас. Нет языкового барьера. Там есть галереи и музеи, которые занимаются исключительно фотографией. Свою коллекцию фотографии собирают также Пушкинский и Русский музеи. А в Украине ситуация практически безнадёжная. Наши музеи — это удивительно примитивные учреждения, которые вообще не развиваются.

Поэтому Украина продолжает очень хорошо подпитывать российскую фотографию. Это уже давно стало традицией. В свою очередь российские кураторы представляют наших арт-фотографов на Западе, выдавая их за российских авторов. Своим они называют даже Бориса Михайлова, хотя у него до сих пор украинский паспорт, да и живёт он в Германии. А вот, например, Сергей Братков переехал в Россию на ПМЖ и стал типично российским художником.

В своё время именно российские арт-круги привлекли харьковских фотографов. Именно после того, как харьковская группа «Шило» выставилась в России — на них обратили внимание хьюстонские кураторы, которые организовывают один из крупнейших фотографических фестивалей мира.

Сегодня харьковчане уже стали там постоянными гостями. В Украине сформировалась очень маленькая, но достаточно продуктивная среда арт-фотографии.

Тэги: фотография, фото, Александр Ляпин

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Юлия Сенюк: украинская порноактриса мило пообщалась со студентами
Юлия Сенюк: украинская порноактриса мило пообщалась со студентами
Юлия Сенюк: украинская порноактриса мило пообщалась со студентами
Юлия Сенюк: украинская порноактриса мило пообщалась со студентами
Дмитрий Вербицкий: семья заместителя Генпрокурора купила офисное здание по цене дачи, - СМИ
Дмитрий Вербицкий: семья заместителя Генпрокурора купила офисное здание по цене дачи, - СМИ
Зеленский заинтриговал договоренностями о дополнительной ПВО для Украины
Зеленский заинтриговал договоренностями о дополнительной ПВО для Украины
В США разбился истребитель F-35 – эпичное видео с места крушения
В США разбился истребитель F-35 – эпичное видео с места крушения
В Киеве на парковке сгорело около 30 авто, один автобус и 10 мотоциклов
В Киеве на парковке сгорело около 30 авто, один автобус и 10 мотоциклов
Зеленский прибыл с рабочим визитом в Мадрид
Зеленский прибыл с рабочим визитом в Мадрид
Зеленский обратился с призывом к партнерам
Зеленский обратился с призывом к партнерам
В Киеве патрульный автомобиль попал в аварию
В Киеве патрульный автомобиль попал в аварию
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Китайцы начали продавать собак и кошек… через автоматы
Китайцы начали продавать собак и кошек… через автоматы
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?