Сценарист Линда Сегер: Меня удивляет, почему у вас не снимают много хороших полнометражных фильмов

Уже долгие годы над украинским кино висит проклятье «плохих сценариев». Это далеко не единственная, но уж точно — ключевая проблема нашей полуживой киноиндустрии. В последнее время в Украину зачастили «гуру сценарного мастерства», каждый из которых обещает поведать нашим кинематографистам какие-то особые заклинания, способные развеять это проклятье. Очередной голливудской волшебницей, которая приехала в Украину, дабы поделиться своим опытом, стала Линда Сегер.

Она консультировала около 2400 сценариев, по которым снято более 40 фильмов. Среди них были как кровавые боевики («Универсальный солдат», 1992), так и теологические драмы («Лютер», 2003).

22 марта в Киеве Линда Сегер проведёт семинар о том, «как хороший сценарий сделать великим». Накануне этого мы встретились с ней, дабы расспросить о лучших сценариях в истории кино, о том, как живётся голливудским сценаристам, и о том, что украинские сценарии не так уж и безнадёжны. Кроме того, в эксклюзивном интервью «Фразе» она поведала о том, что с приходом к власти Барака Обамы — в США резко вырос уровень расизма, а также о том, что, поистине, «миром владеют те люди, которые рассказывают истории».

Какие сценарии для фильмов вы считаете эталонными?

«Свидетель» (1985) — в этой ленте просто удивительная структура повествования. До этой картины ещё никто никогда в истории кино так не рассказывал историю.

«Фарго» (1995) братьев Коэнов. На этом фильме стоит поучиться буквально каждому современному сценаристу.

Мне понравилась середина сценария «Жизнь Пи» (2012). Вступление и финальные сцены в этой ленте затянуты, а, вот, середина — действительно впечатляет.

Очень хорошо структурирован фильм «Операция «Арго» (2012). В фильме уделено слишком много внимания главному герою. Мне в этой истории не хватало чуть более подробного рассказа о шести работниках посольства, которые остались на втором плане.

Вы упомянули «Операцию «Арго» и «Жизнь Пи», которые в этом году получили «Оскары». Но ни одна из этих картин не удостоилась статуэтки за «Лучший сценарий». Согласны ли вы с результатами церемонии Американской Киноакадемии?

Я практически уверена в том, что среди фильмов, номинировавшихся на «Оскар» в этом году, не было ни одного безусловного шедевра. «Жизнь Пи» — удивительный фильм, грубо говоря, только на треть (только середина истории). «Операцию «Арго» нельзя назвать великой — это просто добротное кино. Что касается «Любви» (2012) Михаэля Ханеке, то американцы никогда не оценят настолько сложную картину по достоинству (улыбаясь — ред.). «Отверженные» (2012) максимально приблизились к уровню шедевра, но, всё же, этот мюзикл уступает «Амадею» (1984). В «Отверженных» есть прекрасные отдельные куски, а «Амадей» просто перехватывает дыхание.

Когда я пересмотрела все фильмы-номинанты на «Оскар», то поняла, что «Операция «Арго» был действительно лучшим среди них.

Фильм «Жизнь Пи» собрал крайне противоречивые отзывы критиков, хотя в целом его восприняли положительно. В чём, по-вашему, прелесть этой ленты?

Когда главный герой оказывается посреди океана — начинается нечто невероятное. Всё, что происходит с Пи в море, — это не более чем набор отдельных событий, которые даже не перетекают одно в другое. Систематизировать несвязанные между собой события — одна из самых сложных задач. Ему удалось сделать это настолько увлекательно, что большинство зрителей сидело перед экраном просто с открытым ртом.

Прошлой осенью в Киев приезжал Роберт МакКи, который так же, как и вы, читал семинары по сценарному мастерству. По его словам, сегодня в США лучшие сценаристы стремятся уйти из больших студий, где производятся полнометражные фильмы и попасть именно в телекомпании, которые снимают телесериалы. Ведь в полнометражных фильмах делается акцент именно на кинозвёзд, а в сериалах — на самой истории. Согласны ли вы с его мнением?

Нет. Большинство сценаристов работают на телекомпании лишь потому, что им необходимо стабильно зарабатывать. Действительно, в полнометражном кино сценаристам приходится приспосабливаться под личные качества кинозвёзд, кастинг и полуторачасовую продолжительность фильма. Кроме того, очень трудно пробиться в круг людей, которые создают сценарии для большого кино. Но главное отличие в том, что если для сценариста, который работает на телевизор, главное — ремесло, то для того, кто пишет для большого кино — именно творческая составляющая.

Я знаю сценаристов, которые всю жизнь пишут истории для сериалов о медиках. Вдохновение они черпают лишь в новых болезнях, которые открывает наука. В кино такое практически невозможно, ведь каждый фильм несёт какие-то свои особенности и требует специальной подготовки.

Как-то раз Марк Твен сказал, что человек, который рассказывает истории, владеет миром. Как это проявляется в кинематографе?

Это прекрасный афоризм! Когда человек слушает какую-то историю, то он невольно пытается идентифицировать в ней самого себя. Именно в историях люди определяют свою систему ценностей, свои радости и идеи. Словом, сюжеты формируют наш взгляд на мир.

Например, мне безумно понравился фильм со Сильвестром Сталлоне «Рокки» (1976), потому что история в нём была рассказана очень и очень интересно. Хоть я и никогда не интересовалась боксом — я узнала в главном герое черты своего характера, а в отдельных эпизодах — просто отрывки из собственной жизни. Этим и объясняется столь огромный коммерческий успех этого фильма.

Действительно хорошие фильмы формируют культуру человека и его представление об окружающем мире. Кроме того, они дают возможность прорубить окно в другую реальность, в которой зрителю ещё никогда не доводилось побывать.

Но ведь телевидение и кино далеко не всегда показывает реальность такой, какой она является на самом деле...

Да, конечно... Телевидение преподносит зрителю искажённую реальность. Например, США показывается по телевидению, как страна, в которой живут исключительно богатые люди, а также представители среднего класса. Но на самом деле в моей стране очень много бедных людей, которым уделяется крайне мало времени в эфире.

Когда по телевидению показывается наш сегодняшний президент — все начинают говорить, что в США уже нет расизма. Но на самом деле это не так. По-моему, с тех пор, когда Обама стал президентом, расизм в нашей стране стал даже сильнее. Ведь есть множество людей, которые откровенно ненавидят Обаму, отчего их ненависть распространяется не только на него, но и на всех чернокожих людей.

Американское общество насквозь пропитано дискриминацией. Это и расизм, и сексизм, и дискриминация по возрастной принадлежности... но телевизор не показывает всё это.

Работали ли вы когда-нибудь с украинскими сценариями?

Да, на этой неделе меня попросили проконсультировать авторов сценария к одному украинскому сериалу. И мне очень понравилась их работа.

Странно, ведь сценарии — одно из самых слабых звеньев современного украинского кинематографа. Вы действительно не встретили в этих сценариях никаких недостатков?

Думаю, что проблема плохих сценариев в Украине, о которой вы сейчас говорите, вскоре исчезнет. В украинских сценариях нет безнадёжных ошибок. Ваши сценаристы умеют интересно рассказать даже пускай не самую интересную историю, а также придумать харизматичных персонажей.

Я верю, что ваши сериалы имеют большой международный потенциал и меня удивляет, почему у вас не снимают много хороших полнометражных фильмов. Другое дело, что иностранным фильмам очень трудно пробиться в американский шоу-бизнес. Ведь наш зритель не смотрит иностранный продукт — тут дело уже не в художественном качестве фильмов, а в маркетинге.

В США телеиндустрия находится на высочайшем уровне. Когда следишь за вашими сериалами из Украины, то кажется, что у вашего зрителя и так есть уже всё, чего только можно пожелать. И просто нет потребности в том, чтобы смотреть телефильмы из других стран.

На самом деле всё не так уж и хорошо в американской телеиндустрии. Я думаю, что телеканалам в США необходим доступ к зарубежным сериалам, так как чувствуется нехватка новых идей. За последние 10-20 лет набор тем в наших сериалах практически не изменился — это всё те же ситкомы, сериалы о врачах, полицейских и т. д.

Вы знакомы с украинскими сериалами?

Я смотрела украинские сериалы «Женский доктор», «Нюхач» и «Баллада о Бомбере». Во всех этих лентах прослеживается явный акцент на визуальный ряд, и в целом в них достаточно цельная структура сюжета. Действительно очень оригинальные персонажи в «Нюхаче» — подобного протагониста я ещё никогда не встречала. «Баллада о Бомбере» мне показалась очень милой, но не более.

Пожалуй, в каждой стране есть какие-то свои каноны сценарного мастерства. На своих семинарах вы учите создавать сценарии так, как это делают в Голливуде?

Практически в каждой стране мне приходится объяснять, что я не собираюсь учить людей создавать типично голливудское кино. Я учу писать универсальные сценарии, которые будут интересны в любой точке мира. Я могу научить, прежде всего, ремеслу. Творческая составляющая каждого человека — это его личное дело, и этому научить нельзя.

Одна из главных задач моих семинаров: убедить людей, что роль сценариста в создании фильма — ключевая.

Часто в своих лекциях вы говорите, что сценаристам необходимо много читать. Какие книги вы бы посоветовали начинающим сценаристам?

Если вы начинающий сценарист — вам необходимо читать как можно больше. Хватайтесь буквально за первую попавшуюся книгу, независимо от того, о чём она. Только таким образом вам удастся расширить свой кругозор, а также улучшить мастерство и творческие навыки. Можно читать, конечно же, книги исключительно одного автора только из-за того, что его стиль письма вам нравится. Но если вы будете ограничивать круг своего чтения только одним писателем — вам в дальнейшем будет сложно писать на темы, которые не поднимал ваш кумир.

Нельзя ограничивать круг своего чтения только лишь учебниками. По ним можно научиться действительно многому, но ни один учебник не научит собственному стилю. Ведь стиль вырабатывается лишь в результате самостоятельного творчества.

Тэги: кино, Линда Сегер, сценарий

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Юлия Сенюк: украинская порноактриса мило пообщалась со студентами
Юлия Сенюк: украинская порноактриса мило пообщалась со студентами
Юлия Сенюк: украинская порноактриса мило пообщалась со студентами
Юлия Сенюк: украинская порноактриса мило пообщалась со студентами
Дмитрий Вербицкий: семья заместителя Генпрокурора купила офисное здание по цене дачи, - СМИ
Дмитрий Вербицкий: семья заместителя Генпрокурора купила офисное здание по цене дачи, - СМИ
Зеленский заинтриговал договоренностями о дополнительной ПВО для Украины
Зеленский заинтриговал договоренностями о дополнительной ПВО для Украины
В США разбился истребитель F-35 – эпичное видео с места крушения
В США разбился истребитель F-35 – эпичное видео с места крушения
В Киеве на парковке сгорело около 30 авто, один автобус и 10 мотоциклов
В Киеве на парковке сгорело около 30 авто, один автобус и 10 мотоциклов
Зеленский прибыл с рабочим визитом в Мадрид
Зеленский прибыл с рабочим визитом в Мадрид
Зеленский обратился с призывом к партнерам
Зеленский обратился с призывом к партнерам
В Киеве патрульный автомобиль попал в аварию
В Киеве патрульный автомобиль попал в аварию
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Американцы хотят пересаживать людям… головы
Китайцы начали продавать собак и кошек… через автоматы
Китайцы начали продавать собак и кошек… через автоматы
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?