Свободы не надо. – А ее и нет

В украинский прокат вышла «Высотка» — эпатажная экранизация одноименного романа скандального британского писателя Джеймса Балларда. Баллард начинал с научно-фантастических рассказов, но наибольшую известность ему принесли так называемые психопатологические триллеры, исследующие искривление человеческого сознания и нездоровую тягу к насилию. Герои Балларда испытывают возбуждение от того, от чего якобы нормальный человек ужасается и отворачивается. Или же делает вид, что хочет отвернуться...

Балларда неоднократно называли «больным». В 1973 году он выпустил свой самый знаменитый роман — «Автокатастрофа», где главный герой переживал наивысшее сексуальное возбуждение, глядя на автомобильные аварии и покалеченные тела. В одной из сцен он мысленно проектировал смерть Элизабет Тейлор вследствие автокатастрофы. Один из издателей, прочитавших рукопись, поспешил поскорее отправить ее восвояси с пометкой «Автор определенно патологически болен».

Во второй половине 90-х «Автокатастрофу» экранизировал Дэвид Кроненберг, тоже известный исследователь человеческих аномалий и трансформаций. И если в начале карьеры режиссера интересовала наглядная физическая мутация («Муха», «Видеодром»), то с годами он стал все больше погружаться в метаморфозу и дефективность душевную («Автокатастрофа», «Паук», «Опасный метод»).

Наверняка вы оказывались в ситуации, когда приходилось в автобусе или маршрутке проезжать мимо аварии. Какой процент пассажиров в этот момент отворачивался, а какой, наоборот, прилипал к стеклу с целью подробнее рассмотреть инцидент? Интересно, сколько людей отводили разочарованный взгляд, если в ДТП не было жертв и пострадавших? А если были, то сидел ли в маршрутке кто-нибудь тихий и незаметный, испытывающий эрекцию?..

В «Высотке» же герои возбуждаются то ли от замкнутости и безвыходности, то ли от разложения собственной плоти и собственных душ. Схематичный небоскреб, в котором обитают персонажи, — миниатюрная модель общества, разделенного на социальные слои и вынужденного функционировать в одном кашеобразном пространстве. Нижние этажи заняты теми, кто победнее; верхние же населяет элита во главе с богообразным архитектором здания, облаченным в девственно белое. И, естественно, чем белее наряд, тем больше на руках крови.

Антиутопический дом с эдаким «всевидящим оком», «доктором Зло» в Эдемском пентхаусе и низами в обесточенном подвале — с одной стороны, чудовище Франкенштейна, уродливое творение гениального, но совершенно безумного создателя, живое и мертвое одновременно; с другой — Вавилонская башня от земли до небес, собравшая под одной крышей пеструю разношерстную толпу, орущую на всевозможных языках.

В 2013 году на экраны вышла постапокалиптическая фантастика «Сквозь снег», события которой разворачивались в антиутопическом несущемся на полном ходу поезде, точно так же разделенном на социальные пласты. В последних вагонах давилась протеиновыми батончиками, подыхала в болезнях голота, а в первых жировал истеблишмент. У руля восседал таинственный машинист-бог. И понятное дело, что в один прекрасный момент грянула революция: чернь поднялась и ринулась сквозь множество вагонов и прослоек к кабинке условного творца-сатрапа.

Примечательно, что «Сквозь снег» в Украине должен был прокатывать тот же дистрибьютор, что сейчас выпустил «Высотку». Правда, с поездом не сложилось: антиутопия титулованного южнокорейского режиссера Пона Чжун Хо так и не добралась до наших кинотеатров. Зато добралась «Высотка».

«Высотка» — это как если бы «Сквозь снег» встретился с «Убить дракона». Любой народ жаждет быть хоть кем-нибудь угнетаемым. Если не реальным тираном, то собственными страхами и комплексами. На месте одной срубленной головы, как водится, вырастает вторая, третья, четвертая... Рыцарь, освободивший не жаждущий и не понимающий свободы народ, не умеющий с ней обращаться, либо сам становится новым драконом, либо расчищает местечко какому-нибудь стороннему наблюдателю, тихому и незаметному таракану-приспособленцу. Так что плечи огнедышащего никогда не опустеют, как не опустеет кабинка машиниста и пентхаус высотной тюрьмы.

«Вот и нету оков, а к свободам народ не готов. Много слухов и слов, а народ не созрел для свободы», — пел Александр Градский в фильме «Узник замка Иф». В «Высотке» есть чудный диалог главного героя с кассиршей в супермаркете: «Сдачи не надо. — А ее и нет». Если слово «сдача» заменить «свободой», собственно, и обнажится суть: «Свободы не надо. — А ее и нет». Или же: «Свободы нет. — А и не надо».

Тэги: фильм

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Россия начала учения с ядерным оружием
Россия начала учения с ядерным оружием
Глава МИД Германии Бербок прибыла в Киев
Глава МИД Германии Бербок прибыла в Киев
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?