Фильм «Бегущий по лезвию 2049»: роботы человечнее людей

Именно так выглядит главный научно-фантастически фильм года. Монументальный. Многослойный. Атмосферный. За исключением восторженных, практически все отзывы на «Бегущего по лезвию 2049» положительные. А если какое-то негативное замечание в его сторону и проскакивает, так это лишь потому, что наш мир не совершенен. 

Визуальный ряд этой картины — истинное наслаждение не только для любителей фантастики, но и для всех зрителей с хорошим вкусом.

Именно на загадочных постапокалиптических ландшафтах, пестрящих футуристических панорамах, стильных портретах, эффектных декорациях и тонированных кадрах держится весь этот фильм. При всей своей увлекательности сюжет ленты отходит на второй план.

Прелести этого вымышленного на экране будущего показываются не спеша. Чтобы зритель мог рассмотреть каждый его нюанс. Оттого и хронометраж картины растянулся аж до 2 часов 40 минут. Динамичные сцены с драками и погонями равномерно расставлены по всему фильму. А между ними тянутся продолжительные созерцательные пассажи.

В центре картины оказывается спецагент, который ищет репликантов (искусственно созданных людей, которых практически невозможно отличить от настоящих). Зовут главного героя Кей («ключ» — англ.). В ходе одного из расследований ему попадается на глаза информация о событии, которое представляет реальную угрозу для всего человечества. Начав расследование этого дела, Кей выходит на Рика Декарта — главного героя предыдущего фильма "Бегущего по лезвию", который скрывался от всех в течение последних тридцати лет.

 

Неспешный ритм картины даёт возможность рассмотреть каждую улику в расследовании буквально под увеличительным стеклом. А также прочитать все дополнительные значения символов, которые щедро рассыпаны по всему фильму. Например, Троянский конь, олицетворяющий коварный план атаки с тыла, здесь появляется в форме короткого воспоминания о маленькой детской игрушке в виде лошадки. Устройство мегаполиса напоминает электронную плату, в которой каждое живое существо — не более чем генератор импульса. А вся цивилизация — некоторое подобие огромного компьютера.

Роскошный дворец в городе-празднике Лос-Анджелесе утоплен в радиации. Там скрывается лишь один несчастливый отшельник. А полуразваленный завод посреди свалки металлолома здесь является местом для жизни десятков тысяч детей. Таким образом, авторы фильма противопоставляют благополучное одиночество нищей жизни в обществе. Комфортное, однако бессмысленное обособление здесь противопоставляется тяжёлому, но целеустремлённому существованию. Первое — обречено. А во втором есть хотя бы скупой шанс на счастье.

Именно вопрос о своём предназначении становится в фильме поворотным. В разных вариациях им задаются все главные герои. Сам по себе человек с его короткой жизнью в том экранном мире — не более чем вещь. Её можно произвести на специальных фабриках в любых количествах.

Вопрос в том, зачем нужна эта жизнь.

Ещё одна остроактуальная тема фильма: как человеку взаимодействовать с искусственным интеллектом. Ведь с каждым годом его роль разрастается в геометрической прогрессии. Уже сегодня мы практически ежедневно общаемся с роботами, сами того не замечая. И не далёк тот час, когда они по своей активности сравняются с живым человеческим интеллектом. А ещё чуть позже незаметно наступит момент, когда уже будет невозможно отличить живое от искусственного. А именно в таком мире и разворачивается сюжет этой ленты.

«Бегущий по лезвию 2049» ставит ребром провокационный вопрос: чьё существование имеет больше смысла — живого человека (со всеми его пороками) или искусственного репликанта (который относится к жизни как к чуду)?

В ленте делается огромный акцент на том, что искусственный интеллект более чувствителен, чем интеллект живого человека. А в машинных мозгах, по мнению авторов фильма, гуманности больше, чем в человеческих.

Наиболее ярким примером этого стал эпизод, в котором живая девушка-проститутка синхронизируется с другой девушкой-голограммой. При этом живая женщина — это просто тело для секса, а все чувства и эмоции связываются лишь с голограммой.

Выверенный визуальный стиль ленты поражает своими образами. Но сколь бы сильным ни был восторг от этих образов, в них несложно проследить цитаты из других фильмов. Например, вот кадр из «Бегущего по лезвию 2049»:

А вот — из ленты Алексея Германа младшего «Под электрическими облаками»:

В последнем также рассказывается о мире на грани великой катастрофы. Кстати, одиниз операторов этого фильма -- украинец Сергей Михальчук. И именно за операторскую работу картина была отмечена на Берлинале.

Надеюсь эта картина принесёт не менее престижную награду («Оскар») и своему оператору Роджеру Диккинсу. В данном фильме он хоть и не изобрёл ничего нового, но филигранно выполнил свои былые наработки: атмосферное тонирование кадров, эффектные силуэты, неспешные погружающие проезды. Вполне вероятно, что эта картина подарит ему очередную номинацию на премию Американской киноакадемии. Уже 14-ю в карьере. Может,  хоть с этого раза он наконец получит первый в своей долгой и плодотворной карьере «Оскар». О былых достижениях этого оператора красноречиво рассказывает этот короткий ролик.

Чтобы впечатления от «Бегущего...» были сильнее, перед походом в кинотеатр стоит посмотреть три короткометражки (http://cutinsight.com/chto-pokazyvalos-v-korotkometrazhkah-begushhego-po-lezviyu-2049/), которые создатели фильма сняли в качестве предисловия. В них рассказывается история отдельных героев ленты. А также вкратце уточняются главные события, произошедшие за 30 экранных лет между первым и вторым фильмами.

Сюжет «Бегущего по лезвию 2049» закладывает основу для сиквела. Несколько новых мотивов всплывают в нём ближе к финалу и вполне могут быть развиты уже в новом продолжении. И если бокс-офис удовлетворит студийных боссов, то спустя несколько лет мы снова увидим Гаррисона Форда в роли Рика Декарта, который борется за справедливость.

Этот 75-летний актёр стал талисманом старой доброй научной фантастики. Именно его участие оказалось жизненно необходимым для возрождения франшизы «Звёздные войны» в 2015 году. Теперь вот «Бегущий по лезвию». А когда Форду исполнится 78, он появится в пятой части «Индиана Джонса». Интересно, как престарелый актёр будет смотреться в этом лихом экшене...

За первый уикенд фильм собрал $83 млн., что несколько меньше, чем ожидали продюсеры. Тем не менее этого вполне может оказаться достаточно, чтобы перекрыть бюджет ленты размером в $150 млн.

Первый фильм этой франшизы 1982 года, снятый Ридли Скоттом, также вяло стартовал в прокате. Лишь с годами, когда лента начала утверждаться в своём статусе «культовой», она дополнила свой небольшой бокс-офис за счёт не кинотеатральных показов. Зрители возвращались к ней, каждый раз обращая внимание на новые и новые нюансы. Влюблённые во вторую часть «Бегущего по лезвию» пророчат ей похожую судьбу: после широких экранов, по их мнению, она должна разлететься на цитаты и породить густую сеть дискуссий и статей, распутывать которые будут годами.

Например, первый фильм имел шесть версий. Первые из них создавались под строгим контролем продюсеров, что существенно подпортило замысел режиссёра Ридли Скотта. Лишь спустя 10 лет появилась режиссёрская версия картины (созданная, правда, без участия самого Скотта). А на 25-летний юбилей картины (уже в 2007 году) он представил её окончательный вариант, в котором всё сделал так, как хотел изначально.

Во втором фильме Скотт выступил уже в качестве продюсера. И, имея за плечами горький опыт борьбы со студиями, которые коверкали сюжет первой ленты, Скотт на этот раз имел больше прав отстоять свой замысел. Но — главное — он получил возможность предоставить больше свободы режиссёру Дени Вильнёву, который и снимал «Бегущего по лезвию 2049».

Если бы у Вильнёва не было столь понимающих продюсеров, как Скотт, то эта картина вышла бы гораздо более попсовой. И длилась бы уж точно не 2 часа 40 минут, а (в угоду массовому зрителю) существенно меньше.

В интервью перед выходом фильма Вильнёв искренне удивлялся позиции продюсеров по отношению к его творению: «Самое поразительное в том, что продюсеры защищали мое авторское видение вместо того, чтобы на него нападать. Никто не настаивал на компромиссах и уступках массовому зрителю. Я не знаю, полюбите ли вы мой фильм. Но он точно вышел уникальным. У него собственный, ни на что не похожий ритм, своя поэзия.

Честно признаться, я им горжусь». И это, пожалуй, один из считанных случаев, когда режиссёр размышляет о поэзии в фильме за $150 млн., вместо того, чтобы судорожно думать, как вернуть эту девятизначную сумму.

В прошлом году Вильнёв поразил весь мир своим потусторонним детективом о пришельцах «Прибытие», которое открыло новую грань в популярном кино и вошло во многие рейтинги лучших премьер 2016-го. Ранее этот режиссёр смело менял жанры, сняв ориентальный детектив «Пожары», загадочный ужастик «Враг», атмосферный триллер «Пленницы». И в каждом из этих жанров он если не восходил на вершину, так уж точно достигал очень высокого результата. Это же можно сказать и о его новом творении. Безусловно, Вильнёв — один из главных американских режиссёров десятилетия.

В некотором смысле этот фильммейкер повторяет судьбу Стэнли Кубрика. Последний снимал жанровое кино, которое крайне редко попадало на фестивали, а сам режиссёр лишь однажды удостоился «Оскара». Несмотря на это, его картины пересматривают десятилетиями, а самого Кубрика причислили к апостолам кинематографа.

Этот год стал знаковым в карьере 36-летнего Райана Гослинга. В начале 2017-го в кинотеатрах шёл мюзикл «Ла-Ла Ленд», за который он получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». В середине года он появился в ленте живого классика Терренса Малика «Песня песней». А теперь сыграл главную роль в лучшем научно-фантастическом фильме года.

Примечательным «Бегущий...» стал и в карьере Джареда Лето, который сыграл Неандера Уоллеса — гениального изобретателя, который спас мир после апокалипсиса, а также создал настолько реалистичных репликантов, что их невозможно отличить от живых людей. Эта лента щедро дополнила его амплуа злого гения. Здесь он — одержимый творец с амбициями Всевышнего, а в прошлом году — Джокер из «Отряда самоубийц».

Симптоматичным для сегодняшнего дня стало то, что роль начальника полиции исполнила именно женщина. Робин Райт в этом образе смотрится очень убедительно, особенно после «Карточного домика» и «Чудо-женщины». Элегантная холодная дама с резкими чертами лица, часто прикладывающаяся к бутылке, выглядит в этой роли намного гармоничнее, чем трафаретный грубоватый коп,  которые давно уже надоели во многих предыдущих картинах.

Словом, этот фильм показывает мир, в котором на привычные для мужчин роли стали приходить женщины, а типично человеческие качества перешли к роботам. Со временем станет ясно, характерны ли эти две тенденции только для данного фильма или же они актуальны и по эту сторону экрана.

Тэги: фильм, кино

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?