Хуто-хуторянка, или История одного переселения. Часть 94 (село патриархальное)

Мне снова хотелось бы вернуться к теме о положении женщины в украинском селе в наше время. Отечественные историки конца XIX-начала XX веков упорно создавали миф об особом положении украинской женщины, о матриархальности нашей культуры, то есть господстве женских ценностей. В ту пору стала популярной теория эволюционизма, согласно которой все общества проходят определенные ступени своего развития, а матриархат является самой низшей из них.

Все части «Истории одного переселения» читайте здесь.

Украинский историк и этнограф Оксана Кись считает, что такая идея удачно вписывалась в формировавшийся тогда имидж украинцев как отдельной и прогрессивной нации. Поэтому историки искали признаки матриархальности в нашей культуре и, естественно, находили их. На самом деле это были мифы.

Немного лучше стало положение украинской селянки в наше время. Однако село испокон веков являлось патриархальным социумом, и до сих пор остатки патриархата имеют место на селе.

Как и в конце XIX-начале XX веков, так и сегодня главой семьи преимущественно является мужчина. Если речь шла о продаже или покупке коровы, поросенка, бракосочетании детей, то решающий голос был за мужчиной. Муж мог поднять руку на жену, а та не смела даже повысить на него голос.

Но сейчас времена изменились. Изменилось также и положение женщины в украинском селе, но не коренным образом. Сегодня на селе хватает семей, где муж избивает жену. Есть жены терпеливые. Видимо, влияет патриархальное воспитание. А есть жены, дающие сдачу. Кстати, по неофициальным данным от работников мест лишения свободы, около 45% женщин отбывают наказание за убийство мужа, и, естественно, в состоянии аффекта. Терпела годами, молчала, а потом не выдержала и пришибла благоверного.

Прогрессивные европейцы, пожившие в Украине, уверены, что украинские женщины попросту боятся оставить обижающих их мужей. В городе женщине гораздо проще выжить одной, хотя бы потому, что на нее не ложится столько тяжелой физической работы. Горожанка не только не боится быть независимой от мужа, она стремится к этому. Когда женщина в состоянии обеспечить себя материально, автоматически она чувствует свою самодостаточность. Но ведь в селе без мужика никуда. Вот и терпят многострадальные селянки своих домашних садистов, алкоголиков. А ведь все это обусловлено экономической ситуацией в стране, из-за которой женщина попадает в зависимость от мужчины. В качестве примера расскажу свою историю. Так сложилось, что двенадцать лет назад у меня произошел развод с мужем. Когда все точки над «і» были расставлены, он кричал в бессильной злобе: «Ты пропадешь без меня, не выживешь, с голоду сдохнешь!». Я и вправду тогда была без работы и без жилья. Но я выкрутилась: один друг и коллега помог с жильем, другой — с работой. И стала зарабатывать втрое больше его. Он пытался помириться, но об этом не могло быть и речи — я уже почувствовала свою свободу, независимость и самодостаточность.

Когда-то одна моя приятельница, ныне весьма успешный киевский адвокат, сказала: «Очень важно быть замужем, потому что это статус в обществе».

Заметьте, она не сказала: «Быть за Мужем, иметь надежную опору и защиту, поддержку». Именно по такому принципу живет сегодня большинство сельских женщин в Украине. Ну и пусть муж пьет и бьет ее и даже изменяет — будет терпеть ради статуса. Нет, не все, конечно, такие терпеливые.

Существуют и радикальные дамы, готовые на серьезные поступки, и плевать они хотели на всякие пересуды о них после развода. Честно говоря, достаточно благополучной на селе считается семья, где муж выпивает две-три «чарки» два-три раза в неделю, а жена, в основном, по праздникам.

Главное, чтобы каждый выполнял свою работу.

Основная проблема украинского села, на мой взгляд, что также зависит от наших мужчин, это восприятие жены в первую очередь как рабочей силы, во вторую — как способной родить детей, в третью — важна ее хозяйственность. И в самую последнюю очередь на нее смотрят как на женщину. А ее ум, интеллект интересует меньше всего. Здесь тоже все просто, поскольку почти 90% селян не имеют ни высшего, ни даже среднетехнического образования. Сами селяне об этом говорят так: «Окончил восьмилетку и хватит. Зачем учиться? Куда устроиться на работу в селе с образованием?». Не интересуют сельских мужчин ни женственность, ни сексуальность в своей жене. По крайней мере, большинство селян. Увы, в этом вопросе мой муж — стопроцентный «селюк». Однажды я хотела поразить его и вышла из душа в прозрачном кружевном халатике. Он с изумлением спросил: «Что это?». Я ответила, что это эротика и это красиво. Его ответ был: «Я к такому не привык, на селе так не принято».

В селах и маленьких городках не может быть и речи о женской эмансипации — все основывается на общественном мнении, то есть что люди скажут.

Простой пример. У нас в округе, если собираются мужики выпить после какой-то совместной работы, а то и просто расслабиться, то жена, как правило, накрывает на стол, ставит «горилку» и уходит заниматься своими делами. Лично я этому правилу сказала решительное «нет». Во-первых, если я накрываю на стол, то я должна хотя ради вежливости просто посидеть со всеми вместе. Но если все такие грамотные, то готовьте себе закуску сами. И в Киеве так не принято — хозяйку дома из-за стола не отправляют. Впрочем, муж со мной не спорил, и теперь я спокойно общаюсь с нашими немногочисленными гостями. Правда, надо отдать должное: этот принцип не распространяется на молодежь, а лишь на тех, кому за сорок и т. д.

Второй эпизод из серии «в селе так не принято»: крестьяне никогда не откровенничают друг с другом. В городе ведь как происходит? Наболело на душе, значит, повод собраться старым друзьям и излить душу. Обычно встречаются в кафе, в пятничку вечерком, и за бокалом пива или рюмкой чего-то другого жалуются на жизнь. Выпили, поговорили и разошлись до следующего раза. В селе так не бывает. Во-первых, душу здесь мало кто раскрывает. Во-вторых, это чревато последствиями — пойдут невероятные слухи и домыслы. В-третьих, здесь просто так не принято, потому что не принято. Так исторически сложилось. Будут говорить о чем угодно, но только не о личном.

Вот так живет сегодня украинское селянство: вместо психоаналитика — «пляшка», о личном ни слова даже близким друзьям-подружкам, главное в женщине — работоспособность, остальное не важно. Когда же поменяется сельский менталитет, а с ним и патриархальный уклад жизни? Боюсь, не скоро. А мы ведь так хотим в Европу...

Тэги: Украина, женщина, мужчина, село

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?