23 марта в наших кинотеатрах высадился инопланетный зонд, принесший на нашу грешную землю послание истинного ужаса. Фильм «Жизнь». Страх, которым пронзает эта картина, заключается не только в монстре, который потрошит героев картины. Но во внятном месседже: мизантропия нынче в моде.
Эта научно-фантастическая история начинается, как бортовой журнал знаковой космической экспедиции. Команда астронавтов получает клетку, которая доказывает, что жизнь за пределами нашей планеты существует. Всеобщая радость от сего исторического события захлёстывает всё человечество, которое дружно придумывает ему имя Кельвин (намёк на символ первородного зла «Каин»?).
Прямо в космическом корабле клетку пытаются развить, лелея её в наиболее подходящей влажности и температуре, а также подкармливая глюкозой. Детонька растёт не по дням, а по часам. Вскоре оказывается, что порождённая её плоть представляет из себя одновременно и мышечную, и мозговую ткань. Столь уникальное соединение позволяет этому существу очень быстро фиксировать и обрабатывать информацию, а также обладать огромной силой. Вскоре Кельвин невзлюбит людей и начнёт на них охотиться. Тогда-то и станет ясно: как же хорошо, что эту агрессивную клетку вырастили на орбите, а не здесь, среди нас. Хотя...
Фильм откровенно издевается над зрителем. Каждый раз, когда кажется, что зло удалось загнать в глухой угол и дальше дороги нет, вдруг находится какая-то неожиданная лазейка и карусель смертей продолжает уверенно вращаться вместе с космической станцией, щедро разбрызгивая сгустки крови в невесомости. Авторы картины словно любуются человеческими потрохами, парящими в футуристических декорациях космолёта.
Также настораживает неоднократно повторяющийся месседж «я не люблю людей», звучащий то от одного, то от другого главного героя. Если в фильм вкладывают целых $63 млн., то внимательно перепроверяют буквально каждый нюанс сюжета и все реплики до единой. За счёт этого как можно более широкий зритель узнает в блокбастере самого себя. Только в таком случае кино сможет собрать залы по всему миру и отбить вложенные средства. Так что акцент на мизантропии здесь — скорее не прихоть режиссёра и не художественный приём. А наверняка сухой продюсерский расчёт: эта тема многим близка, поэтому за счёт нелюбви к людям удастся подтянуть большую аудиторию.
Главные роли здесь исполнили звёзды первой величины Джейк Джилленхол («Эверест», «Пленницы»), Ребекка Фергюсон («Девушка в поезде», «Миссия невыполнима: Племя изгоев») и Райан Рейнольдс («Дэдпул»). Однако художественные задачи перед ними стояли весьма упрощённые. Каждая роль здесь сводится скорее к простой функции или трафаретному типажу: строгий командир, отчаявшийся отшельник, резвый жизнелюб, одержимый учёный...
Особо внимательные киноманы сразу заметят, что эта картина вдохновлялась такими шедеврами, как «Гравитация» Альфонсо Куарона, «Чужой» Ридли Скотта... И по сравнению с ними «Жизнь» выглядит куда скромнее и в некотором смысле даже вторично.
Но фильм и не ставил себе за цель открыть нечто новое в жанре фильма ужасов или космическом кино. Главная задача здесь — задать зрителю крепкую встряску. Сыграть на его нервах похоронный марш человечеству. Ликуйте, мизантропы! Люки задраены. Следующая остановка — ад. В финале же прозвучит наглая насмешка — режиссёр Даниэль Эспиноза врубит задорный рок-н-ролльчик и посадит эту ненасытную тварюку за стол, на котором в качестве основного блюда будет восьмимиллиардное человечество.
На начальной стадии работы над фильмом концепт самого монстра разрабатывал львовский художник Садан. В его онлайн-каталоге можно встретить множество парализующих воображение существ, которые явились в этот мир то ли из воспалённой комиксами фантазии, то ли из самого инферно.
В эксклюзивном интервью «Фразе» художник рассказал, как создавалось это чудо-юдо из «Жизни»:
Когда вы начали работу над Кельвином из фильма?
В апреле 2015 года ко мне обратились авторы этого фильма с предложением разработать внешность некоего инопланетного существа. Это было ещё до того, как «Жизнь» запустили в производство. Сценаристы просто нашли мои работы в Сети и предложили поработать. Мои эскизы использовались для того, чтобы эффектнее и нагляднее преподнести саму идею фильма.
Мои разработки данного образа — это не окончательный вид монстра. После меня его разрабатывали другие дизайнеры. То, как Кельвин выглядит в фильме, я не знаю, ведь готовую ленту ещё не смотрел.
Монстра я лепил из пластилина. Немного ориентировался на свои предыдущие работы. Также я вылепил двух астронавтов в момент, когда на них нападает это существо.
Как вам изначально объяснили, что требуется для фильма? Просто сказали, что нужен инопланетный монстр, похожий на осьминога?
По предварительному описанию этого существа, оно должно было быть очень обобщённым. Простой по форме организм. По большому счёту, в «Жизни» это мой первый опыт работы в столь крупномасштабном кино. Также я разрабатывал некоторые концепты для фильма «Огненный город: Последние дни» (2015).
«Жизнь» часто сравнивают с легендарной франшизой «Чужой». И там, и там астронавты находят инопланетную жизнь, которая оказывается намного сильнее и кровожаднее человека. А когда вы работали над монстром для «Жизни», у вас лично не возникало каких-то ассоциаций с фильмами Ридли Скотта?
В «Жизни» сценаристы старались создать это существо более близким к реальности. Буквально за несколько недель по сюжету в космической лаборатории не могло вырасти настолько сложное по физиологии существо, как в фильме «Чужой». Поэтому мы создавали, по сути, одну дурную клетку, которая активно делится, разрастается и жрёт всё подряд.
А монстр из «Чужого» — это некая форма жизни из будущего. Намного более сложно организованная. Это в некоторой степени антропоморфный хищник, который стремится уничтожать.
Не так давно в прокат выходил фильм «Прибытие» Дени Вильнёва, который также показывал инопланетных существ, у которых было много конечностей. Они были чем-то средним между слонами и осьминогами. То есть мы имеем сразу два крупных блокбастера, которые показывают инопланетян в форме, напоминающей осьминогов. Вырисовывается тенденция, что инопланетные организмы должны выглядеть именно так.
Думаю, что просто сама форма пентакл — достаточно распространена в строении многих монстров. Она в какой-то мере устрашает. Подчёркивает нечто потустороннее. С другой стороны, мне изначально ставили задачу сделать восьминогое существо.
Я смотрю практически все главные кинопремьеры на эту тему и просто создавал нечто в этом духе. Так что художники, работающие с концептами монстров, отчасти развивают идеи друг друга.