Хуто-хуторянка, или История одного переселения. Часть 45 (жизнь по укладу: патриархальность сельской семьи)

Читая исторические очерки о крестьянской жизни в Украине с середины XIX до начала XX веков, невольно ловишь себя на мысли, что сельская семья так и живет по сей день согласно патриархальным устоям. Многое изменилось с тех пор, село частично интегрировалось в город, но традиции, хоть и стали гораздо мягче в последние годы, нежели еще лет двадцать назад, в большинстве своем так и остались прежними.

Все части «Истории одного переселения» читайте здесь

Когда я четыре года жила в селе, мне невольно пришлось наблюдать за семейными отношениями односельчан. Первое, что, бросилось в глаза, это некое, едва прикрытое, пренебрежение многих женщин к своим мужьям. Здесь норама — контролировать звонками отлучившегося мужа. А вдруг пьянствует, непутевый? По сути, большинство мужей (если они, конечно, не состоявшиеся хозяйственники-фермеры, обеспечивающие львиную долю семейного дохода) просто так, без серьезного повода из дома не улизнут. К примеру, один мой односельчанин признался, что прятал от жены ключ от скутера в холодильнике под яичным лотком. Но она умудрилась его найти. Тут подозревают мужей в потенциальной измене на каждом шагу. Именно поэтому одинокой женщине, особенно приезжей, из города, очень сложно найти малопьющего работника или строителя. Был у меня случай более трех лет назад. Договорилась я с двумя строителями-односельчанами по поводу ремонта санузла. Пришли, обмерили, оценили, посчитали. Сговорились о приемлемой цене. Условились по срокам. Проходит неделя, другая. Вот уж и третья пошла. А строителей все нет и нет. На звонки не отвечают. А потом я узнаю, что, дескать, жены устроили им на всякий случай сцены ревности и не пустили на заработок.

Мой муж давно высказал мнение, что бабы правят на селе. Это доказывает и случившийся в нашем селе в 20-х годах прошлого века «бабий бунт», когда женщины отстояли своих мужчин, надавав тумаков председателю сельсовета за непомерные нормы трудодней и тюремные сроки из-за украденных с поля колосков. Недаром многие российские мужчины отмечают, что украинки по характеру стервы. Объясняется сей феномен казачьим прошлым украинских женщин. Ведь пока муж воевал, жена брала на себя две роли. Попробуй отхлестать украинку розгами по мужьей блажи! В России же существовал так называемый «Домострой» — кодекс норм поведения XVI века. Вот как описывает знаменитый российский историк Николай Костомаров воспитание жены мужем в очерке «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях»: «Обращение мужьев с женами было таково: по обыкновению, у мужа висела плеть, исключительно назначенная для жены и называемая „дурак“; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек „дураком“ до крови — это называлось учить жену; у иных мужьев вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина — и жену били, как скотину. Такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но еще вменялось мужу в нравственную обязанность. Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке и в будущем и дом свой погубит. „Домострой“ человеколюбиво советует не бить жены кулаком по лицу, по глазам, не бить ее вообще железным или деревянным орудием, чтоб не изувечить или не допустить до выкидыша ребенка, если она беременна; он находит, что бить жену плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово».

С другой стороны, весьма часто приходится слышать в разговорах односельчанок такие выражения, как «мой мужчинка». Не раз видела, как жены гонялись за мужьями с хворостиной. Обычно это происходит, когда муж «завис» по-соседски за рюмашкой. Так что ледяной душ из поливочного шланга — самое гуманное наказание. При этом, если муж не запойный пьяница, который выносит вещи из дома, а просто любитель частенько «снять стресс,» разводиться с ним не спешат. По статистике, в селе почти в четыре раза меньше разводов, чем в городе. Это логично, ведь самый тяжелый физический труд ложится на мужчину. И если оный не страдает алкоголизмом, то худо-бедно без жены он проживет. А вот женщине-одиночке в разы сложнее. Это и заготовка-рубка дров, и сенокос, и домашнее хозяйство, и дети, не говоря уже о скотине и огороде, что традиционно входят в женские обязанности.

Кстати, по поводу огородных работ. Веками на мужчине лежала обязанность распахать огород, посеять зерновые, посадить картошку. Окучивание с помощью трактора или лошади и обработка от вредителей — тоже мужская работа. И за лошадью в хозяйстве обычно смотрит мужчина. Он же убирает хлев: вывоз навоза, свежая подстилка... А вот на рутинную прополку огорода мужчины в нашем селе не выходят, это исключительно бабская работа. Сельские мужчины поглядывают на своих городских односельчан, которые наравне с женами трудятся на огороде, с недоумением, хотя и уважительно. Вообще, я заметила, что женщины в селе не гнушаются тяжелой работы. Как говорится, жизнь заставляет... Допустим, не побежит она к мужу, чтоб тот перенес 30—40-литровый чан с одного места в другое — будет кряхтеть и пыжиться, но тащить. Видимо, поэтому Мария Ивановна, жена фермера, улыбается при виде моего мужа, забирающего у меня тяжелую сумку. «Чоловік тебе береже», — говорит обычно она. В плане полевых работ также существует четкое разграничение между мужчиной и женщиной. Как сейчас, так и сотню лет назад. В обязанности мужчины входит заготовка сена: покос, скирдование, перевозка. Женщины обычно помогают ворошить и сгребать сено. Хотя зачастую это делают и дети-подростки.

Большую роль в сельской местности играет трудовое воспитание. Как говорят социологи, в селе дети растут в труде для труда. С самого раннего возраста они задействованы в элементарном посильном труде. Селяне уверены, что их дети больше устают от безделья, нежели от работы. Еще великий педагог Константин Ушинский писал: именно бездеятельное состояние ведет к утомлению. Дети в селе очень рано познают принцип «кто не работает, тот не ест». К слову, еще в начале XX века гуцульская малышня бегала голой. Одевали деток тогда, когда они вставали к работе, то есть в возрасте пяти-шести лет. Сейчас же старшие дети присматривают за младшими сестренками и братишками, ходят в магазин. Девочки уже с шестилетнего возраста пытаются помогать матерям по дому, а мальчики — отцам столярничать. Причем сами, без принуждения проявляют активность. А до чего же горды собой мальчишки, когда, например, притащив табурет, услашат от родителей одобрительное: «Вот так силач!». К слову, я была очень удивлена, когда увидела плод деятельности двенадцатилетнего соседского пацана Владика — зарубленную, общипанную и обсмаленную курицу. Ведь сама до сих пор так и не отважилась на обезглавливание пернатых.

Традиционно, независимо от места проживания — будь то город или село, рождение мальчика в семье воспринимается как появление наследника, а девочки — помощницы матери. Два года назад в России было проведено анкетирование сельской молодежи в возрасте от шестнадцати до двадцати лет. Желание иметь в будущей семье двоих детей изъявили 78% опрошенных. Причем обязательное наличие в семье мальчика как наследника воспринимается 98% опрошенных. То есть до сих пор на селе сохранилась традиция полноценной семьи с обязательным наследником и помощницей.

Интересен также выбор пары в селе. В городе молодежь рассматривает будущего кандидата в жены/мужья обычно по следующим критериям: приличная семья, высшее образование, собственное жилье или возможность появления такового, благосостояние родителей. В селе на первое место также ставят приличную семью, то есть главное, чтобы родители были непьющими. Далее идет благосостояние родителей. Ну а образование и дальнейшие карьерные перспективы мало кого волнуют. Ведь часто сын является продолжателем отцовского дела, а дочь, выходя замуж, улетает из родительского гнезда. И если в городе молодые стараются жить отдельно, снимая жилье при отсутствии своего, то в сельской местности не редкость, когда молодая жена приходит в дом родителей мужа. В дальнейшем же стараются либо купить жилье, либо построить.
За четыре года своей сельской жизни я сделала для себя очень простой вывод: браки в селах гораздо крепче, чем в городе. Связывают семью и совместный труд, и хозяйство, и заботы о детях и доме. На нормальных сельских мужчинах лежит гораздо больше ответственности, нежели на городских. Взрослеют они раньше своих сверстников из мегаполисов и свою будущую роль понимают гораздо четче. И если к сорока годам сын все еще проживает в родительском доме, не будучи ни разу женатым, односельчанки смотрят на него косо, считая «непутящим». Чего не скажешь о больших городах, где такие ситуации сплошь и рядом...

Тэги: село

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?