Музыкальные новинки: трудно быть Харрисоном, Фрэнка Заппу - в президенты и возрождение американских «Битлз»

...Этот диск американский, двойной и по-своему раритетный. У них там всегда все было не как у людей еще со времен нашествия в Америку «Битлз». Многие пластинки звездного квартета выходили с ошибками, подвохами на обложках и всередине, а также менялись местами, годами и даже исполнителями. Там, где был «Леннон / Маккартни», стал только «Леннон», потому что в айподы длинное словосочетание не влезало, что добавило седых волос в шевелюру сэра Пола. Что уж говорить о Харрисоне, проект памяти которого «VA — George Fest. A Night To Celebrate The Music Of George Harrison» наконец вышел на диске. Участника «Битлз», о котором судачили, будто в группе он «лишь настраивает инструменты», всегда замалчивали и только в поздние «индийские» годы битловской истории дали спеть пару невнятных песен на общих альбомах.

Неудивительно, что, вырвавшись на свободу из-под опеки старших (после распада ливерпульской четверки), он тут же записал тройной альбом.

Короче, трудно быть богом с такими верующими, да и с такими исполнителями, если говорить об этом диске, тоже. Даже с родными отпрысками — не легче. Ведь все дети битлов имеют свои группы, выступают и записывают альбомы — и Шон Леннон, и Джеймс Маккартни, и Дхани Харрисон, и Зак Старки. (Зак еще в «Oasis» и возрожденных «The Who» играл, ведь сам Кейт Мун учил его барабанить). А кто из них, кроме Дхани, записывал трибьюты своему легендарному отцу? Правильно, Шон спел про бабушку песню Леннона «Julia», а кто еще? Джеймс записывает свои альбомы на студии «Abbey Road», а продюсирует их его папа. Зак не пожелал участвовать в проекте «Битлз-2», в котором бы собрались все дети битлов. А вот Дхани Харрисон, например, известен тем, что вместе с Джеффом Линном из «E.L.O» закончил работу над посмертным альбом своего отца «Brainwashed».

Вот и на этот раз двойной диск с песнями Джорджа Харрисона — это запись концерта, устроенного четыре года назад его сыном на сцене «Fonda Theater» в Лос-Анджелесе, на следующий день после 73-го дня рождения покойного экс-битла. Сначала был фильм, теперь вышел диск. На звездном концерте выступала собранная Дхани группа музыкантов — Брэндон Флауэрс («The Killers»), Конан О’Брайен, Брайан Уилсон и Алан Джардин («The Beach Boys»), а также «Flaming Lips», Бритт Дэниел («Spoon») и Нора Джонс.

Что поют? Да разное, в основном уже после «Битлз» написанное. Из битловского, правда, тоже хватает, но мало. Конан О’Брайен исполнил «Оld Вrоwn Shое» (скрипка и немножко нервно), Бритт Дэниел — «I Ме Мinе» (очень похоже), Нора Джонс — «Sоmеthing» (Йоко Оно, ясное дело, отдыхает), Jаmеstоwn Rеvivаl — «If I Nееdеd Sоmеоnе» (весело и совсем не похоже), Дхани Харрисон — «Sаvоу Тrufflе» (очень старается быть похожим), Перри Фаррелл — «Неrе Соmеs Тhе Sun» (не очень, не помогли даже фирменные йодли Харрисона), Соld Wаr Кids — «Тахmаn» (очень похоже, но на «Nirvana», исполняющую Девида Боуи).

Плавно переходя к альбому совсем другой исполнительницы, в которой, тем не менее, реет тень великого битла, предварительно отметим следующее. Если что, это Anoushka Shankar «Land Of Gold» — работа дочери еще одного знакового для истории «Битлз» исполнителя. Все, что было ранее — имеется в виду, концерт с музыкой Харрисона — это интерпретация, а стилизации не было и нет. А как надо, знаете? И это уже ближе к диску Анушки Шанкар. Точнее, как ее отец -- славный Рави Шанкар учил Харрисона на ситаре играть, видели? В раге нот ведь никаких нет, любую мысль можно только махать руками, а потом ртом пытаться воспроизвести — все эти аккорды с флажолетами.

Именно такая вот музыка губ и торжество жестикуляции имели место быть у гитариста битлов на тренировках (а как иначе: репетициях?) в Индии. «Ти-ти-па-па-ти, ти-ти-па-па-ту», — объяснял Шанкар. Точнее, у него-то было «харе-рама-ма, кришна-кришна-на», а уж Харрисон все это дело переводил на европейскую нотную грамоту. Которую, кстати, он единственный из битлов знал. Так вот, именно в результате подобной длительной подготовки рождались такие хиты с ситаром, как «Within You Without You», для исполнения которой в студию явились индийские джентльмены, ни слова не говорящие по-английски, и при этом Харрисон стал вторым из битлов (после Пола Маккартни с «Yesterday»), записавшим музыкальную композицию без участия других членов группы.

Или, скажем, альбом этого года от вышеупомянутой виртуозной Анушки Шанкар. Эта исполнительница, кажется, уяснила главную фишку вхождения индийской классики в европейскую культуру. Если уж в твоей музыке нот сроду не бывало, а рага — такое гармоничное дело, что только наливай да пей, чем, собственно и воспользовались «Битлз», не особо дружившие с нотной грамотой, то главное тут, чтобы мотивчик сидел. Не «одна палка — два струна», а сложнейшая симфония узнаваемых «европейских» настроений, ходов, мелодий и аккордов. Словом, джаз. Недаром бас у Шанкар напоминает игру Авишая Коэна (басиста, а не трубача), хотя на самом деле это Ларри Гренадьер на контрабасе.

И потом, в отличие от своего прошлогоднего, классически «индийского» альбома «Home», у Шанкар здесь немало поп-номеров, и даже нью-эйдж и соул. На «Jump In (Cross The Line)» читает M.I.A., на «Land Of Gold», начало которого списано с «Палестинского танго» Александра Вертинского, отметилась турецко-немецкая вокалистка Alev Lenz, а «Remain The Sea» наговорила известная британская актриса Ванесса Редгрейв, как-то сыгравшая рок-хористку в фильме Пола Уильямса «Песни для Мэрион». Там, в частности, если помните, песни Билли Джоэла и Стиви Уандера звучали. Ну, а тут зато одним из продюсеров значится Метт Робертсон, работавший с Бьорк.

Кстати, теги, если кому надо, можно расставить такие: world music, ethno fusion, spoken word, indian music, sitar. И в контексте такого традиционного сплава именитая дочь (на самом деле в жизни Анушка очень скромна) вроде бы должна или звездного папу, или Харрисона напоминать, а она уже со второго трека сливает на ситаре, будто Ричи Блэкмора в «Child in Time» в 1970-м. Ну, или на «Difficult To Cure» в 1981-м. Неудивительно, что Шанкар сотрудничала с лучшими оркестрами и солистами мира, среди них — Стинг, M.I.A., Херби Хэнкок, Пепе Абичуела, Карш Кейл, Родриго и Габриэла и Джошуа Белл.

И если уж затронули Америку с ее британским нашествием времен «Битлз», то сегодня там не намного лучше в смысле ситуации в плавильном котле культур. А также культурного плагиата и культурного заимствования. Вежливого отжима по-нашему. Там нынче вовсю идут тяжбы по поводу использования той или иной партией — в ее предвыборной кампании — хитов, опять-таки, той или иной группы или исполнителя. Ну, и понятно, что при этом возникают проблемы, поскольку не всякий Бон Джови захочет, чтобы под его музыку танцевали бабушки по поддержке тура Хиллари Клинтон. Да и каким-нибудь «ZZ Top» тоже не в кайф будет узнать, что их гремящие хиты разучивают мюзик-холльные ковбои со Среднего Запада, выступающие на президентских выборах за рыжего парня с именем сами знаете, каким.

А тем не менее в Америке такая музыка всегда была, специально, можно сказать, созданная для подобных торжественных случаев. Например, альбом «Frank Zappa For President» Фрэнка Заппы — чем не готовый полуфабрикат для продвижения кандидата в президенты? И неважно, что писались эти семь песен под предвыборную кампанию самого музыканта, ведь его давно уже нет с нами, и что классическая «America The Beautiful», исполненная, так сказать, в «Live At Nassau Colliseum, Uniondale, NY1988», — это, скорее всего, очередной стеб музыканта, но разве наш Дональд Трамп — это вообще не фейк?

Или трек с альбома «Увертюра для дядюшки Сэма» — думаете, она о подвигах американских войск в Ираке? Кроме того, отправляются же сегодня культовые исполнители в турне по поддержке самих себя в президентской гонке, и ничего! Что обещают избирателям? Например, изобразить в мемориальном ряду «каменных президентов ударника «Металлики». Или запретить диско-музыку, группу «Have You Ever Seen The Jane Fonda Aerobic VHS?» и маракасы.

Раньше у нас этот исполнитель не особо котировался, а когда, наконец, стал продаваться, то это оказался альбом со «звуками тела», в том числе непотребными. Что-то подобное и на удивление непопулярное в случае бесспорности их славы на Западе наблюдалось с творчеством Теда Нуджента, Наны Мускури и культовой группы «Чикаго». Не говоря уже о Дэвиде Кэссиди. Кто-нибудь слышал этих исполнителей? Имел их записи и переснятые с выступления по телевизору на фестивале в Сопоте фотки? И бывали ли они на этом польском фестивале в 1970-х, как Пол Маккартни, вырезанный в советской трансляции? В то же время такие среднестатические явления, как группа «Smokie», песня «Гоп хей гоп» («Mrs. Vanderbilt» Пола Маккартни) и Сьюзи Кватро, были популярны до икоты на танцплощадке.

То же самое — Френк Заппа. Можно, конечно, в последний раз попробовать сравнить его с Ниной Хаген, чтобы стал понятен уровень скабрезности его рок-экспериментов. Так ведь и ее мало кто знает и помнит. Театр, короче, на сцене и в жизни. В наших краях Заппа был известен разве что обложкой диска, где он восседал в окружении обнаженных девиц. Ну, и классического постера, где уже он сам голый на унитазе, в резиновых сапогах. Отпетый хиппи, бравый вундеркинд, чьи усы были известны всему миру, как закрученный аксессуар Сальвадора Дали, и сам себе режиссер с композитором — он незаслуженно забыт, да и не вспоминался у нас ни разу. Титан и стоик рок-музыки, великий мастурбатор не хуже упомянутого классика сюрреализма и мелодист уровня Пола Маккартни, он заслуживает на большее внимание, нежели его отпрыск Двизил Заппа. Музыкант, о котором все знают, что он сын великого отца, но что такого великого сделал этот самый отец, понять сегодня уже сложно.

В «нашей» истории музыки вообще был такой период страшных разочарований, когда сложности подстерегали на каждом шагу. Группа «The Police», при всей мужественности названия оказавшаяся прыгучими электро-клэшевыми блондинами. Очередной альбом «Queen», сыгранный без вокала, поскольку был саундтреком. Наконец, после очередного потрясения — выброс в свободную продажу в СССР диска «Dire Straits» с оригинальной обложкой — с клавишными и песнями по семь минут. Не беда, конечно, если учесть , что «Private Investigations» на злополучном альбоме вскоре стала первым синглом группы, вошедшим в первую пятёрку британского хит-парада. А всего-то делов: ушел брат-гитарист, и пришел друг-пианист.

Вот и теперь, после очередного привыкания к новому имиджу кантри-звезды — Марку Нопфлеру, отыгравшему во всех составах мировых супергрупп и на всех благотворительных, включительно с Джаггером, Боуи и Маккартни концертах, мы вернулись к «советским» истокам фирмы «Мелодия». «Altamira» Mark Knopfler — это почти «Love Over Gold» 1982-го его культовой группы. Первый трек — это долгий, драматически затянутый «Private Investignation» с упомянутого альбома. Акустическая гитара, мандолины. Словом, музыка к фильму, как в случае с «космической» пластинкой «Queen». Но то был славный «Flash Gordon» — и комикс, и его герой, а теперь?

Стоит отметить, что и теперь, и тогда — да и всегда, если вспомним Линду с Йоко — в истории таких старых знаковых гитаристов, как Ричи Блэкмор и тот же Марк Нопфлер, главную роль играют «освежающие» репертуар женщины. И все дело в том, что на этом диске экс-вокалиста и гитариста «Dire Straits» маленькими такими буквами «прописана» также Эвелин Гленни, шотландская перкуссионистка. Ну, и сама работа дуэта, как уже упоминалось, — музыка к фильму. «О жизни Марселино Санс де Саутуола, открывшего пещеру Альтамира, которая позднее была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО». Акустический, инструментальный диск. Первый же трек — сплошная инферналия, переходящая в «Мечты бизона» на третьем — про то, как бизон спит, и видит. Без слов, без музыки, вообще без ничего. Просто звуки, остальное — исландские, шотландские и прочие мотивы доисторических времен.

В отличие от всех остальных, шальная энергетика уже первого трека «Bang, Zoom, Crazy... Hello» Cheap Trick просто зашкаливает. Это же почти «Мама, мы все сошли с ума», только не перепетое ленинградскими звездами советского рока, а в ее оригинальном исполнении, если помните. Ну, то есть, «Slade», если забыли. Так вот, "Heart On The Line" — это действительно хит этого призабытого коллектива. Да и сами они себя не очень помнят.

Кто там нынче шагает правой в составе некогда и почти супергруппы 70-х?

Оказывается, все на месте, и даже «битловский» перебор Харрисона с «You Never Give Me Your Money» во втором ударном треке «No Direction Home» сохранился, и вокал местами смахивает на Денниса Де Янга из «Styx». То есть живы и здоровы и Рик Нельсен, и Том Петерсон, основавшие эту интереснейшую группу в 1974-м, и поющий гитарист Робин Зандер. Ну и для сына Рика Нильсена (Дакса), который сел за ударную установку вместо оригинального барабанщика Бена Е. Карлоса, покинувшего группу в 2010 году из-за личных конфликтов, это было дебютом.

В целом же новая работа «американских «Битлз», как их называют в Японии, где они в свое время произвели настоящий фурор, — это все тот же коммерческий хард-рок. Именно тот, с которым группу раскрутил продюсер «Aerosmith», после чего они выступали в качестве разогревающей группы с такими монстрами, как «Kiss», «Queen», «Journey». После чего были неминуемый распад, воссоединение уже в нулевые, и данный релиз — первая работа американских рокеров с момента «The Latest» 2009-го, того самого, с которого начался самый длительный перерыв в их карьере.

Кстати, альбом вышел ровно за неделю до появления группы в Зале славы рок-н-ролла. Ну, и немного мистики со смахивающего на позднего Девида Боуи трека «When I Wake Up Tomorrow» с этого альбома. Там после тяжелых гитар в середине идет финальная строчка: «Тебя уже не будет, когда я проснусь завтра». На следующий день после записи трека Боуи скончался.

Тэги: Битлз, музыка, новинка

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Появилось видео, как Обама спас Байдена от позора
Появилось видео, как Обама спас Байдена от позора
Появилось видео, как Обама спас Байдена от позора
Появилось видео, как Обама спас Байдена от позора
В Индии столкнулись два поезда – погибло немало людей
В Индии столкнулись два поезда – погибло немало людей
Пиранька: боец ВСУ попала в скандал из-за бордов с "выпадающей грудью"
Пиранька: боец ВСУ попала в скандал из-за бордов с "выпадающей грудью"
Установлен мировой рекорд скорости электромобиля - 438,7 км/ч
Установлен мировой рекорд скорости электромобиля - 438,7 км/ч
Самый высокий пёс из ныне живущих: такого звания удостоился немецкий дог Кевин
Самый высокий пёс из ныне живущих: такого звания удостоился немецкий дог Кевин
Билли Айлиш с 11 лет смотрела порно и заработала сонные параличи
Билли Айлиш с 11 лет смотрела порно и заработала сонные параличи
Сумерки богов (2024): тизер и дата выхода анимационного сериала, в котором много насилия и секса
Сумерки богов (2024): тизер и дата выхода анимационного сериала, в котором много насилия и секса
Появилось видео, как Байден снова «потерялся» на публике
Появилось видео, как Байден снова «потерялся» на публике
В итальянском парламенте произошла эпичная драка
В итальянском парламенте произошла эпичная драка
Жуткий пожар в Кувейте оборвал десятки жизней – видео с места трагедии
Жуткий пожар в Кувейте оборвал десятки жизней – видео с места трагедии
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?