«F*ck you, русиш»: как хасиды устроили в Умани собственную «народную республику»

Традиционное паломничество брацлавских хасидов на могилу Цадика Нахмана в Умани на празднование еврейского Нового года в этом году омрачилось ограничениями, связанными с карантином из-за эпидемии коронавирусной болезни COVID-19.

За последние 30 лет оно превратилось в культурное явление, замешанное на больших деньгах и политике. В хасидском квартале, локализованном на улице Пушкина, в десяти минутах езды от горсовета, действуют свои законы. Тут есть «хасидская полиция». В магазинах и ресторанах расплачиваются валютой и получают сдачу в долларах и евро. Некоторые уманчане называют все это «Хасидской народной республикой».

Прямо сейчас почти стотысячный город в Черкасской области, а с ним и вся Украина, проходят два главных теста: на коронавирус и толерантность.

Накануне празднования Рош ха-Шана журналисты «Украинской правды» отправились в Умань, чтобы понять: готов ли город к еврейскому Новому году в условиях пандемии; являются ли проявления ксенофобии массовыми; и стоит ли закрывать глаза на то, что некоторые хасиды игнорируют украинские правила поведения и законы.

На данный момент в хасидском квартале относительно тихо. В предыдущие годы на Рош ха-Шана тут собирались несколько десятков тысяч человек. В 2020-м — в десять раз меньше.

«Убирает душа. Чисто, как малчик»

В дни Рош ха-Шана улица Пушкина в Умани становится четырехязычной: здесь говорят на смеси идиша, английского, украинского и русского.

Первая попытка журналистов наладить контакт с паломниками заканчивается бесславно.

— F*ck you, русиш, f*ck you, русиш, f*ck you! — повторяет, как мантру хромой хасид с палочкой.

Чтобы закрепить эффект, он показывает средний палец. И скрывается за воротами частного дома.

Веру в дружбу народов и межрелигиозный диалог быстро возрождает 25-летний Йосиф. Он подходит сам, сует в руки брошюру с молитвами.

— Present for you, — говорит длинноволосый рыжий парень.

Йосиф — без маски. В коронавирус не верит. У Йосифа — кепка на голове и Бог в сердце.

— Украйна ест ковид? — многозначительно улыбается он. — Нема! Это политика — сто процент! И ты знаешь, что я знаешь, что это — сто процент политика. Во всей universe.

Вэсь коронавирус я тут, во всей Украйна нема маска! — начинает возмущаться он. — Нема один-два метр! И только сейчас Израиль все закрыть — балаган, балаган, балаган! Не знаю, почему.

В 2020-м году пандемия сильно усложнила жизнь родным Йосифа. По его словам, чтобы попасть в Умань из Америки окольными путями, паломникам нужно было найти тысячи долларов.

Кроме того, Йосиф жалуется на огромные деньги, которые необходимо платить за проживание в Умани, где вполне могут потребовать по $200-300 за место на двухспальной кровати в комнате, где размещают восемь человек.

— A lot of money. Not nice, not nice! — качает он головой. — Не хорошо! Не хорошо!

Однако, каким бы дорогим ни было путешествие в Умань, Йосиф говорит, что этих денег не жалко. Потому что любой уважающий себя хасид должен приехать на могилу цадика.

— Это не только фестивал, понимаешь? Рабби Нахман сказал ты говорить Богу, што ест на душа. Рабби Нахман — очень хорош человек. Он — болшой доктор на сэрцэ. Хто ехать на могила — это стырка на душа, всё! Он убирает душа. Чисто, как малчик. Это очень хорошо! — поясняет Йосиф.

«Fake epiemic!»

Отношение многих хасидов к коронавирусу мало чем отличается от отношения к СOVID-19 глубоко верующих людей других вероисповеданий.

Увидев защиту на лицах репортеров, молодые паломники смеются: «Fake epidemic! Fake epidemic!».

Санитайзеры, бесплатные маски, одноразовые кипы, предупреждающие таблички на дверях кафе и отелей — формально здесь все выдержано в стиле ковидной эпохи. Но меры предосторожности соблюдают далеко не все.

Только лишь у могилы Рабби Нахмана строгий контроль. Крепкие славянские ребята в синих футболках с надписью «VIP-Security» поясняют всем ортодоксам, что нужно надевать маски.

— Хасидов трогать нельзя. Будет международный скандал, — объясняет подчеркнутую вежливость один из охранников.

У входа парень с пейсами в ярко-желтой жилетке с надписью «хасидская полиция» проверяет температуру.

Периодически в павильон заходит человек с портативным опрыскивателем, висящим на спине, и обрабатывает все вокруг неизвестной жидкостью. Напротив входа к могиле кучкуется группа паломников. Почти все — без масок, добродушно улыбаются.

«Хасидов не обслуживаем»

Как большинство уманчан относятся к хасидам, сказать сложно. Мнения в городе звучат разные. Откровенной ксенофобии, завидев камеру или диктофон, местные не выражают. Хотя неприязнь чувствуется часто.

В частности, широкий резонанс обрело фото одного из кафе Умани, на котором появилась табличка с надписью «Хасидов не обслуживаем». Полиция тут же открыла криминальное производство по статье о нарушении равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений.

Журналисты несколько раз были свидетелями того, как водители, проезжающие через хасидский квартал, покрывают матом паломников, идущих не по тротуару, а по узкой дороге. Но дальше ругани дело пока не доходит.

В целом у тех, кто живет на улице Пушкина, в центре хасидизма, давно выработался дуалистический взгляд на происходящее. Они могут критиковать и хвалить паломников одновременно.

Среди плюсов Рош ха-Шана в Умани называют возможность заработать. Но на этом в 2020 году поставила крест пандемия.

Виктор, продающий за 125-250 гривен вязанные кипы недалеко от могилы цадика, делится: «Торговли нет, ясное дело. Люди и так шесть месяцев сидели на карантине без работы и денег. И что дальше? Опять детям голодать, потому что коронавирус?».

Уманчанка Ольга, которая готовит приезжим еду, питает к ним почти материнские чувства: «Они такие же бедные, как и мы. У них тоже сейчас нет в Израиле работы и дохода. Они тут макаронами питаются».

По-настоящему наживаются на праздновании Рош ха-Шана в Умани не многие. К их числу точно не относится безымянный валютчик-меняла, который вступает в разговор с репортерами УП.

— Меня что, Зеленский возьмет на работу? Пока могу, буду как-то выкручиваться, — говорит он.

Мужчина рассказывает: он — предприниматель, занимается частным извозом, еще у него есть небольшой магазинчик. Здесь, в хасидском квартале — дополнительный заработок на обмене валюты.

— Сейчас уже много не заработаешь, — уверяет он. — У них уже тут в кафешках, магазинчиках многие доллары берут, цены в валюте. И сдача тоже. Извините меня, Зеленский обещал вернуть в Украину «cвоих», вот его мечта и сбылась.

«Знаете, как тяжело выдержать их гадюшник! — продолжает меняла. — Люди сдадут им квартиру, так такие встречаются... Принесет живого барана, в квартире зарежет и на балконе будет жарить. Сожгут дом и что тогда?».

Едкие уколы в адрес хасидов у менялы сменяются искренним сочувствием: «Вы видели, как они на границе застряли с Беларусью? Жах, такое впечатление, как будто фильм про войну».

И тут же опять жалуется:

— Пошел я как-то в банк, стою в очереди на две кассы. Заходит хасид и ломится вперед. Ему делают замечание. А он: «Это наша земля. Скоро тут ничего вашего не будет».

«Я бывал за границей и не могу представить, чтобы так позволял себя там вести, плевать на их правила и законы», — заключил валютчик.

«Эта махина уже работает так, что я ни на что не влияю»

За невысоким забором в 20-30 метрах от могилы Рабби Нахмана по адресу Пушкина, 54 спрятался частный дом. Три комнаты и четыре сотки — здесь с момента рождения в 1970-м живет уманчанин Валерий Лапханов.

Лапханов помнит первых паломников еще в 70-х прошлого века, когда он был маленьким мальчиком: «Приезжала „Волга“, обычно, когда уже темно было. В машине два еврея и обязательно сотрудник КГБ. Хасиды шли к могиле и там тихо читали молитвы».

Спустя полвека соседство с ортодоксами у Лапханова более, чем тесное: три месяца назад впритык к стене его дома начали строить отель.

— Вот, посмотрите, — показывает он. — Строят незаконно. В мэрии говорят, что это не их полномочия. Я уже на Офис президента писал, но без толку. Должно три этажа быть, а уже четвертый гонят, мл*ть.

Рассказывая о своих проблемах, Валерий высказывает возмущение, но не злость. С его расслабленного лица не сходит улыбка: «Что я могу изменить? Эта махина уже работает так, что я ни на что не влияю».

Лапханов утверждает: за кусочек земли и дом у могилы Рахмана ему могли бы дать миллион долларов. Но пока жива мама, и она говорит так: «Это моя родина. Когда умру, тогда делай, что хочешь».

Как и все уманчане, Лапханов хочет, чтобы паломники уважали местные обычаи и законы. Он хочет видеть государство сильным и справедливым. Но в беседе с Валерием выкристаллизовывается контрвопрос: стоит ли ждать и требовать послушности от хасидов, если в самой Украине плюют на закон?

 

По материалам: «Украинская правда»

Тэги: общество, здоровье, закон, эпидемия, карантин, религия, Умань, хасид, паломничество, коронавирус

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Заленский приехал к военным в Донецкую область
Заленский приехал к военным в Донецкую область
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?