«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).
Митрополит Антония пояснил, что десятая заповедь запрещает не просто желание как таковое — в обычных желаниях ничего предосудительного нет, а именно зависть, то есть «недовольство тем, что мы имеем, и пожелание того, что принадлежит другим».
Он привёл слова святителя Николая Сербского: «Зависть — это семя греха: сегодня мы только хотим то, что принадлежит нашему ближнему, а завтра, под влиянием зависти, мы уже можем желаемое нами, но не принадлежащее нам, присвоить себе».
«Святая Церковь учит: нет незначительных и мелких грехов, но каждый грех — это нарушение связи с Богом, и он ведёт нас только к одному — к духовной погибели», — продолжил владыка.
Далее управделами УПЦ раскрыл, что говорят о зависти святые отцы.
«Зависть — это самый древний грех, так как завистью дьявола в мир вошёл грех, и именно ради её обуздания был дан Ветхозаветный Закон», — процитировал он слова святителя Амвросия Медиоланского.
«Священное Писание показывает: нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные завистливые помыслы против них», — отметил архиерей и привёл слова преподобного Никодима Святогорца: «Все заповеди по отношению к ближнему препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Последняя же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел».
«По словам святителя Николая Сербского, любой грех начинается с помысла, и потому опасность зависти заключается в том, что она является началом, семенем других грехов», — продолжил митрополит.
Владыка отметил, что завистливый человек не может быть счастливым. «Завистливый человек, не довольствуясь тем, что он имеет, начинает обвинять в своих бедах как своих ближних, так и Самого Бога. А потому такой человек никогда не сможет быть счастливым и довольным собственной жизнью. Ведь счастье — это не просто некая сумма тех или иных земных благ, а прежде всего состояние души человека», — пояснил иерарх УПЦ.
«Христос Спаситель говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), — напомнил митрополит. «Это Царство зарождается уже здесь, на земле, с правильного устроения души. И подлинное счастье заключается в том, чтобы разглядеть в том, что приносит каждому из нас повседневная жизнь, дары Божии, а разглядев — благодарить за них Бога», — добавил он.
В завершение цикла о десяти заповедях, митрополит Антоний отметил: «Святые отцы, рассуждая о заповедях Закона Божия, говорили, что последняя, десятая, заповедь является неким мостом, который соединяет Ветхий Завет с Заветом Новым. Потому что в последнем уже говорится о грехе не просто как о некоем совершённом поступке, но прежде всего — как о неправильном направлении мысли и желаний».
«Заповедь „Не пожелай...“ завершает то откровение, которое было дано Моисею Самим Богом. Но тем самым она снова и снова возвращает нас к его началу — к заповеди о любви и верности Богу», — заключил управделами УПЦ.
В тему: Управделами УПЦобъяснил, почему опасен грех прелюбодеяния.