С политологом и политтехнологом Тарасом Березовцом, работающим в штабе Блока Юлии Тимошенко, журналисты «Фразы» общались осенью прошлого года, незадолго до начала официальной избирательной кампании по выборам Президента Украины. Тогда, вопреки распространенному мнению, он утверждал, что Премьер-министр таки способна признать поражение, хотя и не верил в такой исход.
Однако случилось. Настало время собирать камни, подводить итоги и делать выводы, дабы избежать повторения ошибок. 3 марта, после отставки, Юлия Тимошенко собрала свое правительство, где сообщила, что они обязательно последуют в оппозицию и будут весьма жесткими. О том, насколько жесткой будет бютовская оппозиция, а также, почему для Тимошенко это поражение не так страшно, что делать с нынешней Верховной Радой и самим Блоком, мы и поговорили в пост-выборном интервью с директором PR-группы Polittech Тарасом Березовцом.
Юлия Тимошенко на днях заявила, что по результатам выборов будут произведены определенные оргвыводы. Какими, по Вашему мнению, они должны быть?
Я думаю, что эти вопросы в любом случае должны рассматриваться коллегиально. Больше всего претензий может возникнуть к работе ряда региональных штабов. И в первую очередь это касается юго-восточного региона. Единственный штаб, к которому здесь нет и, наверное, не может быть вопросов – это крымский, который и так показал максимально возможный результат в условиях кампании на «вражеской» территории.
Та же ситуация и в рекламно-пиаровском направлении. Оно, в данном случае, сработало на максимуме возможностей. Но основной провал также случился в полевом измерении. Агитационная работа не была проведена должным образом штабами на местах.
Соответственно, это хорошая возможность избавиться от ряда руководителей областных организаций, многие из которых по совместительству являются народными депутатами. Ждать уже больше нечего. Говорили о том, что есть серьезные проблемы по Одесской, Запорожской, Тернопольской областям. Во Львовской области штабы либо работали на конкурентов, либо не работали вообще. Поэтому, если сейчас опять не воспользоваться шансом для самоочищения, то очень сложно будет объяснить собственным партийцам, почему этого не произошло.
В общем, надо подтопить жирок, скажем так.
В прошлом интервью Вы сказали, что для Тимошенко в отличие от Януковича эти выборы – не последний, а предпоследний шанс остаться в политике. Не связаны ли неэффективные действия ее команды с осознанием того, что «при случае еще отыграемся»? Тем более, что очень похоже на то, что представители Тимошенко заранее проиграли выборы, опустив руки после первого тура, зафиксировавшего психологический разрыв в 10%?
Да, так и есть. Это поражение она еще сможет пережить. А вот следующее уже будет фатальным. Поэтому к самой Тимошенко в данной ситуации претензий нет и быть не может.
Что касается команды, то однозначно были люди, для которых 10%-й отрыв сыграл роковую роль. Они посчитали, что бороться уже нечего и стали откровенно «сливать» кампанию. Такие примеры есть, эти люди известны. При этом вопрос их финансового участия в данном случае не является оправданием. Если ты давал деньги на избирательную кампанию, но, в конечном итоге, ее «слил», то какие могут быть оправдания?
Поэтому я всегда высказывался за то, что, чем больше людей сейчас уйдет, тем лучше. Это, в любом случае, балласт. Какой бы он ни был. Даже если среди ушедших будут крупные бизнесмены, спонсоры партии. В то же время, это не означает, что те, кто останется, – исключительно верные бойцы. Останется, на самом деле, то, что на украинском языке, грубо говоря, называется «непотріб» – много таких людей, которые нахрен никому не нужны, и которых в действительности надо точно так же выкидывать из партии, как и олигархов. Останутся не потому, что они такие умные и верные, а просто, потому что им некуда идти.
Проблема в чем? Мы с вами, помнится, уже об этом говорили, что выбирать-то не из кого. Сначала можно набрать лучших из лучших, потом приходится добирать лучших из худших, а потом и всех оставшихся. Но, в конечном итоге, все равно идти некуда. Вот тот базар, о котором я говорил, он очень маленький и бедный, поэтому надо исходить из принципа – путь будет меньше людей, но, по крайней мере, они будут полезными. Владимир Ильич Ленин с тремя тысячами партийцев совершил Октябрьский переворот и на 70 лет изменил курс движения всего мира да и вообще весь ход истории. А, если сейчас в рядах «Батькивщины» больше полумиллиона партийцев, и мы имеем вот такой вот результат, значит надо заниматься серьезными партийными чистками.
Пока же у нас нет серьезной кадровой политики, и есть полученный результат. Во многом проиграли за счет очень плохой работы низовых структур. Есть пример в одной области, когда один районный штаб собрал 80% голосов за Тимошенко, а соседний с ним – 40%. Но такого же не бывает, правда? То есть это показывает конкретную работу конкретных людей, и здесь критерий должен быть простой – как отработал в первом/втором турах, так и отвечай. Сам уходи, не хочешь сам – надо помогать.
Но тогда же Вы говорили, что у «Батькивщины» в этом смысле как раз очень хорошая партийная школа.
Она действительно лучше, чем у кого бы то ни было, это правда. Но даже такая хорошая школа, как мы видим, не среагировала. Когда возникла ситуация с разрывом в 10% после первого тура, вместо того, чтобы сработать на мобилизацию, многих людей это наоборот расхолодило.
Кстати, особенно, похоже, расхолодило ваших юристов. Ведь, когда встал вопрос о том, что во втором туре разрыв не такой уж и большой, и есть смысл обращаться в Высший административный суд, то оказалось, что в аргументах не хватает конкретики. Вернее она попросту отсутствует, так что ваши оппоненты с радостью констатировали – а ведь каких-то серьезных юридических доказательств фальсификаций непосредственно на местах у БЮТа-то и нет! И, судя по всему, так оно и было, иначе, зачем бы надо было отзывать иск…
Очевидно, здесь не стоит всю вину возлагать только на юристов. Потому что юридический блок дает указания и направляет. А на местах наблюдателей и членов комиссий должны были правильно «заряжать» местные штабы. Вот Сенченко (председатель Крымской республиканской ячейки ВО «Батькивщина», глава избирательного штаба Юлии Тимошенко в Крыму Андрей Сенченко – ред.), например, по Крыму хорошо сработал, все зафиксировал и предоставил факты. И это в не самой благополучной в электоральном плане для БЮТ области. А сколько на Востоке и Юге штабов, которые сработали неадекватно?.. Вот они конкретно на месте и завалили всю работу.
Иными словами, основой разбор коснется исключительно региональных представительств. К «центру» вопросов нет?
Нет, вопросы есть ко всем, я думаю. И в том числе к юридическому блоку в любом случае. И это нормально. Если бы все отработали без сучка и задоринки, результат был бы иным, согласны? А раз результат такой, то претензии могут быть ко всем.
Что намерен предпринять БЮТ в отношении своих семерых депутатов, которые проголосовали за отставку Юлии Тимошенко с должности Премьер-министра?Продолжение — на следующей страницеЧто намерен предпринять БЮТ в отношении своих семерых депутатов, которые проголосовали за отставку Юлии Тимошенко с должности Премьер-министра?
Лишить их депутатских мандатов нет никакой возможности, потому что существующий Регламент Верховной Рады и Закон «О статусе народного депутата», если они не выходят из фракции (а они ж не идиоты, чтобы писать заявления), не позволяет этого сделать. Я предполагаю, что группа перебежчиков в любом случае увеличится. Мы тогда с вами говорили о том, что в БЮТе, очевидно, таких может быть до 30 человек. Пока, по моим данным, речь идет примерно о 15 более-менее подтвержденных случаях. То есть массового забега в штаб победителя не произошло, вопреки мнению большинства политиков и экспертов.
С другой стороны, если задуматься над созданием очередной «ширки», перебежчики могли бы пригодиться в качестве связующих звеньев между официальным БЮТ, который держит радикальную позицию, и лагерем победителей, которым не хватает голосов для уверенного большинства. Рассматриваются ли сейчас подобные варианты?
Вариант создания широкой коалиции сейчас совершенно бессмысленный и бесполезный, потому что у избирателей, которые голосовали за Тимошенко, будет превалировать реваншистская мотивация. Поэтому, если первый раз попытка сыграть в «ширку» окончилась для нее падением рейтинга, то сейчас это его попросту убьет, без каких-либо шансов на восстановление. Так что никаких подобных действий производится не будет.
Но при этом я не исключаю, что могут быть какие-то солидарные голосования. Вы же понимаете, что создать коалицию с жадной «Нашей Украиной», договориться с ними, невозможно в принципе. Любая договоренность с ними, как говорил Бисмарк относительно России, не стоит той бумаги, на которой она написана. Поэтому мы все понимаем, что будут досрочные выборы, они неизбежны, и я не исключаю, что, если Партия регионов решит сыграть в долгую игру с БЮТ, например, повысив избирательный барьер до 7% или 10%, то мы ее поддержим. Потому что мы прекрасно понимаем, что в таком случае гарантированно проходят только две политические силы, ну, может, три.
То есть никакого стратегического сотрудничества не будет, но ситутативно, если оно будет играть на их общие интересы (а таких интересов, на самом деле, может быть очень много), почему бы и нет.
Кстати о досрочных выборах. В прошлый раз Вы утверждали, что в случае победы Януковича они будут выгодны, прежде всего, Партии регионов. Однако она пока не собирается форсировать этот вопрос, местные и вовсе отменила…
Они пока пытаются договориться с НУ-НС. У них есть иллюзия, что это получится. Но, поскольку это в принципе не возможно, то ничего не выйдет. БЮТ уже в этом убедился. Большинство депутатов из НУ-НС, которые голосовали за отставку Тимошенко, а это, в частности, и представители Украинской народной партии, до недавнего времени входили в, так называемую, демократическую коалицию.
Досрочные же выборы «регионалам» выгодны с той точки зрения, что они могут повторить результат 2007 г., но за счет «бонуса» могут его еще и улучшить. Вместо «Нашей Украины» зайдет прогнозируемый Тигипко, зайдет Яценюк, с которыми «регионалам» договориться априори проще.
Я на днях общался с Евгением Копатько из R&B Group (Research & Branding Group – группа компаний в области социологических и маркетинговых исследований, организатор одного из экзит-поллов - ред.), так он сообщил, что, по социологии, не только Литвин сейчас не проходит в парламент, но даже коммунисты. Такая возможность, даже при существующем проходном барьере, есть только у четырех политических сил – Партии регионов, БЮТ, Тигипко и Яценюка. Так что «регионалам» выгодно перезагрузить конфигурацию: чем меньше партий, тем больше будет «бонус», за счет которого можно получить большее количество мандатов.
И у них есть нормальные люди, которые понимают неизбежность выборов. К счастью, это люди, которые принимают решения. А не хотят перевыборов трусы и бизнесмены. Но, к счастью, они не принимают решений в Партии регионов.
А что с местными выборами?
Я понимаю так, что есть две вероятные даты их проведения: 26 сентября текущего года и март 2011 г. В любом случае, их будут пытаться совместить с парламентскими. Чтобы была логика, потому что получить максимально выгодный результат можно только так. И они будут переносить эту дату до тех пор, пока не определятся с досрочными парламентскими. А объяснят это все, по обыкновению, тяжелым финансовым положением, потому что провести двое выборов вместе все равно дешевле, чем по отдельности.
Юлия Тимошенко заявляла, что ее Блок в дальнейшем будет расширяться, в том числе и в рамках подготовки к местным и досрочным парламентским выборам. Стоит ли ожидать организационных выводов, учитывая откровенно протимошенковскую позицию ряда политиков, как то Юрий Луценко, Борис Тарасюк или даже Леонид Кравчук?
Поскольку мы идем по пути выстраивания классической двухпартийной системы (с возможным третьим игроком, играющим маргинальную роль), БЮТ постепенно будет поглощать все партийные проекты. Первые «жертвы» – это «Народная самооборона», Народный Рух Украины, Партия защитников Отечества Юрия Кармазина, возможно, Европейская партия Николая Катеринчука. Подобные переговоры уже имеют место.
То есть в любом случае БЮТ их будет инкорпорировать в свой состав. Потому что Тимошенко от бренда не откажется. Я более чем уверен, что у нее сейчас вызрела идея относительно того, что для нее более выгодна система не блока, а партии. Поэтому я не исключаю, что она попытается каким-то образом переформатировать свою политическую силу, сделать всем членам блока предложение: либо они входят в партию, либо остаются за бортом. А ведь, на самом деле, у всех, кто не попадает в проекты Тимошенко или Януковича, есть только два выбора: Тигипко или Яценюк. Мы видим, что уже даже коммунисты сейчас фактически выпали из «обоймы».
Вопрос риторический, но все же... Намерен ли БЮТ менять стратегию своего поведения в оппозиции: будет ли она «эффективной» и «европейской», как об этом заявил Николай Томенко, или уже привычной, с драками, поломанными микрофонами, отключением света, блокированием системы «Рада» и т.д.?
Пока что все устали. К новой борьбе не готов даже Янукович. Это видно по его настроению, мол, делайте, что хотите, но создайте хоть какую-то коалицию, хоть какую-то видимость работы, потому что избирателям же ж надо что-то объяснять и показывать. Поэтому я думаю, что острой борьбы, активных действий со стороны оппозиции пока ждать не стоит. Чуть позже – может быть.
*…Данное интервью взято в рамках проекта «Фразы»: Ф-ТЕМА. Регулярно наши журналисты исследуют одну из болевых точек украинского общества. Аналитика, комментарии «тех, кто в теме», интервью с участником событий или экспертом, неожиданный взгляд на вещи, публицистика – все это в Ф-ТЕМЕ «Фразы».