В столичном кинотеатре «Киев» состоялся показ шоу «Shakespeare Live!», посвящённого 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира. Этот спектакль-концерт гармонично соединил в себе фрагменты из лучших постановок театра, балета, оперы и мюзиклов разных лет, созданных по мотивам шекспировского наследия.
По своему масштабу и качеству это шоу близко к тому, чтобы называться эталонным среди постановок «к дате». Выйдя на отечественный экран, «Shakespeare Live!» бросило вызов многим украинским юбилейным проектам. И, судя по киевскому аншлагу на этом показе, вызов этот наша публика приняла.
Среди участников проекта были Иэн МакКеллен («Властелин колец», «Хоббит»), Джуди Денч («Филомена», «Казино Рояль»), Хелен Миррен («Королева», «Трамбо»), Бенедикт Камбербэтч («Шерлок», «Игра в имитацию») и другие звёзды британского кино и театра. Все они высококлассно исполняли хрестоматийные сцены из спектаклей, поставленных по произведениям классика.
Фрагменты спектаклей переплетались с отрывками из балета Кеннета Макмиллана, оперы Гектора Берлиоза, мюзикла Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма, джазовых композиций Дюка Эллингтона, песен Руфуса Уэйнрайта и других произведений разной «степени бессмертности».
Элитарное в этом шоу местами перебивалось бульварным. Таким образом, «Shakespeare Live!» затронуло всю палитру эмоций и объединило в одном зале людей с самыми разными вкусами. В частности, на киевском показе были и осанистые ценители прекрасного в вечерних нарядах, и хипстеры, и даже некто с клетчатой сумкой, от которой тянулся устойчивый запах каких-то голубцов.
«Shakespeare Live!» было поставлено режиссёром Грегори Дораном, автором десятков театральных постановок шекспировских пьес, а также целого ряда фильмов по произведениям британского классика.
Искушённые британские критики встретили этот проект сдержанными аплодисментами. В своей рецензии на него издание Тhe Guardian смакует мастерство исполнителей, но вместе с тем упрекает, что авторы «втиснули в один проект слишком всего». А Тelegraph дал больше воли эмоциям, озаглавив свою статью о шоу «Мурашки по телу». Судя по тому, сколько после показа было просветлённых лиц среди киевской публики — нечто подобное испытал и наш зритель. Восторг последнего объясняется не только высочайшим уровнем этого проекта, но и тем, что в наших краях такого уровня проекты не случаются. А подобные концерты «к дате» у нас обычно девальвируют до уровня чиновничьей халтуры, организованной скорее «для галочки», нежели для публики.
Два года назад Украина праздновала юбилей Шевченко, значащего для Украины не меньше, чем для Великобритании данная 400-летняя дата со дня смерти Шекспира. Вбивая в Google запрос «200 років Шевченко», получаешь всего 178 тыс. страниц. А после запроса «Shakespeare Live!» количество ответов достигает 84,1 млн. — почти в 500 раз больше. Сколь бы условным ни было это соотношение, оно красноречиво характеризует соотношение нужности подобных шоу: сделанных "для галочки" и для публики.
Бегло пролистав отзывы и видео, которые выдаёт Google на запрос «200 років Шевченко», встречаются современные телепередачи, любопытные перформансы, эффектный фан-арт, а также множество сообщений о том, насколько оригинально отмечалось это событие. Но все проекты, в которых прослеживается хотя бы проблеск креатива, тонут в сотнях кондовых празднеств с рушниками, вышиванками, вусами и надрывными речами про загублену долю. И дело не в самом этно-колорите, а в отсутствии чего-либо, кроме него.
Ведь главный конёк «Shakespeare Live!» как раз и заключается в том, что наследие Шекспира обрастает дополнительными подтекстами, проявляясь в хип-хопе, балете, джазе, мюзикле и театре. Именно благодаря этому 400-летние строки классика обретают новое звучание, становясь ближе к современной публике.
А в украинских реалиях подобные интерпретации обычно не осуществляются. И наши классики в большинстве своём существуют в параллельной реальности с сегодняшним днём. Но судя по тому, насколько внимательно наша публика отнеслась к «Shakespeare Live!», возникает уверенная надежда, что в будущем станут более прогрессивными и украинские концерты «к дате».
Сохраняем спокойствие и ждём...