Лето в разгаре, но до зимы уже не так далеко. А запасов угля антрацитовой группы на складах электростанций практически нет. Блокада Донбасса продолжается, и к ней обещают добавить еще и блокаду поставок угля из России. Пять электростанций стоят с весны или работают на минимальных оборотах. Власть делает громогласные заявления о закупках угля по всему земному шару – от Америки до Африки и Австралии. «Роттердам+» выжимает все соки из населения и экономики в пользу олигархата, который, по некоторым данным, под видом антрацита завозит мусор, а платит за это опять-таки население и вся экономика. К тому же есть подозрение, что под видом «роттердамского» угля из Америки будет завозиться топливо из той же России и ЛДНР, еще сильнее обогащая Ахметова и близкие к Порошенко прокладки вокруг государственного «Укрэнерго». Не говоря уже о том, что масштабные закупки на внешних рынках угля Украиной, у которой этого добра всегда было в избытке, может привести к существенному росту мировых цен на черное золото.
Сказать, что все это может плохо окончиться, это ничего не сказать. Мизерные закупки угля за рубежом пока проблемы не решают. Как такие закупки отразятся на платежном балансе страны и, соответственно, на валютном курсе, никто не знает. Удастся ли организовать массовую закупку угля и его поставку в Украину, а также хватит ли для этого мировых резервов угля, тоже никто понятия не имеет.
Немного истории
Летом 2014 года, в самый разгар «отпадения» Донбасса, в моде были пространные рассуждизмы различного рода экспертов на тему о том, что Донбасс, дескать, является дотационным, технологически отсталым и на фиг Украине не нужным. Обращал внимание тот факт, что трудовой путь значительного числа этих «экспертов» ограничивался бурной деятельностью в офисе и в Интернете, а опыт работы на реальном производстве имеют считанные единицы, но это так, к слову…
Тех, кто вполне обоснованно указывал, что без индустрии и горнодобывающей промышленности, прежде всего без угля Донбасса Украине прожить будет крайне трудно, их отсутствие приведет к новым вопиющим проблемам, а различные регионы страны связаны тесными экономическими связями, сразу же записывали в «ватники», «агенты Путина» и прочее «ла-ла-ла».
У нас патриотизм вечно путают с идиотизмом. Хотите энергетической независимости от Москвы?! Очень правильное решение! Но для этого надо не «слава Украине!» орать на каждом углу, а всеми силами развивать отечественную добычу ресурсов. Хотите напрочь отказаться от Донбасса и от донбасского угля?.. О-ч-е-е-нь сомнительное решение, являющееся не чем иным, как посягательством на конституционно закрепленную территориальную целостность страны. Допустим, но тогда нужно, как минимум, сделать тепловую энергетику страны независимой от донбасского антрацита, переведя антрацитовые энергоблоки электростанций на газовый уголь, имеющийся в избытке, да и то – пока что, ведь неизвестно, какие завтра еще регионы «отпадут», если наши «патриоты» так землями разбрасываются.
Естественно, что за три года ничего не делалось. Олигарх Ахметов вкупе с менеджментом оставшихся в госсобственности тепловых станций привычно набивал карманы, выжимая остатки ресурса из устаревшего оборудования, а патриоты столь же привычно орали «ла-ла-ла» в адрес Путина, кормясь у олигархов.
Но очень быстро, что называется, «коза прийшла до воза»! Уже зимой 2014-2015 гг. начались проблемы с нехваткой угля, и энергетика оказалась на грани коллапса. Проблему кое-как решили путем закупки угля у агрессора, то есть у России, что было, несомненно, крайне «патриотичным» шагом. Кроме того, кое-как наладили поставки угля с кое-как работающих пока еще шахт на неконтролируемых территориях, сделав вид, что эти шахты типа являются нашими, поскольку у нас вроде какие-то налоги платят, а на то, что они «отстегивают» из наших же денег «сепарам» и оккупантам, стыдливо закрывались глаза.
На некоторое время наступило такое равновесие…
Но вот в конце 2016 года группа так называемых активистов устроила блокаду Донбасса, мотивируя тем, что с сепаратистами и оккупантами торговать нельзя. Мнение, конечно, правильное, но – как бы это помягче? – довольно неадекватное. Повторим, что к отказу от донбасского угля нужно подготовиться, но те, кто должен был это делать, орал патриотические лозунги и/или набивал карманы. Во всяком случае, информация о том, что антрацитовые энергоблоки массово переводятся на газовый уголь, не поступала.
После вялой борьбы с блокирующими активистами в марте 2017 года власть объявила официальную блокаду под предлогом того, в ЛДНР началась так называемая национализация украинских предприятий, включая шахты, поставлявшие уголь. Проще говоря, предприятия были в свое время захвачены одной бандой, а теперь их «отжала» другая банда, но под лозунгом «национализации».
А уже совсем недавно активисты объявили о намерениях блокировать железнодорожное сообщение с Россией, в том числе поставки российского угля.
При этом еще в начале марта министр энергетики Игорь Насалик публично заявлял, что ведомство готовит проект распоряжения о запрете поставок в Украину российского угля, хотя уголь до сих пор поступает, а указанное распоряжение пока свет не увидело. В правительстве Гройсмана говорят, что Украина договаривается о поставках угля со США, Австралией и ЮАР, но пока это мизерные объемы, а перспективы являются туманными, о чем далее.
Результаты не заставили себя ждать. Уже в апреле 2017 года были остановлены пять тепловых станций, работающих на антраците: Трипольская, Приднепровская, Змиевская, Криворожская и Славянская. К тому же Луганская ТЭС в поселке Счастье работала обособленно от энергосистемы страны. Станции были остановлены для накопления антрацита на складах, но и до остановки они долгое время работали одним блоком.
Власти в лице министра энергетики и угольной промышленности Насалика поспешили уверить, что последствий остановки потребители не ощутят, поскольку отопительный сезон на тот момент уже окончился, а остановка потребовалась для экономии антрацита. Пока лето, подобное обещание выполнимо, но зима уже не за горами…
Чего, сколько и к чему это приведет
В год страна потребляет около 30 млн тонн угля, но антрацита до последнего времени потреблялось порядка 9 млн тонн, в частности в 2016 году. Из 14 тепловых электростанций (ТЭС) семь работают на антраците. Кроме того, на антраците работают некоторые городские ТЭЦ. По прогнозам Кабмина, из-за блокады и падения производства потребность в антраците в 2017 году сократится до 6 млн тонн, но это прогнозы.
При этом министр энергетики Насалик заявлял о необходимости закупить на внешних рынках до 8 млн тонн антрацита, что может вызвать рост мировых цен на топливо. Насалик справедливо отметил, что если у государственных шахт уголь закупается по 1370 гривен, то есть примерно по 50 долларов, то зарубежный уголь обходится в 100-120 долларов за тонну. Таким образом, переход на импортный уголь чреват резким ростом тарифов на электроэнергию, хотя закупочная цена энергии ТЭС в энергорынок и без того уже превысила 2 гривны за 1 киловатт-час.
Кроме России, в 2016 году уголь также закупали в Южно-Африканской Республике, США и ряде других стран. В частности, в США было закуплено угля на общую сумму около 200 млн долларов. Правда, закупался не только энергетический уголь, но его цена составляла в среднем 120 долларов за тонну. Характерно, что уголь из ЮАР обходился значительно дешевле – примерно в 60 долларов.
Но ни американский, ни южноафриканский уголь не могут составлять конкуренцию российскому углю по причине дороговизны и сложности доставки в Украину.
К тому же есть проблемы с закупкой больших объемов в указанных выше рамках 6-8 млн тонн из-за банального отсутствия таких объемов.
По некоторым оценкам, в ЮАР добывают около 3 млн тонн антрацита, который подходит для наших станций. Причем не факт, что весь этот объем удастся закупить, поскольку, как минимум, часть его может быть законтрактована. В любом случае значительные объемы придется закупать в других странах. Кроме США, это может быть Австралия, но уголь здесь дорогой, а также дорогой и сложной является доставка. Возможен еще вариант Вьетнама, который тоже расположен весьма неблизко.
В последние дни, после визита Порошенко в США, активизировались разговоры о закупках американского угля.
Министр энергетики и угольной промышленности Насалик заявил, что отправил в Государственный департамент США письмо с просьбой о помощи с антрацитовой группой угля в объеме примерно 2,5-3 млн тонн, что составляет около 30% потребности Украины в антраците.
И есть в этом что-то «нашенское»! Дело в том, что добычей угля в Штатах занимаются частные корпорации, а ограничений на вывоз угля из Америки, насколько известно, нет, в отличие, например, от нефти и газа, вывоз которых одно время ограничивался. Все это к тому, что государство, тем более Государственный департамент США, являющийся аналогом министерства иностранных дел, углем не занимается.
Хочешь купить уголь? Не вопрос! Обращайся в частные угледобывающие компании, договаривайся о цене, об условиях поставки и оплаты, плати и получай уголь, конечно, если есть свободные незаконтрактованные объемы, а это, кстати, проблема.
Впрочем, вполне возможно, что со стороны Насалика это было телодвижение, известное как ИБД, то есть Имитация Бурной Деятельности. Ведь закупкой угля будут заниматься для государственных станций госкомпания «Укрэнерго», а ДТЭК Ахметова с его «роттердамом» закупает топливо по своим каналам без участия Насалика и его конторы.
К тому же с американским углем намечаются значительные проблемы. Повторим, что сейчас Украина получает импортный уголь по 110-120 долларов, и это уже очень дорого. По некоторым оценкам, стоимость американского угля в Украине может достичь 150 долларов за тонну.
Кроме сугубо финансовых проблем, есть еще и технические. Это соответствие качества угля украинским теплоэлектростанциям, поскольку они строились под уголь, который имеет соответствующий уровень серы, влажности, калорийности. В настоящий момент в широком доступе нет данных о том, насколько американский уголь подойдет для наших ТЭС.
Наконец, есть проблемы организации поставок и наличия необходимых объемов. Поставлять уголь из штата Пенсильвания не так-то просто, поскольку необходимо пройти определенные юридические процедуры, связанные с внутренним потреблением в США, поскольку внутренний потребитель там имеет некоторые привилегии. К тому же необходима организация поставок на долгосрочной основе, поскольку американским компаниям будет не выгодно заниматься разовыми поставками на небольшие суммы.
В связи с этим есть мнение, что как такового угля из американских гор Аппалачей в Украине никогда не увидят. Скорее всего, это будет уголь из переходящих запасов компаний-трейдеров. Вполне возможно, это будет продукция из ЮАР, потому что она значительно дешевле.
Пока результаты в налаживании импорта угля в Украину являются очень скромными, хотя на дворе уже июль.
Основным поставщиком антрацита остается Россия. За прошлый месяц только через железнодорожную станцию на российско-украинской границе в Конотопе прошла из РФ тысяча вагонов с углем, а до конца года Украина намерена купить угля у России на сумму 600 миллионов долларов. Конечно, если поставки из России не будут заблокированы.
Как сообщили в Минэнерго, Украина импортировала каменного угля и антрацита из России с начала 2017 года на сумму 247,2 млн долларов. Из США — на 65,4 миллиона долларов (18,3% импорта), из Казахстана — на 20,5 миллиона долларов (5,7%), из других стран — на 24,5 миллиона долларов (6,8%).
Уголь – дело темное
К тому же уголь для электростанций становится вопросом все более криминальным. Прежде всего, речь идет о скандально знаменитой методе «Роттердам+».
Генпрокуратура еще с февраля нынешнего года проверяет законность расчетов, согласно которым цена на уголь, которую используют отечественные ТЭС, и на вырабатываемую ими энергию базируется на стоимости угля в порту Роттердама плюс стоимость его доставки в Украину. Именно эта методика с марта 2016 года заложена в определении оптовой рыночной цены на электроэнергию. Благодаря ей тепловые генерации, в том числе генерации ДТЭК Рината Ахметова и государственное «Центрэнерго», больше года продают электроэнергию дороже. После установления этой методы бывший глава Нацкомиссии по регулированию энергетики Вовк благополучно ушел в отставку, очевидно, обеспечив безбедное существование не только себе, но также детям и внукам.
Если учесть, что в этой методе заинтересован не только Ахметов, но и якобы Порошенко, то Генпрокуратура под руководством Луценко будет тянуть расследование годами. Правда, Владимр Гройсман неоднократно отмечал необходимость отказаться от «Роттердам+», но дальше разговоров дело не идет. В СМИ неоднократно появлялась информация о том, что в реальности уголь для ТЭС никуда из Украины не выезжал, а якобы поступал из шахт Ахметова в Украине.
Зато после внедрения «Роттердама+» финансовое положение ДТЭК Ахметова резко улучшилось. Если 2015 год ДТЭК окончил с долгами и убытками, то в 2016 году стал стремительно наращивать EBITDA (операционная прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации). Только в четвертом квартале 2016 года этот показатель составил 10,47 млрд грн, что больше аналогичного показателя компании за весь 2015 год.
Также ДТЭК значительно нарастил количество «денежных средств и их эквивалентов». По состоянию на конец 2015 года у компании было 706 млн грн., а на конец декабря 2016 года – уже 7 545 млн грн. Именно на 4-й квартал прошлого года пришелся пик роста тарифов ТЭС, рассчитанных с привязкой к цене угля в Роттердаме. Есть мнение, что реальные финансовые потоки олигарха гораздо щедрее, чем данные финотчетов.
Кроме того, в средствах массовой коммуникации мелькают обвинения структур Ахметова в мошенничестве в особо крупных размерах.
«Суть ахметовской схемы с «Роттердам+» не в том, что он тянет с Донбасса свой антрацит и сжигает его в топках своих ТЭС. А в том, что ДТЭК по цене антрацита тянет шлам и штыб и сжигает его в топках. А рассчитываемся за это мы, как плательщики за тепло, и бюджет, как плательщик субсидий, – как за антрацит… Что означает только одно: годовая прибыль от этой схемы в годовом расчете составляет не 25 млрд гривен (1000 гривен переплаты на тонне антрацита по схеме «Роттердам+»), а в 2 раза больше, так как переплата на тонне составляет 2000 гривен», — сообщил в блоге журналист-расследователь Александр Дубинский.
«Петр Порошенко и Ринат Ахметов решили не спорить, кто из них «олигарх №1», а просто вместе обогащаться. Схема «Роттердам+» дает денег Ахметову и прокладкам Кононенко на Центрэнерго. Контролируемый президентом государственный регулятор энергетики установил такой тариф на тепловую энергетику, о котором Ринат Ахметов мог только мечтать во времена Виктора Януковича. Сейчас это более 2 гривен за киловатт-час – это цена, по которой олигарх сдает производимую электроэнергию в рынок, а оплачиваем эти заработки мы, украинские потребители. Год назад тариф был меньше гривны. Исходя из того, что оплата труда на предприятиях Ахметова принципиально не изменилась, в пересчете в долларах, олигарх зарабатывает при Петре Порошенко даже больше, чем во времена Виктора Януковича», – заявил Лещенко на своей странице в Facebook.
Возникает вполне закономерный вопрос: какая же власть является более «злочинною» – прошлая или нынешняя?
И еще одно замечание. При прошлой власти олигархи хоть и зарабатывали на эксплуатации ресурсов страны, но все же больше на экспорте, причем не только сырья, но и высокотехнологичной продукции с глубокой переработкой и высокой добавленной стоимостью. Теперь, после трехлетнего обвала экономики, производства и экспорта, кроме сырьевого, все более аграрного сектора, важнейшим объектом эксплуатации стало население страны через цены и тарифы.
* * *
Власть, включая Порошенко, похоже, окончательно впала в неадекват в вопросе энергетической независимости.
Находясь с визитом в Америке, Порошенко, ничтоже сумняшеся, заявил интервью Fox News: «Мы говорили об эффективном экономическом сотрудничестве между Украиной и США, о том, чтобы уголь из Пенсильвании оказался на украинских ТЭЦ, а сжиженный природный газ из Луизианы — в украинской газотранспортной системе».
Понятно, что так Порошенко пытался понравиться американским энергетическим магнатам, которые стали основной поддержкой администрации Трампа, приглашая их зайти на украинский рынок угля и газа.
Украине действительно нужна независимость, в том числе и в энергетике, но настоящая независимость. Вместо угля по 50 долларов из украинских шахт и газа по 80 долларов из наших скважин нам предлагают уголь по 150 долларов из американских Аппалачей, штат Пенсильвания, и американский сжиженный газ по цене 260-280 долларов.
Это не цена независимости, как нам пытаются «повесить на уши». Это даже не цена новой зависимости, но уже не от Москвы, а от Америки. Это цена, которую граждане Украины, оставшиеся на подконтрольной пока еще территории, будут платить за то, что «элита», пардон, «просрала» страну, за то, что утрачены суверенитет и территориальная целостность. И виноват в этом не столько Путин (ла-ла-ла!), сколько эта самая «элита».
Независимость – это собственная добыча в нужных объемах газа и угля, а также окончательный переход с антрацита на газовую группу на 7 из 14 тепловых станций.
Но «элита» хочет нагреть руки на импорте энергоносителей, вместо того, чтобы модернизировать энергоблоки, строить новые шахты, развивать отечественную добычу газа, развивая при этом свое производство и создавая новые рабочие места.
Собственно, ничего нового здесь нет. Типичная компрадорская властно-капиталистическая верхушка. Все это уже было в XIX веке. Интересующиеся могут почитать соответствующую литературу, хоть бы даже товарищей Маркса, Энгельса и Ленина, где все это увлекательно описано. Недаром их теперь «декоммунизируют»…