В последнее время украинские СМИ все чаще уделяют внимание проблеме абортов, не последнюю очередь из-за того, что на ней заострили внимание и политики. Принимаются разные точки отсчета: медицинская, правовая, политическая, духовно-нравственная...
Либеральная пресса, выполняя свои «освободительные» функции, как правило, пытается выставить бессмысленными политические и духовно-нравственные аспекты искусственного прерывания беременности, делая акцент на природном праве женщины распоряжаться собственным телом. Но дело в том, что даже с медицинской точки зрения, аборт является уничтожением не просто маленького «куска мяса», а уже живого человека, обладающего естественным правом на жизнь. Тем не менее, многие врачи и общественные деятели категорически не хотят этого признавать. То ли из-за отсутствия необходимых знаний, то ли «корпоративные интересы» не позволяют.
Памятник не рожденным детям, Рига.
К примеру, в одном из выпусков газеты «Комментарии» вышла статья под названием «Жертвы абортов» («Комментарии»: № 07 (345)), в которой автор материала, Наталья Давыденко, приводит тезисы, высказанные координатором гендерных проектов Представительства Фонда имени Генриха Белля в Украине Анной Довгопол. Эти тезисы требуют детального рассмотрения, поскольку они проистекают из неправдивых и довольно-таки распространенных в нашем обществе представлений о том, что такое аборт. Искаженные представления рождают и ложное понимание медицинских, правовых, политических и духовно-нравственных основ противоабортной деятельности, которую ведет ряд религиозных и общественных организаций, в частности — мировое движение Pro-life (от английского «за жизнь»).
К примеру, Довгопол заявляет: «У нас нет адекватной общественной дискуссии на эту тему. Доминирует реакционная риторика. Тогда как альтернативный голос, объясняющий, что корни этой проблемы лежат не столько в этической, сколько в экономической плоскости, едва слышен».
Во-первых, в такой постановке вопросе чувствуется манипулирование. С каких это пор голос, «объясняющий, что корни этой проблемы лежат не столько в этической, сколько в экономической плоскости», стал альтернативным? Может быть, в устах представительницы «третьего сектора» он становится таковым, потому что записывать себя в либеральную альтернативу в наши дни — это весьма удобная и эффективная позиция? Дух сегодняшнего времени, за которым тянется «молчаливое большинство», как раз-таки стремительно устанавливает диктат экономического над этическим. А всё, что не касается «бабла», зачастую выдавливается из человеческого сознания пелевинским «вытесняющим вау-фактором».
Во-вторых, если бы либеральных защитников женского права на аборт действительно волновала альтернатива, то они бы уже давно обратили свое внимание на здравую альтернативу абортам и контрацепции, которую предлагают «пролайфовские» организации. Речь идет о естественных методах планирования семьи. Главная суть в том, что у женщины природными способами можно определять симптомы и признаки периодов плодности и неплодности с воздержанием от интимных отношений в плодном периоде, если не планируется зачатие ребенка.
Еще один небесспорный тезис: «О какой толерантности может идти речь, когда женщинам отказывают в праве самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного тела, здоровья и жизни, призывают ценить потенциальную жизнь плода выше актуальной жизни женщины (выделено нами, — ред.)».
Несмотря на то, что многие разделяют данную точку зрения, считая ее безупречно логичной и правильной, на самом деле, она ненаучна. Непредвзятый медицинский взгляд на беременность (кстати, вы можете рассчитать срок беременности элевит) свидетельствует, что жизнь ребенка становится актуальной уже в момент зачатия.
К сожалению, несмотря на то, что Украина считается страной с довольно высоким уровнем всеобщего образования, общераспространенные в нашей стране представления о биологии человека иногда поражают своей отсталостью. Поэтому будет нелишним напомнить (а для кого-то и впервые узнать) беспристрастные научные сведения о зарождении жизни и беременности.
Жизнь ребенка в лоне матери
Первый день. Жизнь начинается уже в момент зачатия, когда ребенок является лишь маленькой клеткой. Именно в момент оплодотворения яйцеклетки генетическая информация, носителями которой являются родители, смешивается и передается ребенку — формируется код единственной и неповторимой личности. В этот момент определяется пол, цвет глаз, волос и кожи, черты лица, телосложение, тенденция к высокому или низкому росту, крепкое здоровье или склонность к заболеваниям.
От третьей до восьмой недели жизни. У ребенка начинает биться сердце. Формируется головной и спинной мозг. Дальше — голова, туловище, глаза, уши, язык, губы, нос, черты лица. Ребенок становится гармонично выстроенным и миниатюрным. Маленький желудок уже выделяет собственные соки для пищеварения. Начинаются спонтанные движения. Основа организма сформирована. Ребенок начинает реагировать на поглаживание материнского живота.
От десятой до двенадцатой недели жизни. Приступают к работе желудок и кишечник. Ребенок реагирует на внешние стимулы, чувствует боль, двигает конечностями. Становится заметной разница между мальчиком и девочкой. Ребенок в это время очень быстро растет, чувствуя все эмоциональные состояния матери.
От четырех до девяти месяцев жизни. Совершенствуются все органы, затвердевает скелет. Голова покрыта волосами. Ребенок реагирует на изменение температуры, на смену освещения. Далее процесс роста ускоряется еще быстрее. Под конец седьмого месяца он уже может жить вне лона матери.
Аборты и политика
Проблема абортов в последнее время не выпадает из фокуса интересов украинских политиков. Так, из относительно недавних примеров можно вспомнить, как весной прошлого года народный депутат от БЮТ Андрей Шкиль внес законопроект о запрете искусственного прерывания беременности. Не исключено, что депутат таким образом отреагировал на обращение к парламентариям глав Украинской греко-католической и Римско-католической церквей с призывом изменить законодательство и запретить в Украине аборты.
Однако регионалка Татьяна Бахтеева, которая уже не первый активно курирует в парламенте вопросы материнства и детства, назвала эту инициативу абсурдной. Законопроект отклонили.
В соответствующем заключении Комитета по вопросам правовой политики было, в частности, указано следующее: «Відповідно до висновку... Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод та практики Європейського суду з прав людини, на думку фахівців Міністерства (юстиції, — ред.), запропонований проект слід розглядати в контексті гарантії реалізації права жінки на повагу до її приватного та сімейного життя, закріпленого статтею 8 Конвенції... Суд встановив, що заборона абортів є втручанням в права жінок на повагу до їх приватного життя.
Міністерство охорони здоров’я України вважає, що заборона абортів є відкритим порушенням прав людини, принципів соціальної справедливості, дискримінацією жінок та позбавленням їх права на репродуктивний вибір та планування сім’ї, які несуть загрозу їхньому здоров’ю та благополуччю».
Год спустя с инициативой запретить аборты и ввести за это уголовное наказание выступили народные депутаты от «Свободы»: Александр Сыч, Руслан Зелик и Руслан Марцинкив (законопроект №
И вновь против выступили как представители Министерства здравоохранения, так и Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская. А спор вокруг этой проблемы привлек внимание и эпатажных общественно-политических деятелей. Так, лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский пообещал установить на Софийской площади 700 крестов «в знак скорби по внутриутробно убитым детям» (по его словам, именно столько — 700 — абортов делается в Украине ежедневно). А представительницы FEMEN в фирменном стиле назвали инициативу «Свободы» «отрыжкой религиозно-фашистского отношения к женщине».
И в этом политическом споре точку ставить пока рано...
Говоря о проблеме абортов, небезынтересно привести и документ, малоизвестный широкой украинской публике. Речь идет о Резолюции 1763, принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы в 2010 году. Эта Резолюция ПАСЕ гарантирует врачам, для которых неприемлема практика искусственного прерывания беременности, свободу отказа от всего, что может быть связано с процедурой аборта:
«Ни одна личность, больница или учреждение не должны быть принуждены, привлечены к ответственности или дискриминированы в какой-либо форме за отказ от выполнения, предоставления помощи в осуществлении или проведения аборта, осуществление выкидыша у человека или эвтаназии или любого действия, которое может привести к смерти человеческого плода или эмбриона, по любой причине».
Сложно переоценить значимость этого положения. Ведь, например, врач-христианин может часто оказываться в ситуациях, когда на его совесть, запрещающую участвовать в абортах, будет давить руководство больницы, «альтернативным голосом» объясняя что-то в духе: «Корни этой проблемы лежат не столько в этической, сколько в экономической плоскости»...
*** В статье использованы материалы Всеукраинского благотворительного фонда «За гідність людини»