Принятие закона о криминализации отрицания геноцидов во французском парламенте показало, что официальный Баку не спешит поддерживать Турцию на высоком уровне. Чем это обусловлено?
Этот законопроект еще раз продемонстрировал глубокие противоречия, которые старательно скрывают официальная Анкара и Баку. Впервые эти противоречия откровенно проявились во время подписания Цюрихских протоколов по нормализации отношений между Арменией и Турцией, когда, как мы все помним, из Баку выдворяли турецких бизнесменов, спускали турецкие флаги на аллее шехидов, отказывались от питания в турецких донерных и устраивали прочие демонстративные акции, сопровождающиеся нелицеприятными высказываниями о «братьях» турках.
Тогда это было откровением, ведь изо дня в день азербайджано-турецкая пропаганда убеждала нас, что это «один народ- два государства». А тут оказалось, что вовсе и не один народ, да и не братские народы. Если вспомнить столько взаимной озлобленности и грязи было, понятно, что все это-миф. Вот и сейчас ситуация повторилась, но в зеркальном отражении. Турки, похоронившие армяно-турецкий процесс в угоду официальному Баку, задались вопросом: а зачем мы, собственно, это сделали? Сами же себе и вырыли яму, а Азербайджан упорно молчит. Первыми поймали волну турецкие СМИ, обвинившее режим Алиева в бездействии, потом к ним присоединились и азербайджанские коллеги.
Бездействовал ли Бакинский режим на самом деле?
Дыма без огня не бывает. К примеру, в ответ на требование турецкой стороны исключить Францию из списка стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов заявил, что Баку не видит необходимости в изменении формата Минской группы. Несмотря на все громогласные заявления азербайджанских депутатов и политологов это единственно официальная позиция Баку по данному вопросу, пока Эльмар Мамедьяров или Ильхам Алиев не заявят обратное.
Более того, пока Нижняя палата парламента Франции голосовала за армянский законопроект, президент Азербайджана Ильхам Алиев встречался с мэром
Как отреагировали на это турки?
Турки потрудились и припомнили Азербайджану все прежние обиды. Начали с того, что на похороны экс-главы Северного Кипра Рауфа Денкташа, прибыла очень маленькая делегация из Азербайджана, что было воспринято как откровенная демонстрация неуважения. И закончили тем, что Азербайджан отказался снижать цену на газ для Турции, попрекнув тем, что вот, мол, Россия даже уступила, а «братский» Азербайджан в очередной раз оставил Анкару в одиночестве.
Но ведь в Азербайджане остро реагировали на эти события.
Были, конечно, и народные акции, в основном доходящие до абсурда, был и популизм. К примеру, азербайджанский кинодраматург Рустам Ибрагимбеков заявил об отказе от французского ордена Искусств. Устраивались многочисленные акции протеста перед посольством Франции. Причем примечательно, что оппозиции митинговать в Азербайджане нельзя, а националистам, жгущим портрет Саркози и его чучело можно. Тоже достаточно красноречивый факт. Одна из азербайджанских радиостанций наложила запрет на озвучивание в своем эфире песен на французском языке и песен в исполнении французских певцов, хотя я более чем уверена, что в Баку спокойно крутят, к примеру, Шер. А в Загатальском историко-краеведческом музее вообще дошли до маразма и приостановили показ экспонатов о культуре и истории Франции, а сами экспонаты были вынесены из выставочного зала. При этом, к примеру, на сайте информагентства АПА до сих пор крутится баннер, на котором изображены Ильхам Алиев и Николя Саркози, пожимающие друг другу руки.