Консорциум инвесторов приобретает 100% акций ПАО «Сбербанк» Украина, которое является дочерним банком ПАО Сбербанк. Основным покупателем украинской «дочки» «Сбербанка» стал сын совладельца «Русснефти» Саид Гуцериев.
«В Консорциум войдут Норвик Банк (Латвия) и белорусская частная компания», — говорится в сообщении, размещенном на сайте банка.
Соответствующий юридически обязывающий договор подписан в понедельник, 27 марта. Закрытие сделки ожидается в первом полугодии 2017 года после получения одобрений сделки финансовыми и антимонопольными регуляторами соответствующих юрисдикций, включая Латвию и Украину.
Ускоренная продажа банка приведет к фиксации убытка по вложениям в капитал дочернего банка, который отразится в отчетности ПАО «Сбербанк» по российским стандартам бухгалтерского учета. В то же время на уровне консолидированной отчетности Группы Сбербанка влияние сделки на отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности не будет материальным.
«ПАО „Сбербанк“ (Украина) обладает необходимыми средствами для исполнения обязательств перед частными и корпоративными клиентами. Надеемся, что решение о продаже нашего дочернего банка будет способствовать разблокированию его офисов и возобновлению нормальной работы, что позволит клиентам банка продолжить беспрепятственно пользоваться услугами одного из самых стабильных и эффективных банков в Украине и создаст основу для его дальнейшего развития», — сообщается на сайте банка.
Мажоритарным акционером консорциума, купившего украинскую «дочку» «Сбербанка», стал гражданин Великобритании Саид Гуцериев — сын совладельца «Русснефти» Михаила Гуцериева — и принадлежащая ему белорусская компания, сообщается на сайте латвийского AS Norvik Banka, который также является инвестором.
Как отмечается, эта сделка позволит предложить украинским клиентам обслуживание, построенное на европейских стандартах качества, прозрачности и доступности, сохранив технологический уровень, созданный «Сбербанком» России.
«Приобретаемый банк имеет прекрасную инфраструктуру: в его платформу предыдущим собственником были вложены сотни миллионов долларов. Это солидное основание для развития и качественного роста проекта», — подчеркнул Гуцериев.
Основным акционером второго участника консорциума AS Norvik Banka является британский подданный Григорий Гусельников — бывший член совета директоров «Бинбанка». Руководство латвийской финансовой организации планирует предпринять ряд действий по сокращению присутствия на российском банковом рынке.
«Это позволит поднять эффективность инвестиций и ликвидировать ряд политических рисков, связанных с географией работы банка», — говорится в сообщении банка.
Отметим, что с 2011 года Михаил Гуцериев ежегодно включается в список 200 богатейших бизнесменов России (по версии журнала «Forbes»), в котором (на 2016 год) находится на 16 месте с состоянием $5,9 млрд. Кроме того, в рейтинге журнала Forbes «Богатейшие семейные кланы России-2016», семья Гуцериевых заняла первое место с общим капиталом почти $10 млрд.
«Национальный корпус» (бывший Азов) заявил, что временно снимает блокаду с российских банков, чтобы потом начать «вторую волну» блокады. Об этом говорится в заявлении «Национального корпуса» на своей странице в Facebook.
«Мы объявляем о подготовке следующего этапа банковской блокады. Ее масштабы расширятся до полного прекращения работы всех филиалов кровавого „Сбербанка России“ в Украине», — сказано в заявлении.
Украинские активисты решили разбрать бетонные блоки, которыми было заблокировано центральное отделение ПАО «Сбербанк» в Киеве.
Соцсети и эксперты тут же отреагировали на сообщение о продаже «Сбербанком России» украинской «дочки»
Гражданин Великобритании Саид Гуцериев — сын совладельца «Русснефти» Михаила Гуцериев: «Приобретаемый банк имеет прекрасную инфраструктуру: в его платформу предыдущим собственником были вложены сотни миллионов долларов. Это солидное основание для развития и качественного роста проекта».
«Национальный корпус»: «Мы ведем войну с Россией, а не украинскими гражданами. Хотя нас удивляет поведение тех, кто на третий год войны с РФ держит в банках оккупанта сбережения. Поэтому мы на короткое время разблокируем отделения российских банков, понимая, что вкладчиками в них, в частности стали обычные граждане. Массовое закрытие депозитов украинский в оккупационных банках нанесет финансовый удар по агрессору, а отзыве лицензий Национальным банком и национализация активов высвободит средства, которых не хватает на восстановление разрушенного украинского Донбасса».
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко: «Есть разные пути этой сделки: можно продать банк самому себе, можно отдать одному из людей, близких сегодня к украинской власти, можно еще что-то придумать. Сейчас будет много разной информации, но в любом случае понятно: нормальную продажу в полном смысле этого слова осуществить будет сложно. А самое печальное, что любая так называемая „продажа“ „Сбербанка“ нанесет удар по экономике Украины. А потом те, кто сегодня блокирует работу банка, будут возмущаться: мол, безработица растет, а зарплаты не платят».
Журналист Вячеслав Садовничий: «Знакомьтесь, — покупатели украинского представительства „Сбербанка“ два гражданина Британии из России — Саид Гуцериев и Григорий Гусельников. Ну, теперь точно нет связи со страной-агрессором».
Журналист Александр Дубинский: «Произошла продажа номинальному держателю, который возьмет на себя роль фунта, а все решения будут приниматься в российском Сбербанке».
Журналист Юрий Панченко: «Вот такие они — европейские инвестиции».
Экономист Павел Ситников: «Все отделения российских банков будут вскоре проданы за бесценок (во-первых, из-за нестабильной ситуации в самой Украине отделения имеют большую долю „плохих кредитов“ — от 45 до 90%, а во-вторых, политическая ситуация (введение санкций от НБУ, нападение на отделения в стране) вынуждает российские банки действовать быстро — поэтому им придётся продавать отделения с определённым дисконтом). Что же касается влияния на экономику Украины, то надо признать, что теперь уход российских банков вряд ли станет катастрофой для банковской системы страны — если в 2014–2016 гг во многом российские банки „удержали“ банковскую систему Украины путём докапитализации своих украинских „дочек“, то сейчас, так как экономика Украины понемногу восстанавливается, то острой необходимости в этом нет».
Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари»: «За первый квартал „дочки“ российских госбанков показали лучшие финансовые результаты, как и весь украинский финансовый сектор в целом. Поэтому сейчас удачный момент для продажи».
Политолог, директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник: «На сегодня в „Сбербанке“ находится приблизительно 11 миллиардов гривен депозитов, 50 миллиардов активов — если „Сбербанк“ остановится, а люди массово начнут забирать свои вклады, это как минимум девальвирует национальную валюту. Это усугубит кризис в финансовой сфере, который Украина переживает в последние годы».