Кабинет министров Украины утвердил порядок ввоза и вывоза товаров из района проведения антитеррористической операции. Как выяснили журналисты «Фразы», для предприятий металлургической и энергетической отраслей в документе сделаны исключения.
Как сообщает «Украинская правда», соответствующее решение было принято на заседании правительства 1 марта.
Как объяснил руководитель Центра спецопераций по борьбе с терроризмом СБУ полковник СБУ Геннадий Кузнецов, в соответствии с принятым постановлением «субъектам хозяйствования запрещается перемещать на временно неконтролируемую территорию и с неконтролируемой территории товары за исключением продуктов питания и лекарств исключительно в составе гуманитарных грузов, товаров и продукции, обеспечивающих функционирование и обслуживание или которые необходимы в производственном процессе металлургической, горно-обогатительной угледобывающей и энергетической отрасли, объектов критической инфраструктуры».
По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, решение также предусматривает установление контрольных пунктов, которые будут отслеживать перемещения через линию соприкосновения.
Контроль за перемещением будут осуществлять профильные министерства и службы, как то СБУ и ГФС, и с привлечением общественности и волонтерского движения.
Как сообщала «Фраза», в конце декабря 2016 года добровольцы на Донбассе начали организацию блокады оккупированных территорий, протестуя против потоков контрабанды, перемещающейся между Украиной и оккупированными территориями.
Из-за блокирования поставок энергетического угля возникла угроза отключения отопления в Сумах, Краматорске, Киеве и других городах. Поэтому правительство ввело чрезвычайные меры в энергетике.
Против блокады выступили заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. Последний заявил, что принятие соответствующего решения находится исключительно в компетенции президента Украины Петра Порошенко.
26 января 2017 года ветераны антитеррористической операции заблокировали железную дорогу «Луганск-Лисичанск-Попасная» на участке Горское-Золотое для пресечения торговли с незаконными вооруженными формированиями. Тогда же был остановлен первый поезд, движущийся на оккупированную территорию.
Между организаторами торговой блокады оккупированных территорий Донбасса и сотрудниками полиции Донецкой области произошел конфликт на трассе между Бахмутом и Константиновкой.
10 февраля «Укрзализныця» и «Штаб блокады торговли с оккупантами» обнародовали отчеты о результатах 16 дней блокады.
14 февраля вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко заявил, что блокирование поставок угля с временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей выгодно, прежде всего, России.
В Европейском Союзе призвали немедленно прекратить блокаду железнодорожного сообщения на Донбассе, которая может привести к энергетическому кризису в Украине.
19 февраля народный депутат Украины Семен Семенченко заявлял, что президент Украины Петр Порошенко намерен разогнать участников блокады 23 февраля.
21 февраля глава Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что остановка шахт на оккупированных территориях Донбасса, грозит экологической катастрофой на всей территории Украины.
В тот же день премьер-министр Украины Владимир Гройсман предложил участникам блокады Донбасса компромиссный вариант решения проблемы.
27 февраля появилось сообщение о том, что донецкие боевики угрожают с 1 марта прекратить поставки угля в Украину, если не будет снята блокада. Они грозятся также ввести «внешнее управление» на предприятиях, работающих в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, но зарегистрированных на неокупированных территориях. Перед этимсамопровозглашенные власти так называемой «Луганской народной республики» определили перечень предприятий, в которых угрожают ввести временную администрацию. Все они принадлежат бизнесмену Ринату Ахметову.
«Штаб блокады торговли с оккупантами» считает заявление боевиков попыткой грабежа, фракция «Самопомич» не рассматривает эти угрозы всерьез, а заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука не исключает, что боевики будут выжидать.
28 февраля стало известно, что участники блокады оккупированного Донбасса отказались от переговоров с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом.
По данным СМИ, с сегдняшнего дня предприятия перешли под «внешнее управление» боевиков.
Как сообщали СМИ, больше всего активов на оккупированном Донбассе было и остается у Рината Ахметова. На оккупированной территории остались такие крупные объекты как Зуевская ТЭС (город Зугрэс), шахта «Комсомолец Донбасса» (Кировское), «Донецкобэнерго», «ПЭС-Энергоуголь», «Высоковольтные сети», «Комсомольское рудоуправление», «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» (последние два — это госхолдтнги, которые находятся в долгосрочной аренде у Ахметова и включают 11 шахт и шесть обогатительных фабрик).