Премьер-министр Украины Арсений Яценюк ожидает в 2016 году позитивного для Киева финального вердикта Стокгольмского арбитража по двум искам НАК «Нафтогаз Украины» к ОАО «Газпром» и возмещения «миллиардных» убытков. Об этом он заявил на итоговой пресс-конференции 29 декабря.
«Украина убеждена в своей позиции в отношении правильности исковых требований, и что Россия возместит Украине миллиардные убытки, понесенные в связи с несправедливыми газовыми контрактами», — цитирует Яценюка «Интерфакс-Украина».
«Нафтогаз» по «транзитному» иску требует передать его права и обязанности по транзитному договору «Укртрансгазу» как оператору газотранспортной системы страны согласно требованиям Третьего энергопакета, а также изменить методику расчета транзитного тарифа в соответствии с европейскими стандартами и положениями энергетического и антимонопольного законодательства Украины и ЕС.
Денежные требования «Нафтогаза» к «Газпрому» в арбитраже по контракту на транзит газа составляют всего более $11,7 млрд. Эти требования касаются невыполнения условий контракта до 2015 года и будут расширены с учетом претензий 2015 года
В отношении контракта с «Газпромом» на поставку газа от 2009 года «Нафтогаз» указывает: его требования к российской компании в проходящем с июня 2014 года арбитражном производстве в Стокгольме превышают $12 млрд. Они связаны с закупками газа с 2010 года (после первого обращения к «Газпрому» с предложением привести цену в соответствие с текущим рыночным уровнем согласно условиям контракта) до 2014 года по ценам выше рыночных.
Встречные требования «Газпрома» составляют $26,7 млрд, из которых $2,1 млрд — спорная разница между обоснованной, по мнению «Нафтогаза», ценой за газ, импортированный в четвертом квартале 2013 года и втором квартале 2014 года, и ценой по оспоренной формуле контракта, тогда как остальные претензии связаны с положением «бери или плати», уточняется в отчете.
«Нафтогаз» настаивает на том, что положение «бери или плати» в сочетании с положениями контракта (в частности, способом установления цены и запретом реэкспорта газа) является дискриминационным и не может применяться в данном случае.