Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец. /Мф. 24:6/
Время празднования и неумеренности в еде и питье не располагают к планированию и мыслям о будущем. Тем более что мысли о будущем хочется гнать от себя подальше, ведь основной их чертой сейчас являются неуверенность и неопределённость. Это настроение характерно не только для Украины, но и для всего мира.
В мировом измерении прошедший 2018 год запомнился рядом событий, которые трудно трактовать иначе как признаки углубления мирового экономического кризиса и сопутствующих ему общественных процессов. Всё больше и больше экспертов находит соответствие между мировой обстановкой сегодня и в начале ХХ века.
Практически все мировые правительства говорят об экономической несправедливости по отношению к их странам. Драйвером такой риторики стали США, которые успели ввязаться в торговые войны и в одностороннем порядке вышли из ряда договоров, как политических, так и военных. Другие государства не хотят уступать и также всё громче заявляют о собственных претензиях.
Во внутренней политике большинство государств мира берёт курс «на затягивание поясов». На разных языках в той или иной форме повторяется приснопамятное порошенковское «прикрути». Повышение пенсионного возраста, увеличение налогов и сборов, постепенный демонтаж социального обеспечения происходят не только в Украине или России, но и в остальных странах, даже традиционно благополучных. Везде это происходит под песни о необходимости противостоять внешнему врагу. Помните кадры из Турции, на которых запечатлено ритуальное топтание по айфонам?
Однако одним патриотизмом сыт не будешь, и поэтому прошедший год ознаменовался нарастанием массовых протестов, которые поднимаются в качестве ответной волны. Начался он с широкомасштабных забастовок учителей в США, а завершился огромным движением «жёлтых жилетов», которое запустили профсоюзы во Франции.
Показательно, что реакция правящих кругов совершенно разных государств на выступления «желтых жилетов» оказалась одинаково негативной. В качестве примера можно привести отношение официоза таких государств, как США, Россия, Украина и Польша. Казалось бы, уж эти страны не могут прийти к общему мнению ни по одному вопросу. Тем не менее все они выражаются если не в резко критическом, то, по крайней мере, в глумливом ключе.
Тут и насмешливые твиты Трампа, и заявления СБУ о том, что выступления во Франции инспирированы Кремлём, и глум российского политмейнстрима над возмущением поддерживавшего Майдан Анри-Бернар Леви, и высказывания польского министра иностранных дел Яцека Чапутовича, который назвал Францию «больным человеком Европы».
Откуда у них такое единодушие? Если выразиться грубо, то «чует кошка, чьё сало съела». Им точно не хочется отвечать перед своим населением за внутреннюю социальную политику, и потому им совершенно не нужен положительный пример борьбы населения за свои права. Вот если бы во Франции государство рухнуло и установилась анархия со всеми её «прелестями», вот тогда трансляция оттуда велась бы круглые сутки. А так пока освещением протестов наиболее сильно отметилось РТ — на внешнюю аудиторию.
Кстати, о Польше. Эта страна, в отличие от многих, в минувшем году сумела продемонстрировать экономический рост. Многие эксперты считают, что данный рост в значительной степени обеспечен притоком из Украины дёшёвых рабочих рук, не обременённых социальными обязательствами для польской казны. Такое положение дел подстёгивает оптимизм польской элиты. Этот оптимизм и прорвался недавно в речи польского министра иностранных дел, что, кстати, вызвало дипломатический скандал. Тут необходимо напомнить, что упоминание «больного человека Европы» является отсылкой к терминологии 19 века. Так, например, Османскую империю называл император России Николай I, когда зондировал мнение руководства Англии и Франции. Согласие с этой оценкой означало бы, что пришло время рвать Османскую империю на клочки. Неудивительно, что французам выражение польского министра не понравилось.
Миру Польша демонстрирует свой рецепт борьбы с кризисом. Этот рецепт заключается в том, чтобы рвать на куски ослабленных соседей вроде Украины. Тут можно вспомнить, что в прошлый период польского оптимизма У. Черчилль называл эту страну «гиеной Европы». Однако дело не в метафизике типа «польского менталитета», это обычная для правых правительств логика «подтолкни падающего». Проблема в том, что когда такая логика захватывает крупные мировые державы, следует ожидать и крупных мировых потрясений.
О таких потрясениях предупредил в своей новогодней поздравительной речи глава Китая председатель Си Цзиньпин. Как он выразился, «говоря о мире в целом, мы увидим время серьезных перемен, беспрецедентных за столетие. Вне зависимости от того, что они принесут, Китай сможет решительно и уверенно защитить свой национальный суверенитет и безопасность». Знающие люди говорят, что эти слова равносильны обещаниям «пота, крови и слёз» от того же Черчилля...