В детстве у нас в книжном шкафу был сборник сказок чешской писательницы Божены Немцовой. И бабушка практически ежедневно мне их читала. По пятому, по десятому, по сто пятому кругу. И была там сказка под названием «Бутон розы», аналог русского «Аленького цветочка» и французской «Красавицы и чудовища».
В целом по сюжету все то же самое. Отец сорвал прекрасный бутон розы, что рос во владениях страшного зверя, и вынужден был отдать за цветок младшую красавицу-дочь. А той в свою очередь необходимо было продержаться в замке три ночи, угощаясь различными яствами и примеривая роскошные наряды. Но был один момент в чешском варианте, существенно отличавший его от родственных европейских версий, — не особо затушеванный эротизм категории «садомазохизм». Вот отрывок: «Около полуночи по всему замку разнесся страшный грохот, двери с треском распахнулись, и в горницу, где девица спала, ворвалась свора страшной нечисти и набросилась на нее. Ее щипали и рвали, кололи, пока всю не истерзали. Но она молчала». То есть героине, чтобы заполучить принца, нужно было вытерпеть три ночи физических пыток, причем молча, а затем изувеченной приползти аккурат к алтарю.
Описание второй ночи: «Только успела она немного поспать, как в полночь опять раздались шум и крик куда сильнее вчерашних. В комнату ворвалась стая разных чудищ и набросилась на нее, как саранча на луг. Они щипали ее, били, за волосы таскали, кололи, измывались над нею, как могли, но девица молчала как рыба, хотя после того как ее оставили в покое, шевельнуться не могла от боли».
Самый сок был, естественно, в третью, последнюю ночь: «Около полуночи опять ворвались всякие твари, еще более дикие и мерзкие, чем до этого. Опять стали они ее терзать: щипали, стащили с кровати, таскали за волосы, кололи. Девица молчала как рыба, но когда стали они рвать ее тело, не вынесла боли и вскрикнула: «Ой!».
Такими волнительными казались мне эти абзацы, что после, втихаря от бабушки, я открывала заветные страницы и перечитывала пикантные строки снова и снова... А годами позже узнала о существовании порно-аниме, где принцессы совокупляются с осьминогами, великанами, орками и прочими монстрами. И о разделе «бондаж».
В украинском прокате сейчас идет «Сказка сказок» итальянского режиссера Маттео Гарроне, экранизация барочного сборника фольклора неаполитанского сказочника Джамбаттисты Базиле. Именно Базиле первым систематизировал и зафиксировал на бумаге то народное творчество, что позже стало нетленной детской классикой в интерпретациях Шарля Перро и братьев Гримм. Правда, последние заметно переиначили услышанное и прочитанное, сгладив все острые углы, очистив предания от так называемой скверны. Грязь, насилие, порок и похоть, коими полнились оригинальные присказки и притчи, со временем трансформировались в почти стерильные лав-стори сугубо для детских глаз и ушей. Хотя изначально были предназначены исключительно для взрослых. Из пятидесяти сказок, вошедших в альманах Базиле, Гарроне тщательно отобрал три новеллы, не просто созвучные между собой, а как бы продолжающие друг друга.
Если вам слишком сладко в ушах от диснеевских песен и слишком сладко в глазах от фарфоровых принцесс и голубоглазых принцев, непременно погрузитесь в «Сказку сказок», пленяющую страшным магическим реализмом и полотнами прерафаэлитов. Здесь бесплодная королева поглощает сырое кровавое сердце морского чудовища, чтобы зачать дитя; король-сексоголик вожделеет «прекрасную» незнакомку за ее ангельский голос, не подозревая, что за дивным голосом скрывается уродливая старуха; другой король прикипает отцовской любовью к огромной жирной блохе, игнорируя родную дочь, а та в свою очередь мечтает выйти замуж, но становится пленницей монструозного великана-каннибала. Здесь мужчины обсасывают женские пальцы, просунутые в дверное отверстие, а девушки с волосами до земли бродят совершенно голыми по волшебному лесу.
Но любопытно другое: двигательной силой всех трех историй являются не герои, а героини. Режиссер представляет женщину в трех возрастах: юную принцессу, зрелую королеву и старуху-нищенку. И поэтапно прослеживает эволюцию и деградацию эмансипации. Юная принцесса, мечтающая о замужестве, в итоге перерезает супругу горло и твердо заявляет, что отныне она все будет решать сама. Зрелая королева посылает благоверного на верную погибель и даже не глядит в сторону его испускающего последний вздох тела; не задумываясь, меняет реального мужа на гипотетического сына. Однако на старухе бодро шагающая эмансипе засовывает свою независимость и хладнокровие глубоко в... старческие складки и уродливое одиночество. Теперь она готова на все, дабы завоевать мужика, на любую «пластическую хирургию»: подтянуть отвислости с помощью клея, прибегнуть к магии, содрать с себя кожу живьем, чтобы отросла новая, молодая... Ничего не напоминает, любительницы ботокса, гиалуроновой кислоты и подтяжек?
Возвращаемся к тому, с чего начали. Старость и одиночество сводят феминизм на нет, и за дело опять берется мазохизм: снести любые пытки и мучения ради принца — вопрос «чести», которой давно не осталось...
P.S. Вместо кухонно-фартучных глупостей вроде «Пятидесяти оттенков серого» лучше читайте сказки. А еще лучше — смотрите.