Время Евы

Любопытная тенденция очертилась в американском кино. Женщина активно смещает мужчину с позиции героя. Не то чтобы феминизм был явлением новым (как в кинематографе, так и в обществе в целом), конечно, нет. Но, выражаясь языком комикса, нынче он набирает уже не просто силу, а суперсилу...

Недавно мы наблюдали (и, в общем-то, продолжаем наблюдать) триумф Шарлиз Терон в «Безумном Максе», где актриса не только отодвинула далеко на задний план мычащего Тома Харди, но и, по сути, сыграла единственного мужика в фильме, будучи при этом однорукой женщиной (ну и жены чудовища, восставшие против сексуального рабства и демонстративно раскусившие кусачками «пояса верности», — это все о том же). Также в прокате стартовала комедия «Шпионка», где «главная толстушка Голливуда» Мелисса МакКарти сыграла агента ЦРУ, вернее — закомплексованную клушу, постепенно превращающуюся в суперагента. Причем крутостью Мелисса уделывает «самого крутого из ныне живущих крепких орешков» Джейсона Стэтхэма, а красотой покоряет известного архикрасавчика Джуда Лоу, еще и в финале гордо, по-феминистски отказывается от свидания, о котором мечтала всю свою сознательную жизнь (надо сказать, режиссер Пол Фиг делает героями своих фильмов исключительно женщин, причем женщин с большими железными яйцами).

Стоит вспомнить и историю с «Гравитацией» и Сандрой Буллок (к слову, Буллок снималась у Пола Фига в «Копах в юбках»). Джордж Клуни уходит из кадра в начале фильма, оставляя героиню Сандры в полном одиночестве до самого конца, то есть вплоть до финальных титров зрителя, условно говоря, «развлекает» один-единственный персонаж, и этот персонаж — женщина. На этапе препродакшна режиссер Альфонсо Куарон столкнулся с существенной проблемой: студийные боссы требовали сделать главным героем мужчину, так как боялись вкладывать деньги в фантастику с героиней-женщиной, будучи уверенными, что зритель на такое не пойдет. Куарон отстоял свою позицию, и в итоге «Гравитация» стала лучшим блокбастером года, собрала охапку восторженных отзывов и более 700 миллионов в прокате, в семь раз окупив бюджет.

Похожая ситуация приключилась с криминальным триллером Дени Вильнева «Наемница», который участвовал в основном конкурсе завершившегося буквально на днях Каннского фестиваля. Главную роль исполнила Эмили Блант, которая сыграла женщину-копа, преследующую наркобарона по ту сторону американо-мексиканской границы. Инвесторы настаивали, чтобы партия Эмили была переписана под мужчину, но Вильнев их переубедил. В результате — опять-таки восторги критиков; и хотя «Наемница» не получила в Каннах никакой награды, удостоилась очень высоких оценок. И раз уж речь зашла об Эмили Блант, следует упомянуть фантастический боевик «Грань будущего», где мужиком была Блант, а не Том Круз.

В связи с наметившейся закономерностью хочется остановиться на фантастике Ex Machina (британской, а не американской, но сути дела это не меняет). На украинские экраны картина вышла в апреле и уже легально появилась в Интернете, причем с украинской озвучкой. В мировом прокате фильм собрал довольно скромную сумму, что неудивительно, поскольку в нем полностью отсутствует экшн и играют всего три актера, к тому же в замкнутом помещении, но прискорбно, так как это одна из лучших лент текущего года (осторожно, будут спойлеры).

Ex Machina — фрагмент латинского изречения «Deus ex machina», «Бог из машины», что в современной интерпретации означает неожиданную развязку. Однако сценарист и режиссер Алекс Гарленд определенно употребляет его буквально: демонстрирует зрителю машину — женщину-андроида с искусственным интеллектом и создает из нее нового Бога. По сюжету сотрудник поисковой интернет-компании выигрывает конкурс и получает приз — неделю в резиденции главы холдинга и создателя поисковика. Но, прибыв на место, вместо резиденции парень попадает в секретную лабораторию и узнает об истинных мотивах компьютерного гения: тот создал робота с искусственным интеллектом и хочет его протестировать по методу Тьюринга, с той разницей, что в тесте Тьюринга задача участника — определить, человеком является его собеседник или компьютерной программой, а в тесте Нейтана участник по имени Калеб видит, что перед ним машина, но должен определить, есть ли у нее сознание.

Казалось бы, в первую очередь Ex Machina — история о человеческой природе: что нами движет, кто или что контролирует, кем или чем мы запрограммированы и запрограммированы ли вообще, вольны ли поступать по собственному желанию или желание навязывается извне? Есть ли, в конце концов, в нас что-то помимо разума, инстинктов, рефлексов?.. Душа?.. Почему мы чувствуем? Потому что наделены чем-то «эдаким», «необъяснимым» или просто потому, что на химические реакции в организме повлияли стечение обстоятельств и совокупность факторов? На протяжении всего фильма гений-изобретатель Нейтан смотрит на полотно Джексона Поллока «Номер 5» и задается вопросом рациональности творческого потока: «Если бы Поллок сказал, что не начнет рисовать, пока не поймет, зачем он это делает, что бы произошло?». «Он не сделал бы ни единого мазка», — отвечает Калеб. Нейтан считает, что именно эта способность «отключать мозг» делает нас людьми, в отличие от машины, руководствующейся только холодным разумом.

Все это, безусловно, интересно. Но еще интереснее другая сторона фильма — феминистская. Девушка-андроид находится взаперти, она не выходит не то что на улицу, а даже за пределы одной комнаты. Она — раб, вещь своего хозяина, мечтающая, конечно же, о свободе, которую, впрочем, никогда не видела, не щупала, не вдыхала, но имеет в нужном мозговом отсеке все необходимые знания и представления о ней. Нейтан же предстает Синей бородой из одноименной французской сказки (не зря у него густая практически иссиня-черная борода), который, как помните, убил шесть своих жен и спрятал их окровавленные тела в каморе, но седьмая, которую ждала та же участь, так сказать, перевернула привычный ход вещей (а вообще, конечно, дикость, что сюжет детской сказки вертится вокруг серийного маньяка-тирана и шести трупов).

Нейтан возомнил себя Богом, способным создать нового Человека (а чтобы процесс принес не только умственную, но и физическую удовлетворенность, наделил объект противоположной половой принадлежностью и сделал отверстие между ног, напичканное чувствительными сенсорами). Гарленд представил зрителю Бога, Адама и Еву, только в модернизированной смелой интерпретации (которую ортодоксы наверняка сочтут богохульной). Между тем, параллели с основополагающей библейской историей более чем очевидны (не спроста же робота зовут Эйва, Ava в оригинале): Нейтан изучил поисковые порнозапросы Калеба и на их основе создал Эйву = Бог взял ребро Адама и создал из него Еву. Ева соблазнила Адама (тот, как лопух, повелся), предала/ обманула Бога-отца и покинула рай, который, по сути, такая же клетка, как комната с запертой дверью.

Стало быть, феминизм начался с Библии. Правда, за непослушание Бог наказал Еву, вогнав женщину в якобы вечное подчинение мужу. Но Гарленд по-своему справился с этим неприятным моментом.

Похоже, кинематограф (и мир вместе с ним) переворачивается с ног на голову, вернее — нет, обратно с головы на ноги. Женщины становятся героями на экране, движущей силой в жизни, мужчины уходят на второй план. И главное — уходят не возмущаясь.

Тэги: женщина, кино, феминизм

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Tapswap: листинг, цена, коды
Tapswap: листинг, цена, коды
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Аномальные ливни затопили Сицилию
Аномальные ливни затопили Сицилию
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?