Успехи у власти — должны быть. Нельзя сказать, что Порошенко и его команда этого не понимают и не стараются. Даже очень стараются, хотя и в меру своего специфического понимания.
Вроде бы все в лучших традициях привычного прошлого, вроде бы все как надо — президент перерезает красные ленты, открывая новые школы, дороги, отделения больниц... Но почему-то все это не работает.
Почему-то эфффективный гешефт по освоению бюджетных средств плохо конвертируется в эффективный пиар. И народ при этом почему-то проявляет исключительную неблагодарность!
Ты ему — и вышиванку, и остаточне прощавай, и раскрасили все в жовто-блакитный, и фотовыставки про АТО, и Путин ...ло, и расстрельный список из 47 журналистов...
Ты ему — и заводик, и мостик, и детскую площадку, и фестивали патриотические...
Ты ему — все новости телевизионные и весь фейсбук отчетами о невиданных успехах завалил...
Но, увы — ничто не пронимает этих жалких и неблагодарных людишек! И они платят своим благодетелям хуже, чем черной неблагодарностью: антирейтингами БПП, президента, премьера и т.д.
Почему же украинского обывателя не греет непрерывная забота власти о его благосостоянии?
Может быть потому, что весь оптимистический пафос замкнут в границах провластного междусобойчика — на личных страницах украинских чиновников, журналистов «из обоймы», проплаченных экспертов. А за границами этого самодовольного самоудовлетворения, за пределами этого рапортующего об успехах уютного мирка — колышется безбрежный океан электорального отвращения, глумления и сарказма.
Власть вырыла между собой и большинством украинцев коммуникативную пропасть такого размера, что все месседжи об успехах биссильно падают на дно, не долетая даже до ее середины. Но самый большой грех нынешней власти в другом — в не способности распознать эту бездну!
Почему реформаторский задор и оптимизм власти не разделяется украинцами и этот факт регулярно фиксируют соцопросы? Обьясняется это просто. Большинство пиар-акций превращает президента и его команду в заурядный УКС (управление капитального строительства), банально осваивающее бюджеты на вполне заурядных обьектах.
Но избирал-то народ во власть не директора УКС, не прораба, не водителя асфальтоукладчика и не мастера по монтажу железобетоннных конструкций. Он ждет от президентской команды проявления совсем других компетенций — более широких, системообразующих и символических. Однако вместо них он видит: власть уже ... дошла до мышей! И свою мышиную возню вокруг освоения бюджетов почему-то считает «хорошим пиаром». В результате коммуникативная пропасть продолжает стремительно расти...
Символом какого системного успеха является, например, новая школа или садик? Кроме успеха по освоению бюджетных денег, конечно.
В новой школе, предложенной населению в качестве небывалого достижения, как и прежде продолжают работать учителя с нищенскими зарплатами, родители, еле сводящие концы с концами, по-прежнему сдают деньги на содержание класса, а качество образование оставляет желать...
То же самое несоответствие — во всех остальных сферах. Разворачиваешь пиар- обертку, а внутри смысловая пустота и обескураживающая глупость...
Как можно хвастаться сотней новых рабочих мест на открытии небольшого завода, выдавливая из страны миллионы рабочих рук? Когда для украинцев рабочие места системно и массово создаются в Польше, в России — где угодно, только не в Украине!
Глупо в стране, которая по качеству дорог в свежем рейтинге Global Competitiveness Index 2017-2018 оказалась на 130 месте из 137, захлебываясь от восторга рапортовать об ударной стройке новых дорог. Четыре года нынешняя власть осуществляет «эффективный менеджмент». И за четыре года непрерывных улучшений сделавшая европейский выбор страна оказывается ниже африканского Мозамбика, занимающего в рейинге 129е место.
Лучше уж об этом «успехе» как минимум промолчать — вреда меньше будет! И в глазах тысяч водителей и пассажиров ты хотя бы не будешь выглядеть идиотом!
Власть сама формирует завышенные ожидания, которым не в состоянии соответствовать — и морально, и профессионально. Потому что есть одна упрямая вещь — контекст. Игнорировать его, планируя пиар-активность, равносильно самоубийству.
Обьекты новые — а вокруг них и внутри них все по-старому! Новые школы, садики, козацкие фестивали и чествование героев АТО — все впустую и даже во вред! Все это крайне бессодержательно, потому что никак не убеждает украинцев, что они стали «жити по-новому». Зато прекрасно убеждает их в обратном — их опять развели как лохов. Всех скопом развели: и белых, и красных, и ватников, и вышиватников...
И даже тех, то ненавидит Путина, потому что ненависть к Путину не обменяешь на все необходимое, чтобы учить ии лечить ребенка.
В результате каждая последующая пиар-потуга сужает электоральное ядро команды Порошенко.
Чтобы переломить эту негативную тенденцию, правящей элите необходимо сделать как минимум две вещи:
1. непротиворечиво и неформально продемонстрировать общность судьбы;
2. непротиворечиво и неформально разделить ответственность — сделать украинцев соучастниками не только успехов, но и неудач (последнее особенно важно, так как неудачи, которых много, придется для начала признать).
Но способна ли правящая элита Украины осознать и имитировать все это так, чтобы ее можно было после этого «понять и простить»?
Проблема в том, что власть больше не порождает актуальных для украинцев смыслов. Управленческая и смысло-символическая импотенция делает ее токсичной и бесперспективной.
Победить на президентских выборах в такой ситуации можно лишь в одном случае — вообще вычеркнув электоральную составляющую из условий решения задачи по удержанию власти.
Но, боюсь, что в этом случае, победа может оказаться пирровой ...