Ночью 2-го апреля 2008 года российский политический журналист и исследователь Григорий Белонучкин (39) ответил на поздний телефонный звонок в небольшом городке Долгопрудный, поблизости Москвы, в котором он проживает.
Неизвестный человек постучал в дверь квартиры его бабушки, с просьбой встретиться с журналистом относительно публикации некоторых материалов. Бабушка Белонучкина объяснив, что ее внук здесь не живет, позвонила ему и передала трубку человеку в двери. Мужчина попросил Белонучкина приехать немедленно, так как «только он может помочь ему». Живя в маленьком городе, где люди хорошо знают друг друга, Белонучкин не побоялся встретиться с незнакомцем. Когда он прибыл к дому бабушки, к нему подошли два молодых человека и избили его настолько жестоко, что Белонучкин был госпитализирован. Нападавшие не ограбили журналиста.
Обстоятельства этого нападения определенно указывают, что оно было связано с недавней гражданской активностью исследователя. В декабре 2007 года Белонучкин передал иск в местный суд относительно фальсификации результатов парламентских выборов текущего месяца на двух избирательных участках в избирательном округе Долгопрудного. Работая официальным наблюдателем выборов в Государственную Думу, Белонучкин собрал детализированную документацию, наглядно демонстрирующую мошенничество при подсчете голосов в его родном городе в пользу партии Владимира Путина «Единая Россия». Например, на 306-ом избирательном участке, в период между окончанием подсчета бюллетеней комиссией участка 2-го декабря, и публикацией результатов территориальной избирательной комиссией 3-го декабря, было изменено количество голосов, отданных определенным партиям. В то время, как по результатам протоколов, врученных наблюдателям выборов в день голосования, 54,4% голосов было отдано в поддержку «Единой России», по итогам протоколов, которые прибыли день спустя в территориальную избирательную комиссию, уже 82,4 % голосовавших отдали предпочтение «Единой России». Несколько маленьких партий, напротив, потеряли своих избирателей таким образом, что во втором протоколе, общее число избирателей оставалось тем же, что и в первом. После выборов, вопрос о мошенничестве напрашивался сам собой: даже после месяцев промывания мозгов российских избирателей средствами массовой информации, контролируемыми правительством, 82,4 % «Единой России» были необычно высоким результатом для «партии власти» в избирательном округе центральной России.
Белонучкин издал материалы по этим случаям в местной прессе, а также на популярном веб-сайте Владимира Прибыловского – Anticompromat.ru. Он также инициировал процесс о возможной фальсификации результатов выборов в Долгопрудненском городском суде. За день до избиения Белонучкина была проведена вторая сессия слушания, на которую представители избирательной комиссии не явились. Третья сессия была намечена на 15 апреля.
Уже с декабря 2007 Белонучкину неоднократно звонили по телефону с угрозами и требованиями прекратить расследование выборов декабря 2007. Анонимные абоненты также настоятельно предлагали ему не принимать участие в президентских выборах 2-го марта 2008 – иначе «ему голову оторвут». Журналист подал заявление об угрозах в местное отделение милиции. Однако заявление непонятным образом было утеряно в ходе передачи документа долгопрудненской милицией в мытищинский УБОП.
Когда Белонучкин, после дальнейших звонков с угрозами, второй раз обратился с жалобой в милицию, чиновники отказались открывать уголовное дело, объяснив свое решение тем фактом, что с Белонучкиным ничего не случилось со времени первой жалобы. После нападения 2-го апреля, представитель милиции Долгопрудного на вопросы журналиста ответил, что милиция ничего не знает об этом инциденте и ничего не будет комментировать.
Тщательно запланированное нападение было, очевидно, прямой реакцией на настойчивость расследований Белонучкина и на его участие в судебных слушаниях днем ранее. Неясно, как преступники сумели получить адрес бабушки Белонучкина, по которому они явились. Прибыловский не исключает того, что наемные бандиты нашли Белонучкина с помощью тех личных координат, которые предоставил журналист, отдавая дело в местный суд. В суде он оставил адрес квартиры своей бабушки, где он прописан.
Григорий Белонучкин имеет необычную биографию. Он учился в престижном Московском государственном институте международных отношений, известном под акронимом МГИМО. Нечто среднее между Лондонской Школой экономики и Джорджтаунской Школой дипломатической службы, МГИМО подчиняется российскому МИДу. В связи с тем, что большая часть выпускников МГИМО поступают на государственную службу, студенчество института имеет тенденцию быть политически неактивным, даже по российским стандартам. Белонучкин, напротив, стал гражданским активистом еще на втором году обучения в МГИМО. В 1989 году он начал участвовать в появившемся перед распадом Советского Союза так называемом «неформальном» движении различных новых неправительственных групп. Будучи студентом, Белонучкин начал работать для независимого Московского Бюро информационного обмена (М-БИО), предшественника Института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ), в котором он впоследствии проработал в течение нескольких лет.
Но большей частью деятельность Григория Белонучкина, начиная с 1989, была связана с Информационно-исследовательским центром «Панорама» – небольшой группой политических исследователей вокруг Владимира Прибыловского. Являясь живой легендой в среде московской оппозиции, Прибыловский регулярно публикуется в российских и западных средствах массовой информации. На своем веб-сайте Anticompromat.ru Прибыловский предоставляет бесплатную биографическую информацию о многих видных российских фигурах. Его центр известен среди российских и иностранных журналистов в Москве своими многочисленными достоверными справочниками и словарями по многим аспектам постсоветской, прежде всего российской политики – будь-то маргинальные экстремистские группы или же внутренние дела Кремля. Белонучкин был редактором и автором нескольких наиболее широко тиражируемых книг «Панорамы» о меняющемся составе двух палат парламента России в 1994-2003, а также о выборах в Государственную Думу в 1995 и 1999гг. и президентских выборах 1996 года, и др. Белонучкин также получил известность как администратор ряда информационных политических веб-сайтов.
Такой человек, как Белонучкин, был, наверное, обречен рано или поздно нарваться на неприятности в новой путинской России. Безусловно, фальсификация результатов выборов в таком маленьком городке, как Долгопрудный, а также физическое нападение на исследователя – это события не того уровня, чтобы о них были осведомлены в Кремле. Все же, атмосфера, созданная окружением Путина перед выборами в Государственную Думу в 2007 году, облегчила совершение этих деяний. Поскольку Россия возвратилась к практически однопартийной политической системе, чиновники в маленьком городе, по-видимому, чувствовали себя вынужденными обеспечить хороший результат для «Единой России», а когда их афера была раскрыта, не остановились перед использованием наемных бандитов.
В демократическом государстве энергичное гражданское общество в сотрудничестве с независимой юридической системой позаботились бы о достойном наказании подобных случаев, и манипуляторы выборов, не говоря уже о преступных чиновниках, оказались бы за решеткой. Российское же общество функционирует сейчас по-другому и структурировано вокруг путинской «вертикали власти», которая сама активно занимается менее очевидной, но более эффектной манипуляцией политическими процессами. «Политические технологи» Кремля делают это, главным образом, не с помощью откровенного мошенничества, а методом изощренного управления потоками информации и мелкомасштабного саботажа независимой деятельности – чтобы не привлекать местное и международное внимание. В этой связи возникает опасение, что Кремль классифицирует дело Белонучкина как подобное, достаточно мелкое происшествие, и позволит банде Долгопрудного сделать судьбу журналиста примером для всех тех, кто, как Белонучкин, все еще питает лишние иллюзии.
*Об авторе. Д-р Андреас Умланд - преподаватель Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, редактор книжной серии «Советская и постсоветская политика и общество», составитель двухнедельного «Бюллетеня русского национализма».