После подписания Минских договоренностей лета 2014 года, а особенно зимы 2015 года на Донбассе сложилась весьма интересная в тактическом плане линия соприкосновения, когда укрепленные позиции боевиков могли располагаться в 1000–1500 м от ВСУ, а на приморском направлении так вообще в «ничейные» попали целые села и поселки. Эту территорию никто не контролировал, через нее беспрепятственно просачивались диверсионные и разведывательные группы.
И начиная с лета 2015 года командование нашей группировки взяло на вооружение тактику «ползучего наступления», которое успешно реализовали как минимум три последующих года войны. Как правило, продвижение было относительно небольшим — максимум 100–200 метров силами до взвода. Тактика была следующей: ночью штурмовая группа выходила на новые позиции и до утра окапывалась, утром уже над посадкой развевался украинский флаг. Дальше все зависело только от подготовки и боевого духа подразделения — дело в том, что такие территории находились обычно вне населенных пунктов и противник вовсю применял запрещенные Минскими соглашениями калибры артиллерии — 122 мм, 152 мм и танки.
Если попадались достаточно мотивированные бойцы, как, например, морпехи под Мариуполем, то продвижение шло практически постоянно. Некоторые части командованию приходилось усиливать — так на некоторых направлениях появились «дикие добровольцы» из Украинской добровольческой армии, которые формально не подчинялись командованию сил АТО.
Бойцы 54-й отдельной механизированной бригады, начало 2016 г.
Исходя опять же из географии (а примерно 70% линии соприкосновения проходит по берегу рек Северский Донец на Луганщине и Кальмиус в Донецкой области) фактически появились четыре направления, где происходило «ползучее наступление»: Светлодарская дуга, авдеевское, докучаевское и приморское.
Светлодарская дуга. Под таким названием на Донбассе известен участок фронта, выдвинутый в сторону Дебальцево полукругом примерно в тех местах, где зимой 2015 года нашим войскам удалось сдержать наступление противника после потери позиций в районе Дебальцево — Углегорск.
После Дебальцевской операции положение сторон тут характеризовалось наличием большой «серой зоны». Боевики не стали окапываться в голой степи, а заняли позиции по холмам севернее и северо-западнее села Логвиново (полностью разрушенного в ходе боев февраля 2015 года), а также в Санжаровке, Калиновке и Лозовом, сосредоточив основные силы в районе Дебальцево.
С другой стороны наши армейские подразделения в чистом поле стали создавать полноценную оборонительную позицию из трех линий окопов, блиндажей и ВОПов, которая опиралась на естественные препятствия — такие, как водохранилище Углегорской ТЭС.
С февраля 2016 года началось постоянное «бодание» в «серой зоне». В конце июня — начале июля тут произошло по крайней мере одно серьезное боестолкновение с использованием бронетехники и артиллерии. 54-я отдельная мотопехотная бригада и добровольцы «Правого сектора» смогли серьезно продвинуться, заняв несколько стратегически важных высот. Тогда же погиб воевавший в рядах «Правого сектора» оперный певец Василий Слипак, потери понесли и армейцы.
Однако по приказу командования захваченные высоты пришлось оставить. С новой силой бои здесь развернулись в середине декабря 2016 года.
Началом боестолкновений стоит назвать 18 декабря, когда около 06:00 вражеская артиллерия нанесла серию артиллерийских ударов по взводным опорным пунктам 1-го мехбатальона 54-й бригады. После чего около 09:00 противник атаковал со стороны леса на высоте 231.6 во фланг 2-й мехроты. В ответ командование бригады решило провести отсекающий удар с целью отсечения атакующей группы противника и недопущения выхода резервов.
Около 10:15 группа добровольцев из 3-й роты (примерно взвод) под командованием командира роты лейтенанта Никиты Ярового (псевдо «Шайтан») через позиции 1-й роты, прикрываясь лесополосой, атаковала во фланг противнику.
Однако противник смог стянуть большие силы артиллерии, и после выхода на рубеж группа была фактически сметена. В результате погибли восемь военнослужащих, в том числе и лейтенант Яровой. Однако благодаря их рывку наши бойцы смогли выйти на новые позиции в районе высоты 231.6 (в ходе Дебальцевской операции известна как «Паша»).
Остатки группы «Шайтана» с ранеными вышли через лес к нашим новым позициям. Из-за плотного огня побратимы не смогли вынести тело самого «Шайтана» и солдата Андрея Байбуза (позывной «Эфа»), их забрали боевики.
После сложных переговоров 25 декабря 2016 года в Счастье в присутствии СММ ОБСЕ состоялся обмен телами погибших.
В результате боя наши военные взяли 4 опорных пункта на запад от Грязевских ставков: «Кикимора», «Крест», «Звезда» и «5-й пост».
Бойцы 54-й отдельной механизированной бригады, 2017 г.
19 декабря бои на этом направлении продолжились, однако их интенсивность сильно уменьшилась. Тем не менее в середине дня, получив данные разведки, командующий силами АТО привел в готовность подразделения №1 17-й танковой бригады.
20 декабря происходили многочисленные обстрелы как занятых опорных пунктов, так и прифронтовой территории.
21 декабря в район прибыл Секретарь РНБО Александр Турчинов, который в заявлении для прессы заявил о том, что наши части на этом направлении в результате удачной контратаки смогли значительно улучшить свое положение.
22 декабря в Сети появился материал от известного британского пропагандиста Грэма Филлипса. Тут, кроме всего прочего, он засветил позицию «4-й пост», по которой на следующий день отработали наши артиллеристы. В итоге террористы понесли серьезные потери — по горячим следам сообщалось о гибели минимум одного боевика с позывным «Румын». После чего Филиппс был вынужден в срочном порядке выехать в РФ, а оттуда в Великобританию и больше на оккупированных территориях не появлялся.
Эмблема 54-й омбр
23 декабря в Новолуганское, которое формально находилось в «серой зоне», вошли подразделения батальона «Донбасс-Украина». Тут был установлен блокпост, начала работу украинская полиция.
Всего в ходе проведения локальной операции на Светлодарской дуге 18-23 декабря погибли 9 военнослужащих, 35 были ранены, 17 — контужены, боевые травмы получили 11. Потери врага оценивались в примерно 20 погибших.
А с 00:00 24 декабря вступило в силу очередное перемирие.
Таким образом, локальная операция декабря 2016 года позволила значительно улучшить позиции нашей группировки на Светлодарской дуге — наши военные смогли не только ликвидировать выступ, который чисто теоретически противник мог использовать в качестве плацдарма, но и сами углубились клином на шесть километров. Такая ситуация сохраняется и поныне.