У вождя мирового пролетариата было такое крылатое выражение: «По форме правильно, а по сути издевательство». Эти слова товарища Ленина хорошо подходят к принятому недавно закону о трансплантации.
Вроде бы все правильно… В Украине насчитываются тысячи тяжело больных людей, которым требуется пересадка того или иного органа, имеется достаточное количество квалифицированных врачей, а также наличествуют доноры для так называемой трупной (c'est la vie!) и родственной пересадки органов.
Но реализации этих гуманных возможностей существенно препятствовал принятый еще в 1990-х годах закон о трансплантации. Этот закон и был изменен с тем, чтобы существенно облегчить решение сложных и часто неоднозначных организационно-правовых вопросов, возникающих при трансплантации органов.
Здесь-то и начинает грызть червь сомнения… Не станут ли новые возможности для трансплантации толчком для масштабных злоупотреблений и нарушений базовых прав человека, прежде всего права на жизнь?! В нашей стране тотального беспредела это более чем возможно, лазеек в законе хватает, да и законы у нас тупо не выполняются. К тому же значительная часть народонаселения доведена до нищеты, и очень-очень многие готовы продать свои органы, чтобы выжить. А многих и вовсе можно «разобрать на запчасти», пользуясь тем, что они находятся в «несознанке» в том или ином смысле…
Словом, возможности для разного рода скотства открываются поистине широчайшие!
Итак, недавно парламент принял законопроект № 2386а-1, посвященный трансплантации органов. Основная суть документа состоит в следующем.
Теперь каждый гражданин при жизни может дать согласие на то, чтобы после смерти его органы могли быть использованы для пересадки нуждающимся реципиентам. Впрочем, гражданин точно так же может и категорически отказаться от посмертного донорства. В случае согласия в паспорт или в водительские права будут вноситься соответствующие отметки, а данные потенциального донора будут заноситься в Единую государственную систему трансплантологии. Если при жизни гражданин не заявил, согласен ли он стать донором, после смерти это могут сделать его родственники.
Содержит новый документ крайне противоречивую норму о том, что трансплантация органов в Украине отныне и вовеки веков будет бесплатной. Кто-то поверит, что у нас вообще может быть что-то бесплатно, особенно пересадка органов, являющаяся сложной и технологичной медицинской операцией.
А главное, законом напрямую не запрещается устанавливать плату за различного рода сопутствующие медицинские услуги, например, предоставление места в лечебном учреждении и медицинских препаратов, подбор донора и так далее.
Внешне все выглядит строго. Например, запрещено брать на органы детей-сирот, погибших воинов АТО и неопознанных лиц. За незаконные операции по пересадке так называемым черным трансплантологам «светят» нары сроком от 5 до 8 лет.
И все же вызывает крайнее беспокойство сама возможность того, что в стране тотального беспредела могут начаться масштабные злоупотребления. Если у граждан отбирают мошенническим путем жилье, то почему то же самое не может произойти в органами? Отсылка авторов и лоббистов закона к правоохранительным органам, каковые должны будут бдить законность и правопорядок, вызывают нервный смех.
К тому же крайне настораживают вполне вроде бы красивые планы по превращению Украины в международный центр трансплантации органов с целью зарабатывания на этом хороших денег. По словам медицинских функционеров, грамотные врачи для этого в Украине имеются. Необходимо только создать условия, важнейшим из которых является наличие достаточного количества доступных по цене человеческих органов. Очевидно, что в наших условиях здесь открываются широчайшие перспективы для разного рода криминала.
Следует отметить, что это не первый норматив на тему трансплантации. Первый вариант закона о донорстве был принят в 1999 году. Он предусматривал так называемую презумпцию несогласия, согласно которой априорно считалось, что человек не согласен с использованием его органов, а мнение родственников после его смерти во внимание не бралось, и только если есть прижизненное заявление о согласии на посмертное изъятие органов, можно было производить так называемую трупную трансплантацию.
Проблема заключалась в том, что процедура прижизненного разрешения на посмертное использование органов для пересадки была выписана в законе крайне нечетко. В результате было непонятно даже, кому нужно было подавать заявление о завещании органов и какова дальнейшая документальная процедура.
Это и ряд других обстоятельств резко затормозили развитие трансплантологии. В результате в Украине сейчас делается 120-140 операций по пересадке органов в год, хотя имеющиеся в наличии медицинские кадры и база позволяют делать в год и 1000 таких операций.
Очевидно, количество тех, кому нужна операция по пересадке, в результате только росло, прежде всего среди тех, кто не мог найти доноров среди своих родственников, что также было разрешено. Нуждающихся записывали в очередь на трансплантацию за рубежом за государственный счет. Но государство оплачивает в год не более 15 таких операций, а потому доживали до трансплантации далеко не все. Количество тех, кто в состоянии сам оплатить пересадку за кордоном, невелико.
В результате Украина финансировала зарубежную медицину и тратила большие деньги на поддержку тех, кто ожидает пересадки. Хотя Украина имеет возможность самостоятельно делать большое количество операций, которые стоят, по оценке специалистов, в разы дешевле, чем за границей.
Например, за пересадку почки за рубежом нужно выложить от 70 тысяч долларов, сердца – от 100 тысяч долларов, печени – от 150 тысяч долларов. Операции чаще всего проводятся в Беларуси, в Турции и странах Евросоюза. В этих странах, в отличие от Украины, действует так называемая презумпция согласия. Это значит, что органы изымаются у всех умерших, кроме тех, кто при жизни заявил, что они не желают быть донорами.
В то же время пересадка почки в Украине обошлась бы, по некоторым оценкам, в 100 тысяч гривен, что намного дешевле, чем за границей.
С принятием нового закона, по мнению его лоббистов, ситуация с пересадкой органов в Украине должна резко улучшиться.
«Принятие закона позволит спасти жизни более 5 тысяч украинцев, которые ежегодно нуждаются в трансплантации (2,5 тыс. — пересадки почек, 1,5 тыс. — печени, 1 тыс. — сердца, 300 — костного мозга). Все потребности этих людей в течение двух лет будут решены», – утверждает глава парламентского Комитета по вопросам здравоохранения и одна из соавторов законопроекта нардеп Ольга Богомолец.
Правда, непонятно, найдется ли в Украине 5 тысяч доноров, чтобы обеспечить потребности 5 тысяч реципиентов.
К тому же в основе нового закона, как и старого, лежит все та же презумпция несогласия.
Отличие лишь в том, что если умерший не оставил никакого завещания на предмет распоряжения его органами после смерти, это могут сделать его родственники. Кроме того, более подробно выписаны правовые моменты изъятия органов у донора и их дальнейшей пересадки реципиентам.
Согласно новому закону в Украине в ближайшее время должна быть создана сеть так называемых трансплант-координаторов, которые на местах займутся вопросами организации пересадок. Также должна быть создана Единая государственная информационная система, которая будет содержать данные о реципиентах, требующих трансплантации, и потенциальных донорах. Система должна в автоматическом режиме определять иммунологически совместимых больного и доноров, которые дали согласие на посмертное изъятие органов.
В законе также содержится лазейка, которая, с одной стороны, позволит выжить тем, кому не удалось своевременно отыскать совместимые органы, а с другой — создает широкое поле для криминала, а также позволит малоимущим или социально неблагополучным гражданам фактически торговать своими органами, на чем будут наживаться разного рода дельцы.
Согласно закону внесенные в указанную информационную систему граждане могут стать донорами при жизни. Если нуждающимся в пересадке органов не подходят родственники или отсутствуют так называемые трупные доноры, может применяться обмен органами друг с другом, то есть так называемое перекрестное донорство. К тому же правила такого донорства в законе отсутствуют, и их еще должно утвердить правительство подзаконным актом, что вызывает дополнительные опасения.
Кроме того, из принятого закона пока не ясно, за какие средства будет содержаться указанная система трансплантации органов, как она будет взаимодействовать с Министерством здравоохранения, как будет на практике обеспечиваться защита данных в электронном реестре доноров и реципиентов.
Очевидно, что налицо широчайшие возможности для незаконной торговли органами. Борьбу с криминалом, по мнению лоббистов, будут успешно вести правоохранители, но в это трудно поверить, если взглянуть на нынешнюю «рехвормированную» полицию и на то, что творится в судебной системе.
Тем более что криминальные схемы в этой сфере работают давно и успешно. Поскольку пересадка органов в Украине долгое время была практически невозможна, криминалитет, включающий врачей, подбиравших доноров, наработал преступные схемы своего рода «экспорта органов в живом виде», Завербованных социально неблагополучных, несовершеннолетних, малообеспеченных, просто обманутых и так далее граждан вывозили за кордон для проведения трансплантации по специальным каналам на границе. По информации СМИ, дельцы зарабатывали на этом огромные средства, торгуя, по сути, даже не людьми, а «запчастями для людей». Как это ни кощунственно звучит, но налицо такая себе «покупка людей на запчасти» сродни аналогичной покупке на запчасти автомобилей. Дальнейшая судьба доноров интересовала дельцов меньше всего, что естественно. Почему-то думается, что так называемые правоохранители были не просто в курсе, но и «в доле».
Теперь же схема может несколько видоизмениться, причем в сторону упрощения. Некоторое облегчение законодательства позволит отказаться от достаточно сложной и коррупционно затратной схемы вывоза живого товара в виде «экспорта людей на запчасти». Теперь «поставщики запчастей» остаются на месте, а в Украину прибывают потенциальные зарубежные богатые реципиенты, которым здесь подберут подходящих доноров из числа «источников запчастей».
Этой схеме можно придать даже некий гуманизм и благородство. Например, некто едва существует из-за тяжелой и неизлечимой болезни, например, сердца, а его и его родственников могут убедить за приличные деньги продать здоровый орган, например, почку, заработав, таким образом, некоторые средства на обеспечение дальнейшего тяжелого существования.
Большое беспокойство вызывает неоднозначный порядок определения состояния невозвратной смерти, после чего можно производить забор органов для трансплантации. Очевидно, что здесь открывается широчайшее поле для криминала и наживы.
К тому же начнутся перекосы с целью наживы. Значительная часть имеющихся в наличии донорских органов будет пересаживаться богатеньким иностранцам, а наши граждане по-прежнему будут ожидать в бесконечной очереди на трансплантацию, и многие просто не дождутся своей очереди.
Именно на это при проведении экспертизы законопроекта указывали специалисты Главного юридического управления Верховной Рады. Анализируя законопроект № 2386а-1, в управлении отметили: в статье 20 нет конкретного запрета на куплю-продажу анатомических материалов, а в статье 4 прямо указано: принцип безопасности не распространяется на стволовые клетки.
Из этого парламентские эксперты сделали вывод о том, что в Украине откроется возможность для торговли органами.
Но, принимая закон, депутаты, как часто в таких случаях бывает, мнения и предостережения парламентских экспертов, пардон, «похерили».
Долгое время считалось, что в Украине уже все раздерибанили и осталось только разрешить куплю-продажу земли, чтобы распродать остатки страны окончательно.
Как видим, открылись еще одна возможность наживы и соответствующий ресурс. Это человеческие органы и торговля ими.
Итак, доведя значительную часть граждан до нищеты, так называемая элита подталкивает их продавать себя «на запчасти».