Из года в год, слушая новогодние поздравления президентов Украины, мы ловили себя на мысли, что, возможно, живем с нашей властью на разных планетах. Нам рассказывают о достижениях, успехах и прорывах, а все, что мы видим, это космические цены, тарифы, не поддающиеся законам логики, и манипуляция сознанием рядовых граждан.
Время от времени менялась картинка, одно лицо сменяло другое, пресс-службы вносили корректировки в поздравительные речи, однако, по сути, ничего кардинально не менялось. Нам с воодушевлением рассказывали о том, что мы прожили очень сложный, но очень интересный год, потому как прошли через ряд испытаний, устроенных врагами и «папередниками». А вот следующий год будет годом прорывов едва ли не во всех сферах и областях.
Верим ли мы этим речам? Давайте будем честны: мы их толком даже не слушаем и переключаем на правительственный канал исключительно, чтобы не пропустить наступление Нового года и вовремя поднять бокалы.
И все-таки что же нас ждет в 2018 году? Каким он будет и к чему готовиться рядовым украинцам? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые не дают красивых обещаний, но зато умеют трезво анализировать ситуацию и просчитывать события на несколько ходов вперед.
Сергей Быков, политический эксперт:
2018 год будет годом политических кризисов и подготовки ключевых партий к выборам 2019 года. Это будет основным лейтмотивом политической жизни страны. Кроме того, мы столкнемся с тем, что будем выплачивать рекордную за всю историю независимости Украины сумму за обслуживание внешнего и внутреннего долга. Речь идет о 305 миллиардах гривен. Такого долга у Украины никогда не было, и, естественно, это станет определенной спекулятивной темой как для оппозиционных политиков, так и для представителей коалиции.
Первые будут говорить о том, что это непосильно много и внешний долг достиг практически 60% ВВП Украины, а вторые, представители коалиции, -- о том, что нам необходимо платить по долгам, которые набрала предыдущая власть. В данном случае будет активная критика в первую очередь Тимошенко и «Батькивщины».
С другой стороны, мы должны четко понимать, что исход следующих парламентских и президентских выборов будет во многом зависеть как раз от Тимошенко и «Батькивщины», от того, насколько они смогут расширить собственное электоральное ядро и уйти от сельской местности в индустриальные центры и крупные конгломерации. В случае, если им это удастся, они смогут сформировать критическое большинство в свою пользу. Если они этого не сделают, то, соответственно, рассчитывать на победу им не стоит, они наберут порядка 30-35%, но не более того.
Руслан Бортник, политический аналитик, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:
Я думаю, что в 2018 году мы будем наблюдать усиление политической борьбы. Это будет предвыборный год, и, естественно, все политические силы попытаются максимально пиариться. Это будет год пиара.
Во второй половине года, после того, как в России закончится чемпионат мира по футболу и у Путина, избранного в марте, уже будут развязаны руки, есть большой риск военной эскалации и усиления давления на Украину как со стороны России, так и со стороны США и Европы.
Экономика будет на нынешнем уровне. Реальное сотрудничество с Западом, как и реальная поддержка со его стороны, будет сворачиваться и опускаться до минимально необходимого уровня для сохранения политической стабильности в стране, но не более того.
Олеся Яхно, политолог, директор Института национальных стратегий Украины:
Я думаю, что 2018 год будет очень важным именно в вопросе судьбы Донбасса и Крыма, и в первую очередь Донбасса. Как мы видим, по Крыму действует несколько иная тактика — международно-правовая. А по Донбассу мы видим, что давление на Российскую Федерацию усиливается, вводятся новые санкции, причем даже персональные. Я говорю об опубликовании счетов, которые вступят в действие с февраля 2018 года.
Также будет наблюдаться поддержка Украины в военно-техническом сотрудничестве и в вопросе миротворческой миссии ООН, без которой крайне сложно демилитаризировать этот регион.
Я думаю, главный вопрос, который будет, это разрешение войны на Донбассе и какие-то реальные продвижения в этом вопросе.
Еще один важный момент — насколько качественной будет дискуссия политиков с обществом по каким-то важнейшим направлениям. Я считаю, что вопрос войны и вопрос внутреннего диалога, внутреннего реформирования будут ключевыми, причем очень важно начать диалог сразу в первой половине года, так как вторая половина будет занята негласным стартом избирательной кампании. Значит, так или иначе во второй половине 2018 года будут учитываться эти факторы.
Кроме того, я думаю, что вопрос политического реформирования будет крайне важен в 2018 году, например, тот же вопрос ограничения депутатской неприкосновенности. Обязательно также будет дискутироваться тема избирательного законодательства.
Евгений Филиндаш, политолог, директор Украинского центра социальной аналитики:
Мой прогноз на 2018 год достаточно пессимистический. Будет ухудшение экономической ситуации в стране, дальнейшая деградация государственного управления и остатков государственных механизмов. В то же время, возможно, в 2018 году еще не будет смены власти, возможно, это все-таки произойдет в 2019 году. Поэтому, если в 2018 году не последует смена власти, то мои ожидания, к сожалению, очень пессимистические.
Что касается Донбасса, если останется эта власть, то на Донбассе в 2018 году будут постоянные боевые действия, но не очень активные. С жертвами, но не столь многочисленными, как это было до заключения Минских соглашений. Дело в том, что нынешней власти эта война выгодна, и они будут делать все, чтобы этот конфликт не затухал.
Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:
Я думаю, одна из тенденций 2018 года будет связана с продолжением сериала под названием «НАБУ против». Дальше можно вписать все, что угодно: коррупционеров, власть, судебную систему и т. д. Главное, что НАБУ против. Разумеется, вокруг НАБУ будет разворачиваться острая политическая борьба. Может быть, даже будут попытки убрать через аудит Сытника и Холодницкого, но я думаю, что наши западные друзья защитят своих питомцев и не дадут их в обиду. Конфликтов и скандалов вокруг НАБУ будет много. НАБУ придется пройти через большое количество испытаний, и я думаю, что оценки будут неоднозначными. Это, как минимум, испытание суда.
Еще одна коллизия будущего года — чем же все-таки закончатся антикоррупционные суды. Я думаю, что некоторые суды затянутся и, возможно, даже не закончатся в 2018 году. Но, может быть, какое-то резонансное дело все-таки и закончат. Например, дело по тому же Насирову. Безусловно, у судей будет очень много претензий к качеству доказательств, представленных НАБУ, но им будет очень страшно выносить оправдательный приговор. Поэтому, думаю, какие-то наказания нашим высокопоставленным чиновникам, обвиняемым в коррупции, все-таки будут вынесены. Перед президентскими выборами, а тем более с учетом давления общественного мнения, судьям будет крайне рискованно выносить оправдательные приговоры по таким делам. А это значит, что если не в 2018-м, то уж точно в 2019 году мы увидим первые приговоры по резонансным антикоррупционным делам.
А вот сами антикоррупционные суды в 2018 году, скорее всего, еще не появятся. Я думаю, что закон примут, но сам процесс создания этих судов очень затянется. Еще один вызов для НАБУ — это аудит. Там тоже будут очень неоднозначные оценки, но, я думаю, без драматических последствий. Полагаю, что аудит все-таки состоится и через аудит руководителей НАБУ попытаются немного "опустить" и показать недостатки в их работе. Но я думаю, что кардинальных кадровых последствий все-таки не будет.
Если в целом говорить по 2018 году, то, скорее всего, начало года будет конфликтным. На слуху будут Саакашвили, НАБУ, какие-то другие конфликтные темы. Уже сейчас начинается очередное смакование темы «а есть ли у нас коалиция?», и если ее нет, то давайте проведем досрочные выборы. Я думаю, это ничем не закончится. Будет повышенная турбулентность, будут риски политического кризиса, но сама вероятность политического кризиса будет зависеть только от масштаба протестных настроений. Если эти протесты останутся на сегодняшнем уровне, то ничего особенного не случится. Если же они вдруг возрастут и станут более острыми, то кто его знает.
Если в первые месяцы 2018 года ничего форс-мажорного не случится, то вторая половина года пройдет под знаком начинающихся президентских выборов. Мы увидим парад кандидатов, увидим шоу с выдвижением, возможно, увидим какие-то необычные кастинги по кандидатам в отдельных сегментах нашего политического рынка.
Начало года будет конфликтным и скандальным, а вторая его половина будет уже в логике президентских выборов. Что же касается Донбасса, то здесь я не ожидаю никаких кардинальных изменений в 2018 году как в политической ситуации, так и в переговорном процессе. Думаю, что история с миротворцами, скорее всего, закончится ничем. Безусловно, есть какой-то шанс на достижение компромисса, но пока для этого нет ровным счетом никаких предпосылок.
До чемпионата мира по футболу, который состоится в России, Путин вряд ли пойдет на какие-то военные обострения на Донбассе, так как это может привести к лишению России права на его проведение. А вот после чемпионата, тем более с учетом печальных событий 2008 и 2014 годов, это уже будет возможно. Поэтому есть риск, что после чемпионата мира по футболу тоже что-то может произойти. Но мне кажется, что Путин будет ждать президентских и парламентских выборов в Украине, ждать, чем они закончатся. Думаю, что никаких кардинальных изменений в ситуации на Донбассе не произойдет.
***
Несмотря на все то, через что нам пришлось пройти, мы упорно хотим верить в лучшее: что однажды политики перестанут воровать, что Украина действительно де-факто станет частью Европы и что мы действительно начнем жить по-европейски. Мы хотим верить в то, что когда-нибудь сможем с уважением относиться к нашей власти и, самое главное, будем чувствовать себя защищенными. Что однажды проснемся с четким осознанием того, что наша власть остановит любого, кто посягнет на свободу и права рядового украинца. Пусть это не логично и попахивает максимализмом, но так хочется в это верить!..
У Тимошенко едва ли не самый большой антирейтинг и она пытается вернуться в большую политику из-за спекуляций на вопросах социальной защиты, - Валентин Гладких
У Тимошенко едва ли не самый большой антирейтинг и она пытается вернуться в большую политику из-за спекуляций на вопросах социальной защиты, - Валентин Гладких
Под Киевом ТЦК и полиция «выкуривали» водителя из авто газом и подожгли его
Появилось видео, как в Бразилии рухнула необычная рождественская ель
Зеленский озвучил масштабы ударов РФ за неделю
В ДТЭК опубликовали графики отключений света в Киеве на сегодня
В Керченском проливе затонули сразу два российских танкера
Лили Филлипс переспала со 101 мужчиной за 24 часа
28 лет спустя (2005): трейлер и дата выхода продолжения культового хоррора
В Донецке прямо в автомобиле взорвали начальника Еленовской колонии
Настоящим гарантом нашей безопасности являются Вооруженные силы Украины, — Зеленский