В изрядно поднадоевшем скандале с «Приватом» произошел неожиданный поворот: на прошлой неделе Высокий Суд Англии арестовал все активы олигарха Игоря Коломойского. Причем заметьте: активы были арестованы не просто так, а по иску самого «ПриватБанка», и, как мы все прекрасно помним, уже государственного.
Разумеется, пострадали активы не только Коломойского. Рикошетом зацепило и Боголюбова. В итоге были арестованы активы Коломойского и Боголюбова по всему миру, а также активы шести компаний, которые им предположительно принадлежат или находятся под их контролем.
И что примечательно: приказ об аресте активов был выдан на основании предоставленных суду детальных доводов, доказывающих, что Коломойский и Боголюбов вывели из банка почти 2 млрд. долл. США. Разумеется, предполагается, что средства выводились путем проведения ряда незаконных операций: деньги переводились на счета компаний, которые тайно им принадлежали или находились под их контролем. Забавно, не правда ли?
Как поговаривают в высоких кругах, путем этого судебного процесса «ПриватБанк» планирует вернуть средства, сумма которых вместе с процентами составляет более 2.500.000.000 долл. США.
Однако сам Коломойский крайне лаконично прокомментировал арест своих активов, заявив, что «это временный арест на время рассмотрения дела в суде».
Чем же закончится история активов Коломойского? Есть ли в этой истории что-то, кроме политики, и, наконец, стоит ли нам ожидать очередного выброса компромата со стороны Коломойского, если его загонят в угол? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать политические события на несколько ходов вперед.
Вадим Карасев, политолог, директор частного предприятия «Институт глобальных стратегий»:
Почему-то все думают, что если Коломойского уберут, то все остальные останутся в шоколаде. Нет, этого не произойдет. Я думаю, что после Коломойского будут подбираться ко всем остальным. На месте многих я бы не радовался всей этой истории вокруг Коломойского. Если украинская элита не способна или просто не желает заниматься деолигархизацией, то этим займутся наши западные друзья. Ситуация с Коломойским свидетельствует об агонии. Сколько можно все решать путем денег? Я надеюсь, что Лондонский суд поможет стать украинцам независимыми не только от России, но и от украинских олигархов.
Евгений Филиндаш, политолог, директор Украинского центра социальной аналитики:
Я думаю, что арест активов Коломойского — это очередной шаг Запада к тому, чтобы полностью устранить ручных и даже подконтрольных олигархов. Устранить от влияния на процессы в Украине, чтобы поставить здесь абсолютно несамостоятельных и даже не имеющих возможностей для потенциально самостоятельных действий своих наместников.
Начиная с Майдана у нас была олигархическая группировка, которая пыталась играть в некую самостоятельность. Вместо этих людей были поддержаны и приведены к власти олигархи, которые были абсолютно ручными. А теперь начался следующий этап — устранение даже этих ручных олигархов от процессов. И делается этого для того, чтобы полностью контролировать ситуацию в стране.
Михаил Погребинский, политолог, политтехнолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
Это очень длинная история, и сейчас крайне сложно сказать, как именно она закончится. Коломойский — опытный боец на финансово-банковским поле и так просто сдаваться не будет. Поэтому мне кажется, что это будут довольно длительные юридические процедуры. Но абсолютно очевидно, что Коломойский мешает нашим западным опекунам. Они уговорили его не воевать с Порошенко. Вспомните, ведь именно американцы хотели, чтобы он ушел с должности губернатора и не предпринимал никаких шагов против Порошенко. У них это получилось. Но, оказывается, этого мало.
Они добиваются, чтобы он вернул деньги «Привата», которые, как считает банк, были выведены незаконно на офшоры. Там речь идет о каких-то диких суммах, о 2 миллиардах долларов. Но тут возникает масса вопросов. Дело в том, чтто даже 10 тысяч долларов перевести за границу не так-то просто. Для такого перевода обязательно нужно разрешение Нацбанка, нужны разрешительные документы. Если, например, эти деньги на лечение, то обязательно нужно предоставить документы, подтверждающие данную информацию. А тут выводится 2 миллиарда и Нацбанк был не в курсе? Я уверен, что Нацбанк Гонтаревой был в доле, а теперь новые представители Нацбанка хотят это все вернуть.
То, что сейчас происходит с украинской валютой, тоже вызывает большие подозрения и наталкивает на мысль, что в нынешнем Нацбанке тоже не все чисто и что там тоже идет какая-то непонятная игра. То, что эта история — выдавливание остатков Коломойского с политического поля, вне всяких сомнений.
У него не просто хотят забрать все деньги, они очень хотят ограничить его возможности влиять на украинскую политику. Не понятно, финансировал он Саакашвили или нет, но это не исключено. Кроме того, тут очень интересная история с участием Порошенко. С одной стороны, он ведь должен быть на стороне Нацбанка и национализированного «Привата», который хочет вернуть деньги. Но там не все так просто, иначе Луценко, доверенное лицо Порошенко, не ездил бы в Амстердам, чтобы, гуляя по улице, совершенно случайно встретить там олигарха Коломойского. Какие-то договоренности прямо накануне решения Лондонского суда у них все-таки были. Все это не случайно, и понятно, что Порошенко заинтересован в том, чтобы отобрать главный медиа-ресурс Коломойского в Украине. Именно поэтому он и вел какие-то переговоры накануне суда.
Андрей Золотарев, политолог:
Арест активов Коломойского — это достаточно сложный момент. Некоторые пытаются раздуть значение этого события, представив это все как крах олигарха. Другие же говорят, что это ничего не значит, и повторяют слова Коломойского о том, что это не более чем временный арест.
С одной стороны, Игорь Валерьевич после того, как национализировали «Приват», потерял зуб, а теперь у него могут вырвать и жало. В условиях ареста активов сразу же возникает аналогия с НТВ: как бы «1+1» не повторило их участь, когда власть, воспользовавшись ослаблением олигарха, заставила его уступить телеканал.
По Коломойскому ключевой момент в том, что он получил своего рода черную метку, которая указывает на то, что он становится токсичен. А поскольку финансовый мир интернационален, то, будучи токсичным, крайне сложно рассчитывать на сохранность своих капиталов. Конечно, пока тюрьма и сума Коломойскому не грозят, но то, что происходит, — это нехороший знак. Иными словами, можно сказать, что за углом замаячила касса. Помните, он когда-то сказал Пинчуку: «Витя, жизнь — это супермаркет. Ты можешь нести все, что захочешь, но на кассе за все придется заплатить». Так вот у Игоря Валерьевича впереди замаячила касса.
Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:
Я думаю, пока еще рано делать какие-то чрезвычайные выводы из всей этой истории. На данный момент это не более чем временные меры на период судебного разбирательства. Конечно же, это определенная проблема для Коломойского, но это результат той судебной войны, которую он сам и начал. Он пытается оспаривать национализацию «Привата», а также ряд расследований внутри Украины. Кстати, он же выиграл украинский суд, и это лишний раз доказывает, что ситуация в нашей судебной системе не такая уж простая и однозначная. На самом деле там все очень сложно и запутанно. Есть встречные иски со стороны государственных структур, руководства «Привата», и сейчас это активная фаза судебной войны.
Я думаю, что в конечном итоге все закончится мировым соглашением, тут главное — найти некий компромисс по финансовым обязательствам. И здесь мировое соглашение может быть в том, что Коломойский согласится выплатить часть долгов, но при этом сохранит значимую часть своих активов. Однако во всем этом будет и политическая сторона — лояльность медиа Коломойского перед выборами и, возможно, какие-то другие взаимные обязательства на переходный период. Я думаю, что на самом деле обеим сторонам более выгодно не воевать, а договориться. Вернуть себе «Приват» Коломойский уже не сможет. Точно так же и власть вернуть старые активы «Привата» не сможет. Поэтому рано или поздно придется договариваться.
***
Выводил Коломойский космические суммы из «Привата» или нет, мы с вами, наверное, не узнаем никогда. Как, впрочем, не узнаем и о том, почему Нацбанк Гонтаревой закрывал на это глаза. Давайте откровенно: рядовых украинцев мало волнует судьба Коломойского, да и остальных олигархов. Тот, кто живет на 5 тысяч гривен в месяц, едва ли сможет искренне проникнуться проблемами человека, у которого отбирают пару-тройку миллиардов долларов. Вопрос не в том, что будет с активами Коломойского. Вопрос в том, насколько чистую игру ведут за нашими с вами спинами и когда наконец в нашей банковской системе перестанут воровать. И самое главное — смогут ли украинцы когда-нибудь верить власти и олигархам.