В воскресенье, 22 октября, решил с товарищами посетить митинг Михаила Саакашвили, который организаторы назвали Вече. Выйдя из метро «Крещатик» на Институтской, пошёл в сторону Верховной Рады. Возле Нацбанка дежурило с дюжину полицейских, дальше, чуть выше, возле квартала администрации Президента стояли несколько автобусов и более сотни бойцов Нацгвардии.
Поворачиваю к парламенту. Митинг по периметру обнесён решёткой. Захожу с Шелковичной. Накануне утром забрал посылку из Москвы, пару книг — «Историю Пугачева. Замечания о бунте» Пушкина и «Беглые в Новороссии» Данилевского. Полицейский на входе подозрительно осматривает мой рюкзак.
— Читать будете? — спрашивает он.
Я не отвечаю и прохожу на территорию палаточного лагеря. На ограде висит икона. Я думаю, что её нужно перевесить лицом к правоохранителям.
Начало Вече назначено на полдень. В начале одиннадцатого тут немноголюдно. Солнце прячется за тучами, холодно, но выпивших не видно. Вокруг преимущественно люди в форме с нашивками батальонов, чаще всего — «Донбасса». Партийных полотен действительно почти нет. Есть флаги Украины, ЕС и чёрно-белые — символ нынешнего протеста.
Попадаются и откровенные фрики. Какой-то мужик раздаёт религиозную листовку, в которой говорится, что настоящие верующие — это украинцы, а все русские — иудохристиане.
Встречаюсь с товарищами в одиннадцать на «Арсенальной». Берём 0,375 в круглосуточном гастрономе на углу Мариинского парка. Цены на водку тут накручивают на 20-30%, ассортимент — паршивый. Но вариантов у нас нет. Выпиваем с видом на золотые берега Днепра. Водка приятно бодрит.
Заходим в палаточный лагерь со стороны Мариинского дворца в полдень. Распогоживается. Но Вече всё не стартует. Люди начинают скучать.
Людей тут стало намного больше — под тысячу. Под Верховной Радой стоят две сотни бойцов Нацгвардии и полиции. По всему периметру — раза в два больше. Соотношение сил примерно равное.
Среди митингующих появляются политики. Семен Семенченко передвигается в плотном кольце крепких ребят.
Журналистов в палаточном городке немного. Из телеканалов заметил лишь NewsOne и «24» канал. Тут же у кого-то транспарант о том, что NewsOne — «продажные брехуны».
Михо прячется в палатке в глубине парка под самой оградой. Вход в неё охраняют с десяток бойцов самообороны. Рядом с грузинским политиком постоянно находится лидер УНА-УНСО Игорь Мазур. Они почти час о чём-то говорят в палатке. УНА-УНСО одни из немногих, кто использует свои партийные знамёна.
Вече начинается с опозданием на час. Звук ужасный. Организаторы со сцены жалуются, что аппаратуру у них отобрала полиция. Кто-то из толпы предлагает пойти и вернуть её. Народ одобрительно гудит. Со сцены обещают, что пойдут, но потом.
На разогреве выступает Сергей Лещенко. Говорит он много и путанно, но люди его слушают. Выступают какие-то активисты. Проходит час. Люди начинают недовольно гудеть.
Наконец, когда кое-кто уже начал двигаться к выходу, у микрофона появляется Михаил Саакашвили. Говорит он много и пронзительно.
Из достаточно важного наблюдения: организаторы постоянно призывали приходить под Верховную Раду как можно больше людей — сразу сто тысяч!
Но проблема в том, что сто, и даже десять тысяч людей физически не поместятся на отведённую для протестующих территорию.
Поэтому, пока палатки и митингующие по примеру предыдущих киевских революций не появятся непосредственно на Майдане, весь этот протест будет абсолютно инертным и беспомощным. Но, как я заметил, со сцены слово Майдан практически не звучало.
Фото Сергей Новохацкий