В день 76-й годовщины начала массовых расстрелов и репрессий в Бабьем Яру в пятницу, 29 сентября, тут прошли традиционные официальные мероприятия.
Соседние улицы перекрыли ещё с восьми утра, о чём заранее предупредили водителей. И так перегруженный транспортом участок дороги в районе улицы Елены Телиги и метро «Дорогожичи» парализовали пробки. Однако часам к десяти, проезд тут стал почти свободным. Многие водители попросту предпочитали объезжать этот район.
С утра пораньше перекрыли по периметру и сам Бабий Яр, из-за чего к памятникам на территории мемориала не могли попасть сотни киевлян и приезжих людей, чьи родственники были погребены в этой огромной многонациональной братской могиле в годы оккупации Киева.
В итоге, когда все мероприятия закончились ближе к половине одиннадцатого — политики и чиновники во главе с Петром Порошенко, к счастью, много не говорили и сделали всё достаточно быстро, — в Бабий Яр смогли попасть не так много людей: кто-то не дождался, кому-то нужно было ехать на работу.
Даже через час после снятия всех кордонов тут было немноголюдно. Если кто и был, то, преимущественно — организованные приезжие группы, в том числе и из-заграницы.
Чтобы оценить масштаб охраны: бойцы Национальной гвардии оцепили весь Бабий Яр по периметру.
На мой дилетантский взгляд — это не менее двух сотен человек. Такого я не видел даже на матчах Лиги чемпионов, когда, было время, на НСК «Олимпийский» приходили по сто тысяч болельщиков. Тут же, со всей охраной, политиками и чиновниками было человек пятьсот.
На территории мемориального комплекса кроме гвардейцев было немало «агентов в штатском», переодетых едва ли не в местных алкашей.
Не удивлюсь, если они присутствовали в массовке для телевизионной картинки.
Мы подошли к Бабьему Яру со стороны метро, бойцы посоветовали нам обойти территорию — на центральном входе с улицы Дорогожицкой был установлен металлоискатель, через который пропускали отдельных журналистов.
По мере подхода к официальным лицам число бойцов росло.
Когда мы подошли, Пётр Порошенко и его свита как раз покидали Бабий Яр.
— Что, не пропускают? — спросил я грузного пятидесятилетнего мужика.
— Кто вас пропустит? Там же Пётр Порошенко! — ответил он с назиданием.
В гробовой тишине президент помахал людям через четыре перекрытые полосы дороги рукой и быстро уехал.
На входе толпилась суровая охрана.
После отъезда Петра Порошенко уже никого не проверяли.
Людей в Бабьем Яру почти не было.
Цветы от политиков и чиновников.
Накануне один мой приятель, говоря о фобиях Петра Порошенко, предложил, что было бы неплохо купить для него что-то типа папамобиля. Действительно, так было бы дешевле и проще для всех.