В этом году выборы в бундестаг Германии фактически стали очередными перевыборами Ангелы Меркель. 63-летняя канцлер и негласный лидер ЕС останется у власти еще на четыре года, таким образом, общий срок правления Меркель, которая возглавляет правительство с 2005 года, составит 16 лет. Однако, несмотря на очередную победу Меркель, нужно признать, что позиции правящей партии серьезно ослабли.
В отличие от триумфа в 2013 году, когда для создания однопартийного правительства ХДС/ХСС не хватило пары мандатов (тогда блок получил более 41%), теперь Меркель не досчитается почти сотни депутатов. За ее политсилу проголосовало на пять миллионов избирателей меньше, чем в ходе прошлых выборов в парламент.
По данным экзит-полов, социал-демократы взяли на 5% меньше, чем в 2013 году. Это худший результат для партии после Второй мировой войны. И многие эксперты считают, что тому виной участие СДПГ в коалиции с Меркель, что дезориентировало избирателей партии.
Так что, как ни крути, а факт остается фактом: победа Меркель отнюдь не такая убедительная, как 4 года назад. Кроме того, в немецком парламенте появилась новая партия, которая может значительно усложнить политический ландшафт страны.
Главной сенсацией этих парламентских выборов стал прорыв ультраправой партии «Альтернатива для Германии». Крайне правые не только появятся в бундестаге впервые со времен Гитлера, но и станут третьей политической силой главной страны Евросоюза.
«Альтернативщики» выступают под знаменами национализма и с позиций евроскептицизма против беженцев и ислама, за налаживание отношений с Россией и ослабление санкций против РФ, за что их называют «партией друзей Путина».
По сути, такой результат стал настоящей сенсацией. На прошлых выборах 2013 года ультраправые не смогли преодолеть пятипроцентный барьер, а теперь, по предварительным данным, взяли почти 13% (прогнозы давали им 10%).
Лидеры правых уже пообещали устроить «охоту на Меркель», давая понять, что будут воевать с ней по основным вопросам внешней и внутренней политики.
Всего в бундестаг проходят шесть партий. Помимо партии христианских демократов (ХДС/ХСС) под руководством Меркель, социал-демократов (СДПГ) и «Альтернативы» в бундестаг попали Свободная демократическая партия (СвДП), «Левые» (также занимают пророссийские позиции) и «Зеленые».
В результате Шульц уже заявил о переходе социал-демократов в оппозицию.
И самое интересное, что Меркель уже заявила о намерении создать коалицию в составе ХДС/ХСС, либералов и зеленых. Однако «Ямайке» пророчат проблемы из-за серьезных расхождений между зелеными, которые в последнее время сделали крен влево, и консервативной партией Меркель. А еще в большей степени — с СвДП.
Но сформировать большинство с одними свободными демократами (как в 2009-2013 годах) без зеленых уже не получится. Этому явно помешает высокий результат «Альтернативы».
Чем же может обернуться для Германии очередная победа Меркель? Не приведут ли результаты этих выборов к всплеску национализма и распаду Европы на отдельные государства? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать политические события на несколько ходов вперед.
Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий:
Победа Меркель очевидна, но не абсолютна, причем с рядом оговорок, если рассматривать эти выборы, как выборы в бундестаг, а не как выборы канцлера.
Если посмотреть на то, что это выборы в парламент, т. е. немецкий бундестаг, то мы увидим изменение в соотношении сил. Впервые в бундестаг попала правоконсервативная националистическая партия, которую даже в самой Германии называют полуфашистской.
Эта партия с соответствующим политическим дискурсом: вернуть прошлое, восстановить позиции Германии, кроме того, там присутствуют антимигрантская риторика и нетолерантная политическая чувственность. Все это серьезно противоречит устоявшимся моральным и ментальным характеристикам послевоенной немецкой политики.
В Германии было наложено табу на слово «националистический», Германия проявляла чудеса толерантности и либерализма, черту под которыми подвел мигрантский кризис.
В целом ослабление Запада на фоне Брексита и на фоне победы популиста Трампа в США сыграло свою роль, и Германия возьмет на себя участь толерантного либерализма.
Меркель недавно заявила о том, что Германия может стать знаменем Запада и мирового либерализма и либеральности. И вот тут произошел облом, поскольку после выборов в бундестаг проходит националистическая партия. Это говорит о том, что появляются новые политические силы с другой программой дискурса и политической ментальностью. "Альтернатива для Германии" получила легальную политическую трибуну. Бундестаг – это реальная политическая трибуна, которая дает совершенно иные медийные, программные и политические возможности для политической силы.
Теперь с трибуны бундестага будет звучать совершенно другой политический дискурс, что, в свою очередь, может перезапустить саму политику и ее повестку. Политика часто меняется после того, как изменилась медийная повестка в обществе. Все это может изменить немецкую политику.
Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований