Фильм Звягинцева «Нелюбовь»: железный занавес эгоизма

Новый фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» является беспощадным приговором современному миру, в котором процветает культ эгоизма и самолюбования. Эта картина показывает, насколько пустой становится жизнь человека, зацикленного на себе. В какой вакуум она превращается при отсутствии любви.

Лента рассказывает о супругах Жене и Борисе, которые планируют развестись. У неё уже появился богатый любовник. У него — любовница, от которой он ждёт ребёнка. Женя и Борис не терпят друг друга, и каждый их разговор оборачивается ссорой. Оттого паре не терпится продать квартиру и разойтись. Единственной загвоздкой становится их совместный сын Алёша. Ему 12 лет и ничего кроме упрёков и претензий он от своих родителей не слышит. Когда же парень узнаёт, что его отдадут в интернат, то мальчик сбегает из дома.

Неоднократно в фильме повторяется, что Алёша был зачат ещё до свадьбы, «по залёту». В нелюбви ему пришлось прожить и все последующие 12 лет. Поэтому неудивительно, что родители замечают исчезновение парня лишь через два дня — от школьной учительницы.

 

В фильме сыграли не медийные, неузнаваемые актёры Марьяна Спивак, Алексей Розин и другие. От того зритель не отвлекается на известные лица персонажей и происходящее на экране становится как бы ближе к реальности.

С самого начала фильма зрителя готовят к трагедии. В течении достаточно состоятельной жизни главных героев проскакивают тревожные месседжи: по радио рассказывают об апокалипсисе, одной из героинь снится выпавший зуб... Но когда главные герои, наконец, узнают о пропаже сына, то не осознают до конца масштаб случившейся драмы. И первым делом после этого они начинают цепляться к словам и выяснять отношения из-за мелочей. Это перекладывание друг на друга ответственности за свои ошибки — сквозит в каждом их разговоре.

Практически в каждой сцене здесь появляются смартфоны. В сумеречной атмосфере фильма они выделяют лица своим контрастным свечением.

Выразительно и даже живописно, как на полотнах Караваджо.

Но повсеместное присутствие гаджетов в фильме имеет не только эффектную эстетическую функцию. Смартфоны здесь — как игрушка для взрослых. Бездонный источник самолюбования, которым подпитывается эго протагонистов.

На смартфон фотографируется каждое пафосное мгновение посиделок в ресторане. Спонтанным и ненужным селфи разряжается нарастающая ссора. Бездумное листание ленты новостей в социальной сети отвлекает от главных жизненных вопросов. Смартфоны — словно успокоительное в мутной буре их жития. Сладкая амнезия от любой боли и неурядицы.

Вместе с тем на общем фоне иногда вспыхивают ядовитые огни информационного пространства. По радио рассказывают о проблемах и кризисе. По телевизору — о войне и хаосе в Украине. Все эти страхи, которыми СМИ поливают героев фильма из брандспойтов радио и телевизоров, воспринимаются ими с молчаливым вниманием.

Постоянный поток этой громкой, эффектной и часто устрашающей информации переключает их внимание на отдалённые события. И отвлекаясь на них — главные герои перестают замечать нечто важное, что происходит непосредственно в их личной жизни.

Временами в фильме проступает строгий призрак религии. Эгоистичная и хамовитая мать выгоняет дочь и зятя из дома, крича о том, что лучше оставит свой дом Богу (церкви). Эпизодический персонаж бездумно промолвит автоматическое «Храм — это хорошо», услышав, что рядом с квартирой есть церковь. А мягкотелый и ленивый глава семейства побаивается гнева начальника, который установил в их компании «православный шариат».

Как и предыдущее творение Звягинцева «Левиафан», эта картина показывает, насколько слепым и бездуховным становится общество, в котором есть мощный культ церкви, но при этом абсолютное отсутствие Бога в ней.

Герои картины живут в мире, в котором семья — без любви и взаимопонимания, страна — без порядка, а церковь — без Бога. В таком случае мужей и жён заменяют любовники, правоохранителей заменяют волонтёры, а молитву заменяет крик о спасении. Правда, кричать уже поздно.

«Институт семьи сегодня действительно поставлен под вопрос. Вот этот эгоизм, сосредоточенность на себе, превращение другого человека в средство для достижения каких-то своих целей, а не в цель (как должно было бы быть) — это болезнь общества, болезнь времени. И не только в России, но и во многих других странах», — говорил Андрей Звягинцев в одном из недавних интервью.

На лице героев фильма стоит жирный штамп безразличия ко всему окружающему. Родители мальчика полностью поглощены самими собой.

Полицейский скучно и без эмоционально расскажет о формальностях в поисковых процедурах, в заключении выдав холодное «мы ничего делать не будем». Любовник во время долгожданного свидания говорит отстранённо-ровным голосом. Борис во время интимного разговора с любовницей, не слушая её, отправится к холодильнику. А она в свою очередь вклинится в его разговор со следователем, когда поиски его сына будут в самом разгаре, и начнёт капризничать детским голоском: «Я соскучилась... почему не звонишь?». Подчёркивает это настроение безразличная холодная погода поздней осени, когда разворачивается сюжет.

Эгоизм зацикливает внимание на самом себе. А любовь требует самопожертвования ради другого. Так вот нелюбовь в фильме проявляется буквально во всём.

Главная героиня неоднократно повторяет о своём сожалении, что не сделала аборт в первые месяцы беременности. То, что происходит в фильме — это по сути та же убийственная операция, которая осуществляется спустя 12 лет после рождения Алёши. При помощи не хирургического, а психологического вмешательства. Правда, такая процедура оказывается намного более болезненной и беспощадной.

Визуальный ряд фильма постепенно сводится к пустоте. Квартира, в начале фильма наполнена жизнью, а к концу — окажется пустой. В первых сценах фильма мы видим школу, полную детей, а ближе к концу — огромное заброшенное здание, в котором — пустота.

А камера в руках потрясающего оператора Михаила Кричмана к концу сюжета всё чаще останавливается на пустом: высохший бассейн, безлюдная улица или комната, окно, в котором — ничего... Вместе с тем и жизнь главных героев становится всё более пустой.

В основу сюжета здесь положена конструкция детектива. Герои ищут пропавшего сына, общаясь со свидетелями и объезжая места, в которых он может появиться. Но если в классической модели этого жанра события ближе к финалу — ускоряются. То в «Нелюбви» — наоборот — замедляются.

В этой детективной истории напряжение нарастает не за счёт нарастающей динамики, а за счёт сгущающейся атмосферы, мастерски выстроенной создателями фильма.

Медленный и напряжённый ход сюжета напоминает езду по грязному бездорожью. Въехав в очередную лужу, водитель изо всех сил давит на газ, отчего рёв двигателя глушит своим надрывом. Но автомобиль едва-едва преодолеет ещё несколько сантиметров. Пока окончательно загрузнет в грязи. И сколько бы не продолжался этот рёв от выжатой до упора педали газа, машина будет беспомощно оставаться на месте. Этот образ бессильного движения на месте гениально обыгран в финальной сцене. Тупик судьбы. Безысходность страны. Занавес жизни.

g

Как заметил кинокритик Антон Долин, Звягинцев — единственный российский режиссёр, каждый фильм которого получал призы кинофестивалей класса «А». Дебютное «Возвращение» удостоилось главной награды на Венецианском кинофестивале. А остальные четыре картины получали призы в Каннах. В частности, «Нелюбови» присудили Приз жюри.

В каждой следующей своей картине у Звягинцева всё меньше метафизики — и всё больше сухого реализма. Сюжеты становятся всё более жизненными и конкретными. Притчевость отходит на вспомогательный план. Загадки и недосказанности становится меньше. А хлёстких реплик о мире, в котором живёт современный человек — больше. Краски в творениях этого мастера сгущаются.

Тэги: фильм, кино, Андрей Звягинцев

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Tapswap: листинг, цена, коды
Tapswap: листинг, цена, коды
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Аномальные ливни затопили Сицилию
Аномальные ливни затопили Сицилию
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?