Недавно всемирно известный британский физик и математик Стивен Хокинг в очередной раз попугал человечество быстрой кончиной, если оное срочно не возьмется за ум. «Пугалки» эти, надо сказать, вполне обоснованны...
Кстати, относительно недавно, в самом конце 2016 года, Хокинг выступал в газете The Guardian с нашумевшими апокалиптическими мыслями. Он дал весьма негативную оценку последних событий в глобальном мире и высказал обоснованную тревогу за будущее цивилизации.
Подобные мысли 60 лет назад высказывал советский ученый, писатель, футуролог и представитель системы взглядов, известной как космизм, Иван Ефремов, ставший всемирно знаменитым благодаря своей знаменитой книге «Туманность Андромеды» о будущем коммунистическом и космическом земном обществе, создание которого было бездарно и преступно провалено. Глубоко вдаваться в подробности творческого наследия Ефремова не будем, поскольку они уже детально освещались в цикле материалов об этом самобытном мыслителе. Интересующиеся могут ознакомиться с очерками «Есть ли жизнь и разум в Космосе. Версия Ивана Ефремова», «Настоящий коммунист Иван Ефремов и два сценария будущего», «Иван Ефремов: антрополог и поэт научного поиска», «Миллиарды граней будущего Ивана Ефремова».
Но в свете новой порции мрачных предсказаний Хокинга, по нашему скромному разумению, следует провести некоторые параллели с идеями и мыслями Ефремова, которые через шесть десятков лет обретают новое звучание.
Сразу же отметим, что, при всем уважении к мистеру Хокингу, идеи Ефремова представляются более глубокими и целостными. Возможно, это объясняется тем, что, в отличие от Ефремова, Хокинг целенаправленно не занимался социальной философией и футурологией, а выразил свои мысли спонтанно, без особой подготовки. Впрочем, это субъективное мнение автора этих строк...
Версия мистера Хокинга
Стивен Уильям Хокинг (Stephen William Hawking) родился 8 января 1942 года. Таким образом, в январе 2017 года ему исполнилось 75 лет. Учился в Оксфорде, затем в Кембридже, где стал профессором математики. Из-за проблем со здоровьем Хокинг почти полностью парализован, поэтому пользуется знаменитой инвалидной коляской, оборудованной специальными компьютерами и синтезаторами речи для общения с окружающим миром.
Хокинг также широко известен как популяризатор науки, ярый сторонник научных взглядов, столь же яростный противник разного рода антинаучной бредятины на тему о сотворении мира боженькой и так далее. Выступал в поддержку теории эволюции и против преподавания креационизма в государственных школах США.
Хокинг придерживается совершенно справедливого мнения о том, что космические полёты имеют решающее значение для будущего человечества, поскольку жизнь на Земле находится в постоянно растущей опасности быть уничтоженной в результате глобальных проблем, таких, как ядерная война, генетически модифицированные вирусы или другие опасности, о которых мы ещё не думали.
В конце 2016 года британская газета The Guardian опубликовала статью Хокинга «Наступило самое опасное время для нашей планеты» (This is the most dangerous time for our planet). Он утверждает, что причинами голосования за Трампа и за выход Британии из ЕС являются массовые опасения, связанные с экономическими последствиями глобализации и ускорения научно-технического прогресса. В результате автоматизация на предприятиях уже привела к сокращению рабочих мест в традиционном производстве, а более широкое внедрение искусственного интеллекта ведет к дальнейшему сокращению рабочих мест, затронув уже представителей среднего класса. Это ведет к углублению экономического неравенства во всем мире. Интернет позволит очень небольшой группе лиц получать сверхприбыли, привлекая к работе очень небольшое количество людей. Это неизбежно, это — прогресс, но в социальном плане такой прогресс имеет деструктивный характер.
По мнению Хокинга, финансовый крах показал, что очень немногие, кто работает в финансовом секторе, могут получать все большее вознаграждение, а все остальные обеспечивают этот успех и платят по счетам. В итоге неравенство не сокращается, а растет, причем падает уровень жизни большинства населения даже развитых стран, исчезает возможность зарабатывать на жизнь вообще. Ресурсы планеты все больше концентрируются в руках небольшой группы людей.
Глобальным демографическим следствием неравенства стала миграция бедняков из сельских районов в бедные городские трущобы, безнадежное прозябание в которых толкает к миграции в другие страны, где мигранты создают новые проблемы. Это ведет к ответной реакции в виде ксенофобии и национал-популизма.
Предсказания Хокинга всегда носят пугающий и мрачный характер.
Хокинг полагает, что мы находимся на опасном этапе развития, поскольку у нас уже есть технические средства, способные уничтожить планету, на которой мы живем, но мы еще не придумали способов избежать этого. Хокинг замечает: возможно, через пару сотен лет мы создадим человеческие колонии в межзвездном пространстве, но сейчас у нас есть только одна планета, и мы должны взаимодействовать, чтобы ее защитить. Для этого нужно не строить барьеры внутри стран и между ними, а ломать их.
В марте 2017 года знаменитый британский физик-теоретик в интервью изданию The Times поделился рецептом спасения мира от неминуемой катастрофы.
По мнению ученого, люди являются крайне агрессивным видом, и именно агрессия помогла человеку разумному занять то место в иерархии видов, которое он занимает сейчас. «С зарождения цивилизации агрессия была полезной, поскольку она имеет определенные преимущества для выживания», — заявил Хокинг. Однако сейчас имеются огромные арсеналы оружия массового поражения. По этой причине человеку нужно быть крайне осторожным. «Нам нужно контролировать этот унаследованный инстинкт при помощи логики и здравого смысла», — отмечает исследователь.
Как именно это сделать? Хокинг полагает, что некая форма мирового правительства смогла бы спасти людей от истребления. Сам ученый, впрочем, не говорит, что речь идет о панацее от всех бед, ведь наличие мирового правительства может привести к глобальной диктатуре последнего.
К тому же, говоря о некоем всемирном правительстве, Хокинг ничего не говорит о самом главном, а именно о социально-экономическом укладе предлагаемого им мироустройства. Очевидно, в элементарной марксистской политграмоте уважаемый мистер Хокинг не силен...
Наконец, уже в начале мая нынешнего года Хокинг в одном из телеинтервью опять «порадовал» публику предупреждением о том, что у человечества осталось в запасе всего сотня лет, чтобы покорить космос и найти пристанище на других планетах, а иначе — полное вымирание вида. До этого он прогнозировал, что человечество может исчезнуть через 1000 лет, но сейчас, по его словам, ситуация изменилась, поэтому людям стоит поторопиться.
«С изменением климата, астероидными ударами, эпидемией и ростом численности населения наша собственная планета становится все нестабильнее... Хотя вероятность катастрофы на планете Земля в нынешнем году может быть достаточно низкой, она становится почти стопроцентной в ближайшие тысячу, 10 тысяч лет. К тому времени мы должны переселиться на другие звезды, поэтому катастрофа на Земле не будет означать конец человеческой расы», — заявил физик.
Взгляды товарища Ефремова
Обратимся к творческому наследию Ивана Ефремова (1908-1972), который пошел, пожалуй, дальше всех в моделировании будущего совершенного общества.
Сразу же обратим внимание на коренное отличие взглядов Ефремова и Хокинга именно в вопросе «ухода в космос как средства спасения человечества». По Ефремову, человечество сможет приступить к реальному освоению космоса только тогда, когда решит основные проблемы своего земного бытия, сможет защититься от уничтожающих природных факторов, обуздать социальную агрессию, создать гармоничное в социальном и природном плане всепланетное общество. Как видим, Ефремов тоже говорит о некоем всепланетном обществе, где будут некие всепланетные органы управления, хотя и не правительство в нынешнем понимании. Но в основе у Ефремова лежит не форма управления, которая сама по себе вторична, а система справедливых общественных отношений, способствующих раскрытию всего творческого и преобразующего потенциала человечества. Так Ефремов полагал в 1957 году, когда была написана «Туманность Андромеды».
Рост пессимистических настроений по поводу провала создания такого общества привел к тому, что Ефремов допускает наличие некоторого технического уровня и бегство с Земли некоей части населения именно как форму спасения от земных проблем. Но Ефремов полагает, что ничего хорошего на новой планете, даже ежели таковая пригодная для жизни обитель в космосе и найдется, от такого земного десанта не выйдет, поскольку все антагонистические земные противоречия будут туда перенесены. Этому посвящена антиутопия «Час Быка», после которой настоящий коммунист Иван Ефремов впал в немилость советского руководства.
Напомним, что Ефремов был палеонтологом, имел учёную степень доктора биологии, а также имел диплом геолога и занимался поиском и разведкой полезных ископаемых. Он прошёл с экспедициями огромные просторы Евразии, впервые нанёс на карту многие «белые пятна» Сибири и Дальнего Востока, предсказал наличие в Якутии алмазов. Он вскрыл отложения амфибий и рептилий на Урале, Тянь-Шане и Монголии, чем доказал свою гипотезу о «кладбище динозавров» на территории от севера европейской части России через Урал и Среднюю Азию в Китай и Монголию. Ефремов разработал «тафономию» — отрасль знаний о закономерностях сохранения ископаемых организмов в осадочных породах.
Опираясь на знания из геологии и палеонтологии, исповедуя идеи единства живой и неживой материи, Ефремов выстраивает оригинальную систему космологии. Он высказывает предположение о наличии в Космосе (кроме Земли) жизни, обосновывает антропоморфную гипотезу, согласно которой эволюция ведёт к тому, что любые формы жизни на определённом этапе должны стать человекообразными. В книгах «На краю Ойкумены» (1946), «Лезвие бритвы» (1963), «Таис Афинская» (1971) Ефремов показывает себя как выдающийся историк, этнограф, психолог и антрополог.
Но всемирную известность Ефремов, повторим, получил как автор проекта коммунистического будущего в книге «Туманность Андромеды». Конечно, это утопия. Но хочется, чтобы изображенная Ефремовым утопия хотя бы частично стала реальностью.
Социальные кошмары ХХ века привели к тому, что сейчас слово «коммунизм» считается ругательством, хотя ещё недавно было синонимом «светлого будущего». Но знакомство с либеральными, национал-патриотическими, консервативными и прочими глупостями, а также взгляд на то, что реально происходит в мире, вынуждает полностью согласиться с Ефремовым: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет мёртвая планета, ибо цивилизация в нынешнем её виде неминуемо либо взорвёт себя, либо утонет в своих же фекалиях. В мрачных перспективах цивилизации Ефремов полностью сходится к Хокингом.
Товарно-денежные отношения, гедонизм, меркантилизм, истеричные масскульт и потребительство, жажда власти, престижа и славы, тупая агрессивность социального и/или этнонационального происхождения и прочее неминуемо ведут земную цивилизацию в пропасть или на помойку. Дабы «спастись» в библейском и в самом прямом смысле, человечество обязано принять аскезу для постижения бесконечной Истины и сохранения планеты Земля как единственного пока ареала обитания, перенаправить свою энергию с созданного самими людьми отупляющего и/или агрессивного социального болота в Космос.
Отсюда настоящий идеал коммунизма: совершенное общество, где человек не будет уже зависеть от иррациональных сил социума, а посвятит себя творческому познанию и разумному преобразованию мира, продвижение в бесконечное Пространство.
Ефремов видит тупик, регресс цивилизации в том, что нарушен основной закон эволюции — взаимосвязанность и параллельность научно-технического и нравственного развития. Писатель предупреждает о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе, подчёркивает, что падение цивилизации в первую очередь определяется моральным износом, духовно-эмоциональным оскудением. Нечто подобное говорит и Хокинг.
Со времен Ефремова ситуация в этом смысле резко ухудшилась. В конце 1950-х и в 1960-х годах имели место энтузиазм и неподдельный интерес, вызванные невиданными свершениями, первыми полетами в космос, наличием перспектив «светлого будущего».
Нынче же, прежде всего, перспектив нет, что подтверждается настроениями толпы, всем ходом событий и высказываниями того же Хокинга.
Решающее значение в формировании социума Ефремов отводил направленности психической энергии. Направленность на созидание и познание ведёт к прогрессу, реализации человеком его предназначения. Гедонизм, лень, потребительство, болтовня, виртуализация и имитация вместо реальной жизни, угнетение и извращение творческого потенциала ведут к регрессу, разрушают психику и мир вокруг неё.
Результатом стал нынешний всплеск терроризма, агрессии, ксенофобии и шовинизма.
Попытка в ХХ веке найти выход из тупика цивилизации путём «построения коммунизма» привела к тотальным трагедиям и была обречена на провал именно из-за неготовности массовой психики к реализации высшего предназначения человека. Настоящий коммунист Иван Ефремов (кстати, никогда не состоявший в так называемой компартии) искренне веровал в идеалы коммунизма, но, интуитивно предчувствуя крах, предупреждал о главных причинах: высшие формы общества могут быть созданы только воспитанными, сознательными и дисциплинированными людьми; воспитание, образование и психологическая подготовка должны стать элементами «базиса», а не чем-то «надстроечным», как было принято считать.
В наше время имеет место огромный рост производительности труда, что вроде бы является благом. Но диалектика заставляет за всё платить: люди всё больше освобождаются от бесконечного и монотонного труда, но, вместо постановки более широких и серьёзных задач, получают психологический провал — бесцельную праздность, которую заполняют играми, наркотиками, алкоголем, телевизором, компьютером...
Ефремов предлагает единственно правильный путь прогресса цивилизации: познание и разумное преобразование бесконечной Вселенной, продвижение людей в Космос. Но, повторим, это не должно быть бегством с Земли, где человек не смог устроить жизнь. Это не должен быть уход на поиск лучших миров или на грабёж, чтобы разбогатевшим пиратом вернуться на Землю, как это часто изображается в «литературе» и «киношедеврах» типа «фэнтэзи энд экшн». По Ефремову, есть только один настоящий путь в Космос — от избытка сил, с устроенной планеты на поиски инопланетного разума и культуры. Для этого человек должен обеими ногами крепко стоять на Земле, чтобы быть способным к титаническим усилиям, которые потребуются для покорения межзвёздных пространств.
Нечто подобное по истечении 60 лет пытается говорить и Стивен Хокинг, но его позиция выглядит значительно слабее при всем к нему уважении. Впрочем, хорошо уже то, что Хокинг, являющийся признанным мировым авторитетом, хотя бы будоражит общественное мнение своими мрачными предсказаниями.
Братья Стругацкие, которых Ефремов, еще до своей опалы, поддержал во время гонений, писали: «Счастье — в непрерывном познании неизвестного, и смысл жизни в том же». Именно таковым должен быть смысл жизни — издревле самая главная философская категория, которую, как считается, трудно определить. Но оказывается, что определить смысл жизни человечества легко, а вот массово осознать и реализовать действительно крайне трудно, на сегодняшний день почти невозможно.