Недавно в немецкой газете Bild появилась информация, что бывший госсекретарь и советник по вопросам национальной безопасности США Генри Киссинджер посоветовал новоизбранному американскому президенту достичь договорённостей о сближении с Россией за счёт уступок ей по крымскому вопросу. По данным издания, бывший дипломат предложил Дональду Трампу договориться с Владимиром Путиным об установлении мира в Украине: США не поднимают вопрос о возвращении Крыма в состав Украины и неформально признают полуостров за Россией.
По неофициальной информации, Киссинджер также рекомендовал Трампу отменить антироссийские санкции. Взамен Кремль должен вывести российские войска из Восточной Украины и прекратить снабжать донбасских сепаратистов оружием.
В Bild убеждены, что Киссинджер (93 года) может стать посредником между Трампом и Путиным.
Генри Киссинджер считается одним из сильнейших и наиболее авторитетных аналитиков в области международных отношений. Наряду с Збигневом Бжезинским он имеет репутацию архитектора внешней политики США. К его мнению прислушивались администрации многих президентов со времён Ричарда Никсона. Киссинджер регулярно встречается с Путиным на неофициальном уровне.
В 2015 г. в журнале National Interest американский аналитик выразил точку зрения, что «в русском сознании отношения России и Украины всегда будут иметь особый характер», которые «не ограничатся отношениями двух суверенных государств». В 2014 г. в своей статье в издании The Washington Post он допускал возможность поиска компромисса по Крыму и предоставления полуострову широкой автономии в интересах РФ. Со времён холодной войны Киссинджер считает, что в будущем большая опасность для США будет исходить от Китая, а не от России.
Использование Украины в качестве разменной монеты ради налаживания отношений Белого дома и Кремля рассматривается как шаг в сторону «восстановления баланса сил». При Дональде Трампе США будут стремиться предотвратить сближение РФ и Китая. Ради этого Вашингтон намерен поддерживать сбалансированные отношения как с Москвой, так и с Пекином (треугольник США—Россия—Китай). Для этого необходимо наладить отношения с Россией и прекратить политику санкций. Недаром Трамп подверг критике недавно введённые администрацией демократов дополнительные атироссийские санкции. В рамках санкций из США были выдворены 35 российских дипломатов. Ради сближения с Россией США намерены восстановить сотрудничество в отраслях, которые представляют стратегический интерес для двух государств, в том числе в нефтегазовом секторе.
По большому счёту, Киссинджер под ширмой предотвращения новой холодной войны создаёт повод для возвращения отдельных бизнес-кругов США на российский рынок. Сближение США и России отвечает интересам американских нефтяников, которые видят в РФ перспективный рынок.
Нефтяная компания ExxonMobil вследствие антироссийских санкций потеряла $1млрд. Американские нефтяники реализовывали совместно с «Роснефтью» проекты на Сахалине, в Карском и Черном морях, в Восточной Сибири. Недаром Трамп собирается назначить на пост госсекретаря США Рекса Тиллерсона, бывшего председателя совета директоров ExxonMobil. Американские бизнес-круги не интересует, будет ли урегулирован конфликт на Донбассе и сможет ли Украина вернуть Крым.
Вот только патриарх американской внешней политики сам себе противоречит. Дипломатические подходы Генри Киссинджера сформировались под влиянием концепции «баланса сил», которая закрепилась в международных отношениях после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г. Суть данной концепции сводится к перераспределению влияния в мире между отдельными центрами силы, которые предотвращают доминирование одного государства или группы стран ради поддержания международного порядка. Баланс сил на постсоветском пространстве образовался по завершении холодной войны и с началом формирования системы многополярного мира. Советские республики, включая Украину, получили независимость и возможность самостоятельно определять приоритеты внешней политики. Юридическим закреплением баланса сил на постсоветском пространстве является соглашение о создании СНГ, подписанное в 1991 г. Согласно ст. 5 данного документа постсоветские страны «признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ». На тот момент аннексированный Крым и оккупированные территории Донбасса находились в составе Украины.
Россия в одностороннем порядке нарушила баланс сил на постсоветском пространстве после насаждения сепаратизма в Грузии и Молдове, агрессии в Грузии в 2008 г. и в Украине в 2014 г. Усиление российского влияния за счёт новых территориальных приращений и поддержки лояльных сепаратистских режимов противоречит концепции «баланса сил», сторонником которой является Киссинджер. Его взгляды относительно сдачи Крыма напоминают политику умиротворения агрессора, которую проводил британский премьер-министр Невилл Чемберлен, подписавший в 1938 г. Мюнхенское соглашение о передаче чехословацкой Судетской области в состав нацистской Германии.
Впрочем, мнение Генри Киссинджера и интересы нефтегазового бизнеса не являются определяющими во внешней политике США. По мнению бывшего пресс-атташе Посольства Грузии в Украине Бачо Корчилавы, внешнеполитические решения в Соединенных Штатах принимаются коллегиально. Президент США не может принять решение без согласования с помощником по вопросам национальной безопасности, с Сенатом (нижняя палата Конгресса) и различными госучреждениями. Радикальная смена внешнеполитического курса по отношению к какой-либо стране требует изменения работы практически всех министерств и ведомств в данном контексте.
В команде Дональда Трампа и среди американских законодателей немало противников сближения с РФ. Среди республиканцев достаточно «ястребов», которые заинтересованы в достижении Соединенными Штатами международного величия, подорванного за годы президентства Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего. Будущий вице-президент США Майк Пенс убеждён, что Россия нарушает интересы США, поддерживая режим Башара Асада в Сирии. Он считает, что Соединенным Штатам целесообразно разместить системы противоракетной обороны на территории Чехии и Польши для демонстрации России своей силы. Будущий министр обороны США генерал Джеймс Меттис убеждён, что США недооценивают угрозу со стороны России после аннексии Крыма, и поддерживает модернизацию и расширение американского ядерного арсенала ради эффективной политики сдерживания. В обеих палатах Конгресса существует бипартийная поддержка продления антироссийских санкций и политики сдерживания до тех пор, пока Россия не прекратит агрессию в Украине. Отдельные сенаторы-республиканцы, как, например, Джон Маккейн и Линдси Грэм, считают, что действующие антироссийские санкции недостаточно жёсткие и нужно организовать поставки летального оружия в Украину. Какой бы позиции по отношению к РФ ни придерживались президент и отдельные чиновники, без голосования в Конгрессе отменить антироссийские санкции не получится. Американские «ястребы», включая бывших военных, будут отстаивать интересы военно-промышленного комплекса. Промышленники заинтересованы получить новые оборонные заказы для модернизации вооружённых сил США в контексте политики сдерживания России и Китая.
Для эффективного восстановления нарушенного Россией баланса сил Соединенным Штатам имело бы смысл убедить ЕС ввести временное эмбарго на поставки российского природного газа и нефти, чтобы лишить РФ основных статей пополнения бюджета. Это могло бы дать хоть какой-то эффект. Но крайне сомнительно, что сдача Крыма России сделает Кремль более сговорчивым в вопросе налаживания мира на Донбассе.