Государственная служба статистики подвела экономические итоги за январь — октябрь 2015 года. Итоги, как и следовало ожидать, весьма не утешительны. В течение 10 месяцев в стране падало все и вся.
Впрочем, кое-что росло, но это не радует. Росли инфляция и курс доллара. Росла номинальная зарплата, но поскольку цены стремительно ее обгоняли, в итоге граждане оказались не в плюсе, а в большом минусе.
Наконец, на фоне падения промышленного производства, строительства, сельского хозяйства и торговли вырос едва ли не один-единственный показатель — урожай подсолнечника. Здесь нет ничего хорошего, поскольку аграрии, и прежде всего агрохолдинги, доводят землю до истощения, а львиная доля прибылей от экспорта подсолнечника выводится из страны.
За базу сравнения приняты 10 месяцев прошлого 2014 года. Конечно, нагляднее было бы сравнивать с 2013 годом, но в связи с «отпадением» Крыма и значительной части Донбасса, а также войной на Донбассе корректное сравнение представляется практически невозможным.
Инфляция за 10 месяцев 2015 года составила почти 40%. Средняя номинальная зарплата выросла на 17,2% и достигла 4012 гривен, но реальная зарплата, наоборот, сократилась на 22,7%.
Повторимся, что падение показали буквально все отрасли экономики — промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, торговля.
В целом за 10 месяцев 2015 года по отношению к тому же периоду 2014 года промышленность показала падение на 15,4%. При этом больше всего, на 42,9%, упала добыча угля до 23,3 млн тонн. Объясняется это тем, что значительное число шахт остались на контролируемой сепаратистами и Россией части Донбасса.
Добыча железной руды сократилась на 6,1% до 55,4 млн тонн, природного газа — на 5,6% до 16,1 млрд кубометров. Обращает на себя внимание тот факт, что сокращение добычи газа происходит на фоне зажигательных лозунгов о развитии отечественной добычи газа с целью обеспечения энергетической независимости страны. К тому же член профильного комитета Верховной Рады Юрий Чижмарь называет еще более удручающие цифры: «За 2014–2015 годы мы уменьшили добычу минимум на 15%, а в 2016 году потери составят еще 10%. „Укргаздобыча“ за два года уменьшила добычу с 15 до 12 млрд кубов, а в 2016 году планирует добыть максимум 10–11 млрд кубометров».
Сокращение добычи газа связано прежде всего с резким повышением рентной платы за добычу газа, которая во второй половине 2014 года была установлена в размере 70%. Все попытки пересмотреть ставки рентных платежей за разработку недр пока оканчиваются лишь разговорами. Правительство Яценюка упорно не хочет сокращать ранту, мотивируя тем, что бюджет в этом случае недополучит огромные средства. Изыскать другие источники его наполнения Кабмин не может и не хочет.
Падение производства в химической и пищевой промышленности, а также в машиностроении обусловлено прежде всего разрывом торгово-экономических связей с Россией. Попытки найти другие рынки сбыта далеко не всегда приводят к положительным результатам. В случае с продукцией машиностроения найти другие рынки сбыта практически невозможно.
Сельское хозяйство тоже показало падение на 4,4%. Оно имеет разноплановые причины. Так, валовой сбор зерна по сравнению с январем-октябрем 2014 года сократился на 2,1% до 56,1 млн тонн прежде всего по чисто погодным причинам, поскольку 2015 год был засушливым и менее урожайным по сравнению с 2014-м. То же самое можно сказать о сокращении урожая овощей, например, картофеля на 12,1% до 20,8 млн тонн.
Зато существенно вырос, повторим, урожай подсолнечника (на 10,9% до 11,1 млн тонн), и в этом нет ничего особо хорошего.
Существенное падение показало производство продукции животноводства. Причинами здесь являются не только и не столько природные факторы, сколько инфляция и рост цен, падение спроса в связи с сокращением покупательной способности из-за кризиса и обнищания населения, а также все тот же разрыв торговых связей с Евразийским союзом и прежде всего с Россией. Если производство мяса упало на 1,8% до 2,6 млн тонн, а молока — на 4,4% до 9,3 млн тонн, то производство яиц обвалилось сразу на 14,8% до 14,6 млрд штук.
Весьма резко упали объемы строительства (на 19,8% до 40,6 млрд гривен). При этом жилищное строительство просело несколько меньше (на 5,9% до 6,1 млн кв м). Обращает на себя внимание тот факт, что объемы строительства выражены в гривне, то есть подвержены инфляции, но даже рост цен не смог компенсировать падения объемов.
Существенно просели показатели грузоперевозок на транспорте (на 12,6% до 494,1 млрд гривен). Пассажирские перевозки также сократились (на 13,9% до 4,2 млрд человек). Падение показателей работы транспорта объясняется общим падением экономики и, соответственно, потребности в грузоперевозках, а также обеднением граждан, которые уже не могут себе позволить лишний раз проехать, например, в поезде.
На фоне 40%-й инфляции шокирующие цифры падения показывает внутренняя торговля. Так, оптовая торговля за 10 месяцев по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократилась на 13,5% до 943 млрд гривен. В свою очередь, розничная торговля опустилась на 21,7% (!!!) до 828,8 млрд гривен. Еще раз подчеркнем, что столь стремительное падение денежного эквивалента товарооборота имеет место на фоне галопирующей инфляции!
Наконец, внешняя торговля тоже показала обвальное падение. По результатам 9 месяцев импорт сократился на 33,6% до 27,37 млрд долларов, а экспорт — на 32,7% до 28,11 млрд долларов.
Крайне малое положительное сальдо, составляющее менее 1 млрд долларов, также вызывает огромное опасение. С началом отопительного сезона ожидается существенный рост валютных расходов на закупку энергоносителей. В свою очередь, доходы от экспорта металла, руды, зерна едва ли существенно возрастут, поскольку мировые цены на них сейчас пребывают на крайне низких отметках. Результатом станет рост отрицательного внешнеторгового сальдо.
Это чревато дальнейшим ослаблением к концу года гривны (по некоторым оценкам, до 27-28 гривен за 1 доллар), а также ростом инфляции (до 45%).
На этом фоне прогнозы о начале экономического роста во второй половине следующего года и о 20%-й инфляции выглядят утопией.