Левиафанствующие и мы

Осознание безальтернативности простой культурологической формулы «Геть від Москви!» для многих образованных украинцев вступает в неразрешимый конфликт с логичным вопросом: «А что бы по этому поводу сказали Лев Николаевич и Федор Михайлович?».

Нести тяжело, а бросить жалко. Вряд ли когда-либо составители советских образовательных программ представляли, что вбитые в миллионы голов аксиомы о недостижимом для остальной планеты величии русской культуры в результате выродятся в терзания такого рода.

«Неужели нам придется отказаться от поэзии Серебряного века ради виршей Тычины?»

«Неужели Достоевский из-за какого-то Путина становится менее выдающимся писателем?»

И все предыдущие рефлексии непременно заканчиваются риторическим вопросом:

«Разве может быть Мордором страна с таким богатым культурным наследием? Если такая культура рождается именно в условиях России, может, не так уж и плох извечный российский „особый путь“ господ, рабов и мундиров?!»

И вся прелесть ситуации в том, что все действительное, а не мнимое, величие российской культуры состоит и состояло именно в умении давать на этот вопрос четкий и однозначный ответ: да, Мордор мы, да, урук-хаи мы, с раскосым, жадным Оком Саурона! Все творчество Достоевского, шедевры Солженицына, рефлексии Толстого, антиутопии Толстой, едва ли не весь репертуар нескурвившихся представителей «русского рока» и тем более претендующий сейчас на «Оскар» фильм «Левиафан» — все это честные, подробные и щедро политые национальным мазохизмом мордорские хроники.

«Литература больного общества» — покойный классик украинской журналистики Александр Кривенко использовал этот термин еще полтора десятка лет назад, и многим, в том числе и автору, данный безапелляционный приговор казался хоть и метким, но преувеличением. Еще бы — в России еще только начинался Путин, а ельцинские годы постсоветской передышки давали надежду, что страшный эсесесер уже в прошлом. Массовое отрицание российской культурной элитой «особого пути» казалось симптомом выздоровления, и царившая в Москве 90-х свобода слова и самовыражения была недосягаемым ориентиром для провинциального Киева.

Однако вскоре настал полный Путин, и иллюзии рассеялись. То отрицание и покаяние, за которое Россию можно было бы простить и понять, оказалось всего лишь одним из элементов общественной легитимизации действующей власти. Ругать Российское государство в целом и царя в частности в России можно лишь в исключительных случаях: если соответствующий царь уже расстрелян, смещен с поста в порядке заговора, испустил дух на больничной койке в окружении «врачей-убийц» или просто устал и ушел. Тогда можно наконец публиковать запрещенную бывшим царем литературу и доставать из архивов фильмы — еще бы, ведь они показывают россиянам, до какого ужаса довел Россию ретроград, тиран и убийца, на смену которому наконец пришел настоящий гений, справедливый гуманист и вообще прогрессивная душечка.

Да простят читатели упоминание в контексте высокой литературы артиста петросянного жанра Михаила Задорнова, но его пример — как человека с наиболее шаблонным и устаканенным репертуаром — очень уж показателен. Фирменный возглас «Ну тупыыые!» в отношении американцев 20 лет назад имел совершенно другую коннотацию. Среднестатистический «совок», обиженный на партию за «сыр двух сортов» и хамский сервис, вкладывал в этот крик души мощный саркастический заряд: нищие россияне вынуждены напрягать пресловутую «смекалку» для того, чтобы, начитавшись «полезных советов» (помните такой замечательный жанр советской периодики?), накормить крысу цементом или натянуть брюки на кастрюлю с кипящим картофелем. А условному американцу эта странная «смекалка» не нужна, потому что в магазине свободно и дешево продается как отрава для крыс, так и новые брюки. «Ну тупыыые, не понимают, что пакетик чая можно использовать 3 раза, а целлофановый пакет — три года!» — троллил отечественное жлобство Задорнов, и публика прекрасно понимала, кто в данной ситуации «тупыыые» и почему нужно срочно звонить дяде Мише с Брайтона и выпрашивать приглашение.

За 20 лет словарный запас Задорнова особых изменений не претерпел, а вот смысл знакомых лексем чудесным образом преобразился: теперь американцы «тупыыые» взаправду — никак не хотят понять, что слово «Рассеюшка» происходит от слова «Ра», а значит, все кары египетские постигнут Америку не позднее 9 мая следующего года. Что случилось? Американцы действительно объелись своих бургеров и окончательно отупели? Россияне перестали пить стеклоочиститель и выкручивать лампочки в подъездах? Да нет, просто пришел Путин, и снова единственным разрешенным для критики воплощением Мордора стала «предыдущая Россия», слишком уж, по мнению нынешних россиян, «преклонявшаяся перед Америкой».

Стали ли от этих метаморфоз монологи Задорнова 90-х менее саркастическими, правдивыми и честными? Нет, они и сейчас являются отличным свидетельством той безысходной гадости, в которой Россия упоенно бултыхалась, бултыхается и планирует бултыхаться в обозримом будущем. Однако в России, как уже упоминалось, при смене власти сосредоточением зла принято объявлять исключительно предыдущий режим — а все, что этот режим критиковал у предшественников, тотчас же реабилитируется в рамках общей традиции преемственности великих имперских достижений. В 90-х российская интеллигенция носилась с канонизацией расстрелянного царя, именуемого в советских учебниках «Кровавым», и требовала суда над коммунистами, а сейчас Колчак и Сталин мирно соседствуют в национальном пантеоне, презрительно поглядывая на шпионов-предателей Горбачева и Ельцина, робко ожидающих в очереди, пока Путин кончится и их тоже оправдают.

И сколько бы Пушкины, Лермонтовы, Достоевские и Грибоедовы не орали во все горло о дикости российских порядков, в лучшем случае их пророчества про «Русь Окаянную» будут рассматриваться потомками как высокохудожественные стилистические фигуры, а в худшем — только усугублять болезненную гордость за страшную империю, способную вызывать тошноту даже у такого гения, как Александр Сергеевич. Хотя по количеству уничижительных эпитетов и категорических диагнозов в отношении собственной страны русские классики никогда не имели себе равных — даже пресловутый украинский «тренос» нервно пасет ягнят за селом. Ведь если для украинского писателя «занапастили Вкраїну воріженьки, але колись наш час настане», то тренос Достоевского или Чехова — «Россия, мать родная, что ж ты, скотина немытая, опять делаешь?!»

Вся история русской культуры — это отчаянные, иногда за гранью фола, попытки понять Россию умом. Понять не суть проблем человеческих взаимоотношений, не приоритетность тех или иных общечеловеческих ценностей — только саму Россию. Российская ментальная матрица настолько герметична, что прорваться за ее рамки российский художник просто не способен — разве что очертить их и поставить вокруг предупреждающие красные флажки. Получается это у художников отлично, великолепно, подчас гениально. Однако никому, кроме самих россиян, терзаний Родиона Раскольникова не понять.

Но почему тогда русская литература признана величайшей в мире? — тут же последует вопрос недоверчивого читателя. А откуда у вас данные о ее признании? — переспросят его соотечественники Шекспира. Почему в самой России имена Ромео и Джульетта многие века являются нарицательными, а шутки про студента, старушку и топор в Англии поймет лишь узкая прослойка высокоэрудированых снобов и кучка студентов-русистов?

Востребованность литературы в мире определяется не количеством переводов на языки стран Африки, а универсальностью, понятностью и яркостью рожденных ею образов. Если эти образы действительно цепляют, они обрастают заимствованиями, экранизациями, переосмыслениями и римейками, создавая целый культурный пласт. И потому самый простой способ оценить востребованность той или иной культуры — посчитать количество голливудских экранизаций ее шедевров. Сказки о тупых американцах¬¬, не читающих умные русские книжки, оставьте Задорнову — всеядный Голливуд без лишних идеологических предрассудков заимствует из всех мировых культур все, что способно поразить зрителя и заставить его принести деньги в кассу кинотеатра. Экранизируют даже самые сложные произведения, и национальность их авторов для киношников не имеет никакого значения. Так вот наиболее масштабно экранизированным творением русской литературы в Голливуде и по сей день является «Тарас Бульба» — история о простых, всегда актуальных понятиях доблести, чести, любви и предательства. Задумывались ли режиссеры в середине прошлого века над тем, что Гоголь родился не в Петербурге или какой-нибудь Сызрани, а в Великих Сорочинцах Полтавской губернии Российской империи? Ага, делать им больше нечего, Soviet Russia она и есть Soviet Russia, чего в ней копаться? Однако во всей русской литературе кроме сюжета украинца Гоголя больше американцев ничего не зацепило — все выдающиеся творения Толстого и Достоевского здесь преимущественно служили и служат поводом для скромных артхаусных экранизаций, познавательных клюквенных телеспектаклей и саркастических кинопародий Вуди Аллена.

Все выдающееся культурное наследие России имеет прикладное значение только для нее самой и ее бывших и нынешних колоний. Познавать мир через Достоевского и искать ответы в «Левиафане» для человека, не живущего в России, чревато когнитивным диссонансом и утратой веры в человечество. Все тлен, все уроды, от ума бывает только горе, а ежели и был какой-то приличный человек, так и тот либо спился, либо в подворотне прирезали, либо скурвился и в партию вступил — так что лучше сиди, не рыпайся и пой со всеми песни о судьбе нелегкой. Вы действительно хотите на этом всем строить новую Украину — особенно после того, как общество окончательно отбросило навязанную соседом модель?

«А что, разве украинская литература менее депрессивная?!» — тут же возразят читатели, потрясая потрепанным томиком Панаса Мирного и Ивана Билыка. А кто вам сказал, что именно это — и есть украинская литература? Что большинство образованных украинцев старше тридцати вообще знает об украинской литературе, если все представление о ней сформировано утвержденными российской матрицей советскими школьными хрестоматиями? Да, советский симулякр «укрлита» действительно выглядит бледновато и немощно даже рядом со своим российским собратом, но о нем вообще не идет речи — если вас интересует настоящая альтернатива, просто прочтите «Тигроловів» Ивана Багряного. Совет не слишком оригинальный, но действенный — вопросов по поводу состоятельности украинской литературы не возникнет.

Впрочем, осознавать и переосмысливать наше собственное культурное наследие Украине еще только предстоит — заново, отбросив даже те вроде бы очевидные выводы, которые осторожно, с учетом «общности культурных связей», формировались за годы Независимости. Однако зацикливаться исключительно на своих гениях, пророках и трибунах, а тем более переоценивать их величие, тоже не стоит — мы же все-таки не Россия. Занять свое законное место среди мировых культур, оставаясь на обочине общечеловеческого контекста, невозможно. А значит, изучение и переосмысление должно коснуться не только украинской культуры, но и зарубежной. В том числе — тададамм! — и российской.

Парадокс? Да ни в коем случае. Просто так уж сложилась наша история с географией, что Мордор с наших северо-восточных границ никуда не денется. И именно нам, истекая кровью, сегодня приходится в спешном порядке понимать и мерить аршином безумного маньяка, чтобы его следующая идиотская выходка не стала неожиданностью. Общий аршин не подходит? Ничего, мы ведь люди образованные, и Солженицына читали, и Достоевского...

Нам действительно нужны и Федор Михалыч, и Лев Николаич — но не как зеркала действительности и ключ к пониманию мироздания, а как высококлассные советники-специалисты в области маниакально-депрессивных расстройств одного отдельно взятого народа. Да и просто как талантливые, умные люди, нашедшие в себе смелость сформулировать простой, но честный лозунг свободного человека:

«Геть від Москви!»

Тэги: Россия, литература, Левиафан

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Tapswap: листинг, цена, коды
Tapswap: листинг, цена, коды
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Аномальные ливни затопили Сицилию
Аномальные ливни затопили Сицилию
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?