Крещатик не только самая короткая, но и, скорее всего, наименее кинематографическая центральная улица среди всех европейских столиц. Существует всего около 20 игровых полнометражных фильмов, в которых она появляется.
О том, как за последние сто лет изменилась улица Владимирская и ее окрестности, читайте и смотрите в первой части.
О том, как за последние сто лет изменились стадионы «Олимпийский», «Динамо» и окрестности, читайте и смотрите во второй части.
О том, как за последние сто лет изменился Майдан Независимости, читайте и смотрите в третьей части.
...В 1991 году, когда снимался фильм Станислава Клименко «Кому вверх, кому вниз», Европейская площадь носила название «Ленинского комсомола».
В начале и конце отрывка видно небольшое здание справа от отеля «Днепр». Это цветочный салон «Лилея», на месте которого сегодня пустырь. Не достояла до наших дней и огромная доска объявлений «Дивіться на екранах Києва», которая находилась на противоположной стороне площади. Её видно в середине ролика.
Изменился фасад гостиницы «Днепр», преобразились входы в подземные переходы и появилось много рекламы. Одно осталось неизменным — депутаты всё так же приходят на эту площадь «потанцевать» перед людьми.
Фильм «Кому вверх, кому вниз» рассказывает о загадочном путешествии во времени, которое пришлось пережить обычному охраннику. Из 1977 года, эпохи развитого социализма, главного героя переносит в лихие 90-е годы. Первое, что бросается ему в глаза, — практически все люди вокруг находятся под воздействием чар экстрасенсов, которые и заставили депутатов танцевать.
Крещатик конца 20-х годов показывается в немом шедевре Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929). Так выглядела панорама улицы от Майдана Незалежности до Европейской площади:
В те годы эта улица была очень контрастна по архитектуре и масштабу зданий. Двухэтажные невыразительные строения соседствовали с пышными высокими строениями, украшенными лепниной.
Плохо различимое здание в левом краю кадра в 50-е годы уступило место Главпочтампту. Не сохранилось до наших дней и двухэтажное тёмное здание через дорогу от него. Место последнего сегодня занимает семиэтажное строение с башенкой на пересечении Крещатика и ул. Городецкого. Как в ту эпоху, так и сейчас первые этажи большинства зданий улицы отведены под торговые площадки. Это видно по белым холщовым тентам, которые закрывали витрины от солнца.
В глубине кадра видна Филармония. Наиболее высоким на этом участке улицы было здание, которое сегодня числится по адресу Крещатик, 6. Построено оно было в 1911-1913 годах киевскими архитекторами И. Зекцером и Д. Торовым. Это одно из немногих сооружений центральной улицы Киева, которое не только пережило Вторую Мировую, но и достояло до сего дня. В ролике оно обращено к зрителю торцом. А перед ним видно хорошо освещённое трёхэтажное здание, на месте которого сегодня стоит Дом Профсоюзов.
Сегодня Крещатик с этого ракурса выглядит так:
Панораму Майдана Незалежности 60-х годов (в то время — площадь Калинина) можно рассмотреть в титрах фильма Николая Мащенко «Хочу верить» (1965):
Лента рассказывает о молодом журналисте, который написал статью о предательнице родины Людмиле Зайковской. Согласно архивным данным, она была обвинена в сотрудничестве с нацистами в 1942 году. Однако сразу после публикации находятся свидетели, убеждающие журналиста в обратном. Он начинает собирать ранее неизвестные факты и в результате доказывает, что Людмила специально вошла в доверие к немецким офицерам, дабы передавать выуженные у них секретные данные советским войскам.
Этот фильм показывает неоднозначность обвинений, которые испытали на себе многие, кто прошёл через войну. Подобного переосмысления Второй Мировой в игровом украинском кино крайне мало. Это и делает фильм «Хочу верить» в некоторой степени уникальным.
Подробнее о кинематографической летописи Майдана Незалежности читайте в третьей части «Киева в ретрофильмах». Добавить к перечисленным там видам необходимо лишь отрывок из мелодрамы Оксаны Байрак «Зимний сон»:
Этот ничем не примечательный телемувик запечатлел на центральной площади Киева новогоднюю ёлку. С этого года она будет устанавливаться уже на Софийской площади.
Трамваи с Крещатика окончательно уехали в середине 30-х годов. Запечатлеть их успели два полнометражных фильма 1929 года: «Весной» Михаила Кауфмана и «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова.
Отрывок из «Человека с киноаппаратом»
Больше довоенный Крещатик в игровом полнометражном кино не встретишь. Атмосферу, царившую в Киеве, и в частности на этой улице, во время Второй Мировой показывают короткие хроникальные кадры из фильма Суламифь Цыбульник «Нет неизвестных солдат» (1965):
Лента снята по воспоминаниям дважды героя Советского Союза генерал-полковника А. И. Родимцева. Несмотря на предполагаемую документальность показанных здесь событий — в них слишком много агитационности и ура-патриотичности, которыми были заражены многие советские фильмы тех лет.
Атмосфера возрождающегося города показывается в лирической ленте Якова Сегеля «Прощайте, голуби» (1960). Она рассказывает о том, как начинает взрослую жизнь выпускник ремесленного училища Генка Сахненко. Через образ этого парня показывается целое поколение, на плечи которого, среди прочего, свалился долг отстроить послевоенный мир:
Герой Савелия Крамарова бежит в этом отрывке по Крещатику, догоняя мальчика, который сел на его мотоцикл. Как видно, трещины на асфальте были патологической болезнью Киева во все времена.
Детальнее атмосфера улицы 60-х видна в картине Юрия Лысенко «Мы двое мужчин» (1962). В те годы на Крещатике уже появились первые дома, выполненные в стиле сталинского ампира. Эти громоздкие сооружения контрастировали с невысокими дореволюционными зданиями, пережившими войну. Отстроенная после Второй Мировой центральная улица, была настоящей гордостью киевлян. Поэтому герои фильма в этом отрывке зачарованно рассматривают новую высокую архитектуру Крещатика:
Персонаж Василия Шукшина в картине — шофёр. Односельчане просят его взять с собой в город мальчика, чтобы купить ему школьный костюм. Поэтому-то в этом фрагменте они и заходят в магазин готовой одежды.
Когда снимался фильм Вячеслава Криштофовича «Перед экзаменом» (1977), то реконструкция Крещатика была уже завершена:
Если бы героиня ленты в этом отрывке дошла до Майдана Незалежности и решила перейти на другую сторону улицы, то в отличие от персонажей «Мы двое мужчин», воспользовалась бы подземным переходом. Последний появился на площади в 70-х.
Фильм рассказывает о восемнадцатилетней Тане, которая накануне вступительного экзамена ссорится с мамой и подругой, после чего идёт гулять по городу. Рядом с театром её подзывает женщина и дарит билет на спектакль. Её место оказывается рядом с молодым человеком. С ним она проводит остаток дня. Эта встреча заставляет Таню пересмотреть свои планы на будущее.
Дополняет образ Крещатика тех лет один из эпизодов фильма Виталия Кондратова и Юлия Слупского «За всё в ответе» (1978):
Примечательно, что в этой ленте снова появляется бабушка в белом, которая предлагает прохожим узнать свой вес. Сам же фильм — не более чем воспитательная агитка дешёвых нравственных ценностей советской эпохи.
Если последние два фильма показывают чётную сторону Крещатика тех лет, то в мелодраме Виктора Живолуба «Я буду ждать» (1979) — противоположная. В этом отрывке можно рассмотреть таксофоны, красные флаги, скучные витрины, а также другие «прелести» убогого советского градоустройства:
Рассказанная в фильме любовная история — на уровне низкосортных телесериалов наших лет. Не удивительно, что эту картину практически никто сегодня не вспоминает.
Следующий раз Крещатик появляется в игровом кино спустя почти 20 лет — в ленте Григория Кохана «Тупик» (1998). Во время съёмок фильма в центре города проходила масштабная реконструкция, в результате которой под Майданом Незалежности и Бессарабской площадью появились торговые площади, а также преобразилась поверхность улицы. Поэтому в отрывке из фильма видно множество строительных вагончиков. По той же причине на проезжей части лежат горы строительных материалов и отсутствуют фонарные столбы:
Самопальный экшн «Тупик» снят по сценарию Андрея Кокотюхи. В фильме рассказывается о парне, который, узнав, что его возлюбленная вышла замуж, дезертирует из армии. Во время поисков своей неверной девушки, он попадает в мир нелегального бизнеса. Запутавшись в этой жизни, парень оказывается между милицией, наёмными убийцами и мафией.
Сегодняшний Крещатик можно встретить в мелодраме Владимира Тихого «Пуговица» (2008). В одном из эпизодов ленты влюблённые герои фильма гуляют по проезжей части центральной улицы, которую начали перекрывать в выходные дни с конца 90-х годов.
Симптоматично, что в кадр этой ленты попали бойцы спецподразделения «Беркут». Инициировав год назад съёмки альманаха документального кино о событиях в Украине «Вавилон 13», Владимир Тихий, наверняка, пережил фактически дежавю — та же центральная улица, те же «беркуты», оцепившие митингующих. Что ж, с недавних пор силовики также стали в какой-то степени неотъемлемой частью Крещатика.
А вечерняя панорама центральной улицы встречается в молодёжной мелодраме «Одинок по контракту» (2014):
Примечательно, что в этом отрывке виден ЦУМ во время реконструкции (в ролике — справа). Перестраивать его начали в 2012 году, а открыть обещают в 2015-м. Несмотря на обещания оставить фасад здания без изменений, обновлённый торговый центр станет ниже на два этажа.
«Одинок по контракту» рассказывает о спонтанном романе восходящей рок-звезды и жизнерадостной девушки. Не подозревая о популярности своего бойфренда, она общается с ним, словно это обычный парень. Однако правила жизни звёзд внесут коррективы в их отношения.
Бессарабская площадь панорамно появляется в упомянутой выше ленте «За всё в ответе». Наверняка, эта площадь получила прописку в фильме именно благодаря памятнику Ленину. Фильмы подобного морализаторского толка любили наполнять образами демиургов советской идеологии — то мелькнёт доска почёта с рельефом Маркса, то портрет генсека ЦК попадёт в кадр. Сам памятник простоял на Бессарабке с 5 декабря 1946 г. по 8 декабря 2013 г.
А сегодняшний вид площади кратко появляется в немецком детективе Денниса Ганзеля «Четвёртая власть» (2011). Сюжет картины разворачивается в Москве. Дабы сэкономить бюджет, немецкие кинематографисты львиную долю материала для фильма снимали именно в Киеве. Так что виды города здесь показываются бегло, дабы зритель не успел распознать, что съёмки проходили не в Белокаменной.
Как видно, красные транспаранты с лозунгами из предыдущего отрывка сменились яркими рекламными щитами, а отечественные автомобили — иномарками.
Также Крещатик можно увидеть в игровых полнометражных фильмах «Киевский торт», «Распад», «Лёгкая, как пёрышко» и «Годы молодые». Будем надеяться, со временем их недолгий список пополнится новыми, более удачными фильмами. Тем более что сразу несколько режиссёров всерьёз заявляли о своих планах снять что-нибудь о Евромайдане.