Всякий раз, когда очередной высоколобый интеллектуал начинает причитать над невинными чистыми душами казака Гаврилюка, Мустафы Найема или комбата Семенченко, которых грязная политика усадила «не на свое место» и вот-вот утянет своими липкими пальцами в мир коррупции, лжи и 6 тысяч чистогана, хочется спросить лишь одно: а какая тебе вообще разница?
Вопрос, может быть, и грубоватый, но давайте будем откровенными: времена «мобилизационных выборов», когда каждый из избранных назло Януковичу депутатов становился последней надеждой нации и предпоследним форпостом демократии (если, конечно, не успевал продать Родину Януковичу в первые же дни каденции), прошли бесповоротно. И причина низкой явки на выборах, кстати, тоже в этом, а не в «разочаровании» или «усталости от политики». Видя, что условные «наши» так или иначе набирают на выборах большинство, а угрозы реванша опасных януковичей нет и близко, избиратель и в самом деле может не видеть смысла в походе на участок. Тем более, если он не замечает никаких отличий между «Народным фронтом» и БПП, а Ляшко с Юлией Владимировной не путает только благодаря косе и вилам. Идти на выборы лишь для определения того, кто в банке с пафосными пауками окажется сверху, — как-то маловато в этом гражданского подвига, которым мы за последние годы привыкли считать народное волеизъявление.
Как бы оптимистично это ни прозвучало, но со свержением Януковича выборы в Украине действительно превратились из регулярного Армагеддона в рутинную демократическую процедуру. И появление в Раде якобы «случайных» людей, которым по всем параметрам в парламенте вроде бы делать нечего, — это обязательный бонус, свидетельствующий о том, что процедура действительно работает. И именно по поведению этих «случайных» людей в ближайшие годы электорату и предстоит вычислять, из кого формировать следующие парламенты.
Народный депутат Михаил Гаврилюк в этом списке, конечно, стоит особняком. Подобных кристально чистых воплощений понятия «социальный лифт» украинская политика еще не видывала: простой сельский хлопец, без образования, работы и опыта публичной деятельности, вдруг избирается в высший законодательный орган страны — только из-за того, что кучка дебилов в погонах додумалась раздеть его на морозе и снять голым на мобильный телефон. Да, будем откровенными: Гаврилюка избрали не за мужественное поведение под пытками на морозе, не за физическую форму, не за длину и не за диаметр. Единственная причина избрания Михаила — глупое бахвальство мента из «Омеги», додумавшегося снять издевательства своих коллег над будущим народным депутатом Украины на камеру мобильника. В январе эта случайная операторская работа, возможно, спасла Гаврилюку жизнь (именно скандал со слитым в Сеть видео заставил ментов отпустить жертву), а теперь еще и довольно неплохо эту жизнь обустроила.
Именно эта «случайность» головокружительной карьеры бывшего прораба больше всего и раздражает хейтеров, снобов и интеллектуалов. В самом деле, к народным депутатам без образования, зачатков абстрактного мышления и даже отдаленного понимания аспектов собственной деятельности все уже давно привыкли. Однако на каждого эльбруса, допу или царева в парламенте сразу же легко находилось железное объяснение: ну как же, этот на округе 10 миллионов засеял, этот на сестре двоюродного мужа главы фракции женат, а этот вообще в банде Косого еще в 90-е на стрелки ездил — как же ему в парламент-то не попасть? А вот с Гаврилюком сложнее: простой парень Миша не оставляет хейтеру никаких оправданий. Любая попытка объяснить себе причину успеха казака грозит интеллектуалу жестким баттхертом: «Я ведь тоже стоял на Майдане, я тоже честный и смелый, но я ведь хотя бы институт закончил!», «Мне что, тоже нужно было голым на морозе поскакать, чтобы мои знания и умения стране пригодились?»
Однако самое милое в зависти интеллигентской прослойки к «плебею» Гаврилюку — это то, что публично ее обнаруживать всем дико стыдно. Во-первых, не с руки завидовать тем, кого ты считаешь сирым и убогим, во-вторых, называть сирым и убогим символ Майдана тоже как-то некрасиво. Посему обычно зависть выливается в размышления о том, как нелегко будет чистому и наивному Гаврилюку среди парламентских гадюк, скунсов, волков и Фимы Звягильского. Вот, мол, такой хороший человек был — но вот занесло младенца в джунгли (где, конечно же, гораздо лучше бы сориентировался умудренный опытом комментатор), и съедят его теперь, и не будет у нас ни честного депутата, ни наивного Гаврилюка.
То, что, в отличие от майданных, кухонных и диванных снобов, Михаил Гаврилюк — действительно талантливый политик эры Ютьюба, почему-то никому в голову не приходит. Никто не задумывается над тем, что человек, выстригший себе «оселедця» в консервативном селе, к публичному вниманию стал привыкать задолго до появления знаменитого видео. Так что, когда после январского стриптиза в палатку Михаила на Майдане валом повалили журналисты и поклонницы, можете не сомневаться: человек нашел именно то, чего хотел. Просто посмотрите, как Гаврилюк купается в лучах собственной славы — в любом его интервью собеседнику просто некуда вставить слово. И какая разница, что Михаил при этом плетет? Результат выборов (на мажоритарке, между прочим! и на приличном округе, а не так, как у Звягильского — «клаптик землі і два виборця») показывает, что как раз Гаврилюк — точно на своем месте.
Так что не нужно жалеть Михаила. Он прекрасно знает, чего хочет, и пока что этого достигает, в отличие от миллионов его критиков. Чего хотят от него избиратели — другой вопрос, однако соизмерять желаемое с действительным они уже будут по результатам деятельности нардепа.
Не нужно жалеть и Мустафу Найема. Да, нынешняя зарплата депутата — смешная, коррупционная и аморальная (хотя, как видим, «неопытный политик» Гаврилюк и на ней успел отлично пропиариться), да, Мустафа столкнулся с валом несправедливых обвинений, хотя виноват лишь в том, что поднял вопрос о поднятии оклада первым. Однако это был его и только его осознанный выбор: человек, начинающий парламентскую карьеру с настолько, мягко скажем, непопулярной темы, о неминуемой реакции общества не знать не мог.
Ну а насчет комбатов и говорить не приходится: вы что, всерьез думаете, что того же Семенченко, появившегося на политический свет не в результате случайного медиавируса, как Гаврилюк, а в результате осознанной массированной ФБ-кампании, можно удивить черным пиаром и грязной политикой?
Так что давайте все-таки не переживать за наших новых народных депутатов: в публичной политике, пришедшей на смену засилью админресурса, они далеко не ягнята. А если вас обижает, что даже честный казак Гаврилюк подался в депутаты, попробуйте ответить себе на простой вопрос: а в каком виде он вам нужен?! Что лично для вас будет хорошего в том, что честный и смелый Михаил вернется в село выращивать свинку и курочек, Мустафа опять пойдет писать про надоевшие офшоры, а Семенченко будет мерзнуть в окопе (ну или откуда он там обычно рапортовал в Фейсбук?)?
Впервые за много лет украинский избиратель наконец получил возможность провести эксперимент — избрать в парламент нестандартных, живых публичных персонажей и проверить их в деле (не боясь при этом, что власть захватят более прагматичные сволочи). Так давайте не будем клеймить участников эксперимента и прогнозировать результаты заранее, а просто понаблюдаем. Это как минимум должно быть интересно.