Лектор откашлялся и прочитал с листка: «Существует мнение, что детей надо делать с раннего возраста». Присутствующие недоумённо посмотрели на докладчика. По залу пробежал легкий шум. Лектор посмотрел на зрителей поверх очков, нахмурился и внимательно вгляделся в текст.
— Простите, товарищи, тут досадная опечатка. Выпало одно слово. Существует мнение, что детей надо делать УЧЁНЫМИ с раннего возраста.
В зале облегчённо вздохнули. Лекция «Дети науки» благополучно началась.
Любой, даже самый гениальный человек не использует за свою жизнь и тысячной доли возможностей мозга, которые подарила ему природа. Каждое новое упоминание факта выдающегося открытия или изобретения заставляет нас восторгаться человеческим умом. Но особое восхищение вызывают юные интеллектуалы, гении-вундеркинды, которых было множество за всю историю человечества. Гаусс, Лейбниц, Паскаль, Эдисон, Шампольон — фундамент научных побед этих и других гениев был заложен в самом раннем детстве.
Французский математик, физик, основатель математического анализа Блез Паскаль с юных лет проявил себя одарённым человеком. Отец Блеза хорошо разбирался в математике и лично занимался образованием сына. Юный Паскаль, ещё не зная названий фигур, самостоятельно вывел доказательство теоремы о сумме углов треугольника. Мальчику ещё не было и десяти лет, когда он закончил изучение Эвклидовой геометрии и перешёл к работам Архимеда и Дезарга.
Когда Блезу было 11 лет, он обратил внимание за обедом на звук, который издаёт фаянсовое блюдо, если его слегка ударить металлическим ножом. Но стоило прикоснуться к «поющей» посуде рукой, как звук тут же исчезал. Чтобы объяснить себе природу этого явления, Паскаль самостоятельно провёл серию опытов, по результатам которых появился знаменитый «Трактат о звуках». С четырнадцати лет мальчик регулярно принимал участие в научных семинарах Марена Мерсенна, где познакомился с Дезаргом, который был известен в учёных кругах любовью к сложным и тяжеловесным формулировкам. Паскаль перевёл учение Дезарга на простой язык, обобщил и упростил формулы, сделав их понятными для широкой аудитории.
Карл Фридрих Гаусс проявил себя вундеркиндом в ещё более раннем возрасте. В три года он уже читал (по-немецки, естественно), писал, хорошо считал. В это же время он приучился производить большую часть вычислений в уме. Однажды учитель математики в школе хотел занять ребят на долгое время и поручил сложить все числа от 1 до 100. Все ученики начали делать упражнение традиционным способом, складывая числа по порядку: один плюс два, плюс три и далее по списку. И только юный Гаусс обратил внимание, что пара чисел, размещённая по обоим концам последовательности, в сумме даёт одно и то же число: 1+100=101, 2+99=101 и т.д. А так как таких пар оказалось всего пятьдесят, ответ мальчик получил практически мгновенно, умножив 50 на 101.
Учитель гения оценил по достоинству способности юного Гаусса и сумел уговорить герцога Брауншвейгского назначить именную стипендию Карлу Фридриху. Эти деньги помогли Карлу закончить колледж и освоить многие науки. Уже во время учёбы Гаусс совершил несколько фундаментальных открытий в области теории чисел, в том числе доказав закон взаимности квадратичных вычетов, без которого немыслима современная математика.
История детства Готфрида Лейбница чем-то схожа с биографией Паскаля. Отец мальчика очень рано заметил гениальность отпрыска и постарался максимально развить любознательность ребёнка. К сожалению, отец умер, когда юному гению было всего семь лет, но оставшаяся после отца библиотека дала массу пищи для мозга вундеркинда. Во время учёбы в знаменитой в те годы Лейпцигской школе Святого Фомы Лейбниц изучил труды Цицерона, Плиния, Геродота и Платона. В двенадцать лет он уже был настоящим знатоком латыни, а через год у мальчика развился и поэтический талант.
За время учёбы в школе Лейбниц успел прочесть всё более или менее известное, что было в те годы в области логики. Мальчик интересовался и богословскими трактатами и сочинениями Лютера, посвящёнными критике свободы воли. Знакомство ученика с трудами лютеран, реформаторов, иезуитов, томистов тревожили воспитателей Готфирда, поскольку они опасались, что он станет хитроумным схоластом. «Но они не знали, — позже написал Лейбниц в автобиографии, — что мой дух не мог быть наполнен исключительно однородным содержанием».
О шестнадцатилетнем Шампольоне (основатель египтологии) говорили как о необыкновенном полиглоте, Эдисон свои первые изобретения сделал в подростковом возрасте, Норберт Винер (отец кибернетики) занимался наукой практически с младенческих лет, о чём впоследствии написал в книге «Я — вундеркинд».
Педагоги и детские психологи всегда обращали внимание на высокую значимость проблем развития и обучения ребёнка в возрасте до 3 лет. Существует мнение о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому и умственному направлению развития личности. Правильно составленная программа может стать отличной базой для развития богатого интеллектуального потенциала юного учёного. Интерес к познанию, развитый в это время, стимулирует дальнейшую исследовательскую деятельность, а яркие впечатления становятся основой обучения и воспитания.
Всё это позволяет вундеркинду реализовать себя в науке как можно раньше. Линней составил систему классификации растений в 24 года, Ньютон в 25 сформулировал закон тяготения, в возрасте до 28 лет совершили свои открытия авторы закона сохранения энергии Джоуль, Гельмгольц и Майер. Энрико Ферми стал профессором в области атомной физики в 25, Ландау возглавил кафедру теоретической физики в 24, до тридцати лет проявили себя ботаник Вавилов, физик Курчатов, инженер-авиаконструктор Яковлев.
Ранняя одарённость не знает границ. Мы привыкли удивляться вундеркиндам, ошибочно полагая, что их появление обусловлено только какими-то необыкновенными свойствами, задатками, забывая о том, что стимулирование раннего развития играет не меньшую роль в формировании гения. При этом не стоит упускать из виду и момент разрыва между временем формирования умственных способностей человека и временем формирования его социальной зрелости. Большой разрыв между этими моментами может оказаться в большой степени опасным для не вполне сформировавшегося человека.
И напоследок кратко про «ген гениальности». В скрытом виде он присутствует в каждом человеке. И у самых обычных родителей может с определённой долей вероятности родиться гениальный ребёнок. Как, впрочем, и наоборот — когда природа отдыхает на детях одарённых людей. Так что знайте: запрограммировать гениальность своего чада невозможно. Тем более, что реализация человека в большей степени зависит от его трудолюбия и любознательности, чем от заложенных природой факторов. Понимая это, можно помочь ребёнку достичь больших высот и совершить множество побед.
Если вы мечтаете вырастить из своего ребёнка юного учёного или же заметили в своём чаде проблески вундеркинда, не медлите ни секунды. Найдите место, где ребёнок смог бы развивать свой интеллектуальный уровень при поддержке профессиональных педагогов и воспитателей. И тогда научный потенциал нашей страны обязательно пополнится новым выдающимся учёным.
* * *
От редакции. Интересуетесь наукой? Заходите в киевский Музей популярной науки и техники «Экспериментаниум»!