Генезис вдохновения — процесс интимный. Кому для творчества необходим покой и тёплый плед, кому коньяк и сигара, кому скандал с супругой. Но настоящего народного поэта окрыляют только настоящие, волнующие народ события. Майдан, который круто изменил политическую жизнь Украины, вызвал не только волну всеобщего возмущения, но и эпидемию творчества.
Первыми на революционные события в центре столицы отреагировали поэты. Разделённые баррикадами пииты во всю мощь своего (иногда высокого, иногда весьма сомнительного) таланта кинулись рвать на части мозг неприятеля глагольными рифмами и нестройными стихотворными размерами. Их строфы полетели, как разрывные пули, нанося непоправимый урон боевому духу противника.
На листах картона и салфетках, на страницах блогов и сайтов, на стенах захваченных зданий и социальных сетей — везде можно сегодня найти поэзию Майдана. Общепризнанные авторитеты в области стихосложения публикуют свою рифмованную позицию в колонках серьёзных СМИ. Ни языковых преград, ни территориальных не знает лавина политической поэтики. Граждане Украины, России, Белоруссии, Польши, США — гадюка творчества жалит, не глядя в паспорт. Место укуса зудит и не даёт спать поэту. Аполлон затребовал жертв, и они появились.
Ось і знову ми з вами до краю дійшли,
Бо почули: «Вставай і йди».
Стоїмо тепер тут — ми єврохохли,
Єврокацапи і єврожиди.
(Олександр Ірванець)
Жёстко, хлёстко, грубыми словами улицы, терминами выплеснувшегося на площадь бунта. Но понятно каждому, с кем и о чём говорит поэт. Профессионалы выбирают слова осторожнее, облекая мысль в изысканные (всё познаётся в сравнении) формы рифмованных «передовиц».
Перед Майданом, восстанье готовящим,
Прямо ползущим в жерло, —
Ох, не хотел бы я быть Януковичем!
Ох, как ему тяжело!
Трудно сегодня рулить Украиною,
Резко вошедшей в азарт,
Если когда-нибудь в чем и единою,
То в нежеланье назад.
Это Дмитрий Быков, известный российский писатель и журналист описывает, как ему — из российского далека — видится «Истерика Виктора Януковича». Виртуальному президенту отвечает украинская девушка, которая с горькой иронией пишет своей матери о том, что её причислили к экстремистам и фашистам за любовь к родине, за желание жить в свободной стране, за смелость иметь свою точку зрения и отстаивать её всеми законными методами.
Здраствуй, мамо, я — екстреміст.
Я ношу синьо-жовтий прапор,
їжджу під межигірську хату,
ланцюгами єднаю міст.
(Ольга Перехрест)
«Космическое дело поэта может иногда совпадать
с гражданскими и политическими полезностями...
но это совпадение еще ничего не говорит
о самой художественной сущности произведения».
М.А. Волошин. «Поэзия и революция».
Читателю революционной поэзии точка зрения автора важнее всех качеств стиха. Если гражданин находится с поэтом по одну сторону баррикад Майдана, то он подхватит песню с первых же слов.
Темна хмара наступила,
Київ весь пітьма накрила.
Налетіли чорні круки,
Щоб узять дітей на муки!
Приспів:
Гей, гей, Україно!
Встань за дочку, встань за сина!
Опівночі дзвонять дзвони —
На Майдан, до оборони!
(Сашко Лірник)
Не только классические ямбы, анапесты и хореи стоят на вооружении революционно настроенного автора. Любой жанр стихосложения, даже самый экзотический, может пригодиться в борьбе за европейскую Украину (ну, или против). Игорь Гусев с первых дней Майдана пишет милые революционные хокку.
Будто прирос к монитору
Чайные листья остыли
Сердце мое на Майдане
Ты позвала меня ночью
Свечи и пара коктейлей
Молотов был третьим
Автор (или группа авторов) работающий под весёлым псевдонимом «Кокс Квасьневского» ежедневно размещает в социальных сетях стихотворения типа «порошок» на злободневные темы.
не поминай ріната всує
нема в пр ніяких груп
як треба не проголосуєш -
ти труп
зі львова мчаться легіони
мужчин, бабусь, дітей, жінок
готується до оборони
восток
Анонимные противники революционного настроения апеллируют к классике, и пишут пародию на известную песню Владимира Высоцкого «Диалог у телевизора» («Ой, Вань, гляди какие клоуны»). В чём можно согласиться с авторами, так это только в том, что без чувства юмора сегодня нельзя воспринимать некоторые процессы и избранных персонажей сцены Майдана.
А ты, Руслана, помолчала бы!!!
С тебя не вышло Жанны д’Арк!!!
Ты опустила ниже палубы
Евросоюза синий флаг!!!
А может все таки, Руслан
Зажечь по-новому Майдан???
Да, я шучу... Пора, мадам
Плясать канкан!!!
А сейчас, как говорил классик, «сейёзно»! Очень серьёзно! Говорит и показывает Россия. Некая поэтесса и политический «деятель» (как она себя называет) рвёт шаблон истинным любителям поэзии.
Собрались духовные уроды на майдан,
Кричат, что всех нас надо умертвить!
Желают смерть нам, «москалам»,
И президента собираются убить!
(Мария Кемпфер)
В этом смехотворении всё прекрасно: и мысль, и рифма, и размер, хромающий, как умирающая кобыла. За одно только слово «москалАм» Мария заслужила Шнобелевскую премию в области литературы. Но и в самой России нет единого мнения на события в Украине. Александр Бывшев из Орловской области, например, поддерживает идеалы Майдана и смело чередует русские слова с украинскими, нелишний раз подтверждая мысль о родственности и взаимопонимании.
Восстали гордые славяне
«Державних хлопцiв» супротив.
Следит за схваткой на Майдане
Весь мир, дыханье затаив.
«Шлях вiльний» свят для украинца.
Ему «брат старший» не указ.
Сама история творится
Сегодня на глазах у нас.
Отношение официального телевидения Российской Федерации к событиям в центре Киева очень точно отражают страх и ненависть к восставшим со стороны властей нашего «северного брата». Фамилия «Киселёв» давно стала нарицательной в украинском фольклоре.
Господин Киселёв, в Киеве страшно!
Опять малороссов попутал нечистый!
На площади варят военную кашу.
По улицам толпами ходят фашисты.
Кругом баррикады, окопы и рвы.
Ещё до сих пор мои руки трясутся —
Когда тут узнали, что я из Москвы,
Меня хотели убить трезубцем!
(Artem Polezhaka)
«Когда слышишь о том, что такой-то
поэт стал большевиком, а другой кадетом,
то страшно вовсе не за поэта, а только за понимание его».
М.А. Волошин, «Поэзия и революция»
Любимый поэт будущего бывшего Президента, Герой Украины, уроженец (само собой) Донецка Борис Белаш понятен, как галушка и прозрачен, как стакан казёнки. На сайте Партии регионов родной области он разместил своё «Предостережение» оппонентам.
Оппоненты наши ржавые,
Что творите вы с державою,
Рвете, нищую и голую,
Не жалея вкривь и вкось,
Сколько вас. Больных на голову,
Здесь, в Верхраде развелось?
Слуги газовой принцессы,
Мало горя вам и бед...
Над судьбою Неньки бесы
Ржавой тучей застят свет,
Напряжённая обстановка и настоящие боевые действия, которые ведутся на улицах Киева, волнуют всех. Не каждый может облечь свои волнения в красивую форму, но многие стараются.
Мирные граждане в мирной столице.
Мирные каски.
Мирные лица.
Мирно ведут себя.
Мирно бастуют.
Мирно дерутся и протестуют.
Тем, кто не мирный, нету здесь места.
Мирные лозунги мирных протестов.
(Ева Меркурьева)
Я в такому, бачиш, відрядженні,
Звідки люди приходять незрячими.
Де ведуться якісь перемовини,
Найміцніші коктейлі замовлені.
Тут, забувши про маму з татом,
Називаються гордим птахом,
Полонених ганяють голими,
А для захисту цілять в голови.
(Татьяна Власова)
Но самое точное стихотворение, в котором отразился Майдан, было написано задолго до сегодняшних событий. Талант предсказателя присущ настоящему поэту. Его стихи с годами обретают неожиданные краски, новые смыслы прорастают сквозь изящную паутинку строк. Мудрые слова проникают глубоко в души, неся особый свет, который лечит каждого, в ком живёт любовь даже в трудное время.
Переведіть мене через майдан,
Де все святкують, б’ються і воюють,
Де часом і себе й мене не чують.
Переведіть мене через майдан.
(Виталий Коротич, 1971 г.)