В России есть такой праздник «День народного единства», отмечаемый 4 ноября. Празднику уже 7 лет, пора подводить итоги. Что отмечаем? Большая часть «уважаемых россиян» на этот вопрос ответить не в состоянии. И это неудивительно: «День народного единства» как нельзя лучше показывает, что с единством плоховато.
Материал публикуется в рамках совместного проекта изданий «Фраза» и «Наш Век» «Чужие»
Праздник, которого не было
Глядя в далёкий 1612 год, мы с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения достигли предместий Москвы 1 ноября (22 октября по старому стилю). В этот же день, 22 октября, живущая по юлианскому календарю церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери, установленный в честь взятия ополчением Китай-города. Акт о капитуляции гарнизона был подписан 5 ноября, а реализованы положения этого договора были на следующий день, 6 ноября. Именно 6 числа Москва была полностью освобождена от интервентов.
Откуда же взялась тогда дата 4 ноября?
Дело в том, что закон о празднике писался, рассматривался и подписывался в авральном порядке в 2005 году, лишь бы успеть подмахнуть и тут же отпраздновать. И в жуткой спешке авторы закона о новом празднике всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, сейчас она составляет 13 дней, а на 1612 год составляла 10. Но законотворцы по вопиющему невежеству вместо 10 дней (как положено для событий XVII века) прибавили к дате церковного праздника (22 октября) 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4 числа.
Абсурд? Да. Посмешище? Безусловно. Но в верноподданническом раже едросовская дума на такие «мелочи» не обращала внимания. Было велено быстренько проштамповать закон, и проштамповали. Так и живём мы уже 7 лет, отмечая неизвестно что.
Праздник, которого нет
Мы уже поняли, что праздник выдуман наскоро, лишь бы заменить 7 ноября. Но если годовщина Октябрьской Революции это вполне понятная вещь, то чем пытаются его заменить сейчас? Иными словами, какой идеологией пытаются заменить идеологию советского государства?
«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру» гласит одна из официальных формулировок.
Политкорректность прямо-таки тошнотворная. Тут тебе и «россияне», и гражданский мир, и толерантный гимн многонациональному народу...
И вот понеслось. То, что Кузьму Минина упорно именуют «этническим татарином» ещё полбеды. Но почему на всех праздниках между батюшкой и муллой красуется раввин? Удивляет отсутствие ламы и шамана, но это, кажется, явление временное, появятся. Сказать о том, что в этот день русские (ну что поделать, исторические факты таковы, что именно русские, а не «многонациональный российский народ во главе с «единой Россией») выгнали из Москвы поляков, тоже слабо. С поляками ссориться нехорошо, мы им благодаря Путину теперь за Катынь по гроб жизни должны. Кого победили лучше не напоминать. Кто победил тоже сказать боязно. «Россияне разных вер победили недруга». Правительство боится напомнить и о том, что это в первую очередь русский праздник, до которого иным народам России дела нет.
Вот и получается, что интернациональный праздник
Вот такое вот «единство» не праздник, а постмодерн какой-то. И многонациональный народ России (который совсем не такой идиот, как властям хотелось бы) кретинизм этого праздника осознаёт прекрасно. А тот, кто не понимает этого сознанием, тот «чует нутром».
Праздник, которого не будет
А что, собственно, за праздник? От кого освободили Минин и Пожарский Москву? Что это за такой «грозный недруг»? Это отнюдь не какое-то абстрактное зло, а вполне конкретная воровская боярская олигархия, захватившая страну, и распродавшая её польским соседям. Причём приход к власти их был абсолютно легитимен с точки зрения права. И поляки сидели в Кремле абсолютно законно, и польский королевич Владислав (уже ставший законным русским государем) собирался выехать в свою новую страну под аплодисменты московского боярства. В конце Смутного Времени казалось, что гибель России уже неизбежна. И лишь простой мужик Минин вместе с худородным князем Пожарским очевидные смутьяны, «раскачивающие лодку» и противники «России, которую начинали поднимать с колен», спасли страну и народ. Именно они, опасные «экстремисты», возглавляющие незаконные «бандформирования», и спасли Россию от гибели, к которой привела её законная власть.
Конечно же, создатели праздника не ведали, что творили. Но аналогия между сегодняшнем режимом, уверенно ведущим страну к новой Смуте, и тогдашней компрадорской семибоярской ворократией, более чем прозрачна.
Вот потому-то власть сегодня и стремится вытравить суть праздника спасение страны от врагов внутренних и внешних с помощью народного восстания. Этот глубинный смысл игриво подменяется невзрачным «днём народного единства». Приживётся ли такой праздник в народе? Конечно, нет.
Праздник, который будет
Как бы ни относились к большевикам в разных кругах нашего общества (всё более разобщаемого такими вот «днями единства»), но у большевиков были настоящие праздники. Они вызывали ощущение сопричастности со всей страной, всем народом, всей историей своей страны, всей её индустриальной, духовной и интеллектуальной мощью. Красные праздники обладали мощным сакральным зарядом. Что дали взамен? Просто очередной выходной с непонятным названием, которое большинство «россиян» даже не помнит.
Уже сам факт этой подмены много говорит о большевиках, руководивших СССР, с одной стороны, и о временщиках, руководящих Россией сегодня, с другой. У тех был сакральный праздник, у этих выходной для лежания на диване. Теми двигала великая идея, идеология этих нажива и личное благополучие. Те были вооружены мощной социальной теорией, эти руководствуются указаниями из-за рубежа и желаниями отечественного бизнеса, сросшегося с чиновничеством.
И вот именно таких воровавших и приведших к гибели своей страну и уничтожали «экстремисты» как в 1612 году, так и в 1917 году.
Минин с Пожарским не пошли бы в рядах семибоярщины под голубыми знамёнами 4 ноября. Их место в красной колонне 7 ноября.
И как знать. Может быть, именно в этом году на демонстрации в честь 7 ноября познакомятся мелкий бизнесмен Минин и отставной полковник Пожарский...