1 июня — Международный день защиты детей и юбилей знаменитого выступления оркестра сержанта Пеппера в городском парке. 50 лет оркестр в строю, защищает «детей цветов» и земляничные поляны над пропастью во ржи. Но Пепперленд уничтожен. И вновь желтая подводная лодка одиноко странствует по Морю Времени в поисках волшебной музыки, которая прогонит синих вреднючек.
По этому случаю выпустили юбилейное переиздание с долгожданным стерео- и многоканальным ремиксом альбома в коробке с плакатами и аудиовсячиной. К сожалению, это не исчерпывающее «все-что-вы-хотели-знать» переиздание «Пеппера». К счастью, в коробке ни намека на инфантильное буйство книжной «Антологии».
На этот раз все строго, лаконично и даже не слишком иллюстративно. Чуть меньше всем известных и набивших оскомину черно-белых фотографий, чуть больше текстов.
Чтобы получить более-менее полную картину о фотосессиях, придется купить все, что уже выходило. Не то чтобы сержант Пеппер поиздержался и ходит в полысевшем на сгибах пальто, но таковы неизменные правила бизнеса.
В подготовке ремикса участвовал Джайлз Мартин — сын Джорджа Мартина, продолжающий семейное дело звукозаписи. Верится с трудом, что улыбчивому неопытному парню позволили беспечно взмахнуть ножом над священной коровой всех времен и народов. Не иначе как знаменитый отец оставил наставления и рецепты обращения с ветхими реликвиями.
Ведь переиздание «Пеппера» — все еще праздник и неиссякающий заработок.
Какой бы любопытной и одновременно неуместной ни выглядела эта красная коробка, плавающая в море синих вреднючек, не только отрицающих идеалы Пепперленда, но давно под шумок заморозивших его.
Прежде революционный, дерзкий, тонкий, пропитанный левизной и анархизмом «Пеппер» стал символом сонной респектабельности, показной буржуазности, милой эксцентричности, «хорошего вкуса к классике» и пухлых ридикюлей.
Какой бы «музон» ни слышался в «Пеппере» ушам одинаково ухоженных, одетых и причесанных синих вреднючек, захаживающих по пригласительным на официальные вечеринки студии «Эбби Роуд», они светски улыбаются, источают самодовольство, в такт музыке настороженно, змеино-ритмично двигают головами и шеями, фальшиво и невпопад пищат «вау!», с трудом ворочая силиконовыми губами.
И да, «Пеппер» — все еще товар. Теперь уже дети тех, кто в юности продавал идеи, подрабатывают на жизнь, лакируя и обрызгивая эти идеи освежителями, пакуя в очередные яркие коробки, безыскусно рекламируя, зарабатывая в тысячный раз. Недвижимость, налоги, светский образ жизни, вечеринки — все это регулярно требует денег.
Состарившиеся клоуны торгуют мечтой о юности, равенстве, творчестве, дружбе, но мечта эта теперь старая, лживая, с трещиной. Ее лучшее олицетворение — типичная синяя вреднючка, напыщенный британский генерал колониальных войск Бабингтон, ставший, как будто в насмешку, «лицом», виртуальным воплощением миролюбивого сержанта Пеппера — известного борца с синими вреднючками.
Случайная ирония, символизируя неизменную природу человека, осаживает идеалистов, все еще готовых делиться последним.
Ошеломляющая глупость такого положения дел не может устраивать интеллектуалов. «Пеппер» никогда не прославлял буржуазность. Он боролся с ней. «Бунтарский дух» 60-х изначально был антиподом духу буржуазности — культурным, а затем и социальным движением за освобождение человека из рабства, навязанного современным, все еще неизжитым феодализмом, религиозным и милитаристским мракобесием.
И если в «Пеппере» отчетливо прослеживаются восхищенные нотки — даже прямые цитаты — навеянные книгой Карла Поппера о славных перспективах обновленного буржуазного «открытого общества», «роллингов» этой компромиссной болтовней было не сломить.
В год дифирамбов «Пепперу» и пика славы «причесанных» «Битлз» именно «роллингов» британские власти намеренно упрятали за решетку, воспользовавшись сфабрикованным журналистами и полицией делом. В назидание поколению «детей цветов», которые к тому времени зашли слишком далеко — начали интересоваться политикой и мироустройством.
Брайан Джонс: «...Мы и многие другие сомневаемся в моральных ценностях современного общества, которое позволяет происходить войне во Вьетнаме...
Мы сомневаемся в том, правильно ли, слепо следуя религиозным догмам и запретам, всецело и с презрением отвергать, например, сообщения об НЛО, которые кажутся более реальными, чем вера...
Мы верим в то, что невозможно двигаться дальше без революционных преобразований. Есть и другие противоречия. Например, громадная, несправедливая разница между богатством и размерами заработной платы...
Мы верим, что вступаем в новую эру идей и событий...».
Мик Джаггер: «...Мы уже сдвинулись с места и намерены идти до конца. Строй в Великобритании и США давно сгнил, его нужно изменить, этим намерено заняться новое поколение. Революция уже началась, она происходит прямо на наших глазах. Молодежь сотрет с лица Земли многоэтажные бараки и заводы, которые убивают человека, высасывая из него последние соки. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы выполнить свою роль в революции...».
Мик Джаггер: «...Невзирая на заповеди, одна половина верующего населения мира пытается уничтожить другую верующую половину...Никто не заставит меня надеть форму и отправиться убивать людей, которых я никогда не видел и против которых ничего не имею. Я знаю многих людей, в разговоре выступающих против войны, но идущих на нее. На войне убивают миллионы молодых парней, мгновенно забывая о них. Войны затевают повернутые на власти политики и патриоты — никчемнейшие люди на свете...».
Джаггер получил 3 месяца, Ричардс — год тюрьмы. Дело грозило превратиться в повод для обвинений британской тоталитарной машины в беспрецедентной жестокости к «детям цветов», публично подвергшим сомнению святая святых — законность прав имущих.
Только общественный протест и большая гневная статья в консервативной «Таймс» помогли растерявшим иллюзии «роллингам» почти сразу выйти на свободу.
Зато переживания прибавили злости. Вслед за «социалкой» 1967 года («...милая, ты легла под состоятельного папика, которого так долго искала, став для него объектом инвестирования ...») началась «политика» 1968-го («...отовсюду слышны звуки тысяч марширующих ног, лето — лучшая пора для дворцовой революции, мое имя наводит на них ужас, я готов расправиться с королем и его челядью...»). Взрывоопасные тексты немного вуалировало стилизованное оформление пластинки «под старину»: пиршество в средневековом замке забредшей на огонек голытьбы.
Пока «непричесанные» отдувались за всех, уже смирившись с мыслью об отсидке и публичном клейме, единственной неприятностью «причесанных» стал очень вежливый и извиняющийся отказ истеблишмента в лице Би-Би-Си пустить в эфир песню «День из жизни». Под таким же надуманным предлогом — ассоциация одной «слишком многозначной и многозначительной» строчки с употреблением наркотиков.
Здесь стоит остановиться и посвятить немного времени кое-каким мифам, догадкам и замалчиваниям, тянущимся хвостом за веселой кавалькадой оркестра Пеппера еще со времен первого выступления.
«Пеппер», вознося и ниспровергая критиков, так усладил их иллюзионом надежд на лучшее, что в пылу хвалебных восторгов у газетчиков совершенно вылетел из головы тот факт, что альбом «Роллинг Стоунз» Between the Buttons, записанный еще в конце 1966-го, во многом не только опередил, но и превзошел «Пеппера». «Битлы» позаимствовали у «роллингов» даже основную идею построения номеров пластинки в виде имитации выступления «оркестра», который заканчивает «концерт» словами прощания и напутствия.
«Забыл» об этом и Маккартни, впоследствии на всех углах рассказывавший, что подлинной отправной точкой музыкального подхода «Пеппера» к написанию, исполнению и аранжировке стала пластинка «Бич Бойз» 1966 года Pet Sounds.
На самом деле влияние обеих пластинок на музыкальное образование сержанта Пеппера так же очевидно, как и то, что «Пеппер» — вовсе не альбом Маккартни, как на это регулярно намекает Пол.
Количественно вклад Леннона и Маккартни в создание альбома практически равноценен, тогда как в содержательном плане именно Леннон — главный зачинатель всего события. Его песня Strawberry Fields Forever — смысловая, идейная предтеча альбома, который задумывался как посвящение необычным детям, из которых вырастают необычные взрослые.
Маккартни приводит очередность написания ленноновской Strawberry Fields Forever и собственной Penny Lane — бодрой мелодичной песни с механическим перечислением памятных детских мест — как яркий пример соперничества и полезного взаимовлияния тандема Леннона—Маккартни.
Тогда как творение Леннона имеет мало общего с ностальгией, обращаясь к одинокому детству как к первому драматичному впечатлению о себе в окружающем мире.
Поразительно, что Леннон, выросший на книжках о Питере Пэне и Алисе, с раннего детства ощущавший «зов собственной гениальности» и привязавшийся к детскому приюту «Земляничные поляны» как к духовной альма-матер, позволил сбить себя с избранной тропы.
Благодаря этому весь проект «Пеппер» вместо изначально заданной концепции стал немного напоминать разухабистую карнавальную пирушку, к яркому убранству которой приложили руку все, кто окружал «Битлз», включая «роуди» и «знакомых знакомых».
Эту странность иллюстрирует метаморфоза идеи конверта. Вместо первоначального замысла — «Битлз» в роли скромных оркестрантов Армии Спасения, играющих в парке детского приюта из детства Леннона, миру явились «Битлз» с модными укороченными прическами, разодетые в эстрадно-люминесцентные клоунские мундиры с аксельбантами эры психоделии 60-х.
Необыкновенных приютских детей в сиротских одеяниях тоже вывели за кулисы — их места с готовностью заняла разношерстная толпа большей частью случайных людей, которых услужливо предложило все то же окружение «Битлз». Лишь немногие персонажи толпы можно считать бывшими необыкновенными детьми, ставшими необыкновенными людьми, страдавшими из-за этого, стремившимися изменить мир, подчинив его своим идеям.
Сама же песня Strawberry Fields Forever, лейтмотив «Пеппера» и логичное продолжение альбома после «увертюры», на пластинку, как известно, вообще не попала, иллюстрируя на практике бездну, которая может лежать между первоначальным замыслом и его окончательным воплощением. Мартин-старший в мемуарах пишет, что Леннон остался недоволен звучанием Strawberry Fields Forever, и одному богу известно, что там на самом деле роилось в голове Джона. Это же можно сказать и о получившейся пластинке, задуманной, похоже, как смешение мрачного гротеска и мечтательного путешествия из детства во взрослую жизнь в стиле Дэвида Копперфилда. А получилась настолько тематически пестрая и завуалированная смесь, что даже теперь, спустя 50 лет, мало кто может внятно объяснить, что хотели исполнить оркестранты Пеппера.
Леннон, как ни странно, впоследствии почти никогда не возвращался в творчестве к теме «Земляничных полян», хотя и считал их едва ли не главным откровением детства. Только первый сольный альбом John Lennon/Plastic Ono Band продолжил размышления и высказался более прямолинейно и откровенно. Но пластинка, в музыкальном отношении явно требовавшая помощи такого творческого человека, как Джордж Мартин, осталась этюдником под аккомпанемент ритм-секции. В таком виде у альбома не было шансов стать главным творческим достижением Леннона, от которого, как и от прочих экс-битлов, после «Пеппера» всегда ждали большего. Но у них получалось все хуже.
Не только у них. Культурная революция «детей цветов» не была выставкой достижений капиталистического хозяйства. И она не была естественным порождением свободы и равенства возможностей западного общества. Скорее мощным всплеском сознания, впечатленного настоящим освобождением, связанным с представлениями об идеальном социализме («Битлз» отнюдь не случайно открывали «Белый альбом» 1968-го хвалебной одой в адрес СССР).
Вдохновение угасло вместе с постепенной остановкой пульса борьбы.
С годами почти все британские и американские «шестидесятники», спорившие о Кропоткине, Марксе, Ленине, социализме, коммунизме, анархо-коммунизме, мировой социальной революции, закончили принятием «сэров» и накопительством.
Символическим венцом коллективной карьеры можно считать то, о чем недавно разнюхали и со смешанным чувством омерзения и восхищением доложили миру светские хроники: Маккартни играл на яхте Абрамовича лично для «самого», его семьи и челяди.
«...один из самых богатых олигархов России Роман Абрамович закатил роскошную вечеринку на яхте в новогоднюю ночь. Известно, что судно курсировало вдоль побережья курорта Сен-Барт. На вечеринке веселилась вся семья олигарха: его супруга Даша Жукова, а также дети — сын Аарон и дочь Лея... главным гостем вечеринки стал сэр Пол Маккартни. Известно, что музыкант посетил мероприятие вместе со своей дочерью Стеллой. В ходе вечеринки певец порадовал всех присутствующих мини-концертом... Когда же наступила полночь и начали бить куранты, с яхты был запущен фейерверк, который было видно далеко на берегу...».
Пережившие коллег по группе музыканты «Битлз», начинавшие как гамбургские рок-н-ролльные клоуны, вернулись к истокам. «... a pretty face may last a year or two, but pretty soon they`ll see what you can do...». Один не гнушается деньгами заправил, другой, некогда знаменитый солист оркестра Пеппера, предвестника новой эры братства и процветания, теперь — попросту пыльный лот «Ринго Старр» на аукционах скучающих олигархов.
В 60-х рок-клоунам позволили возомнить о себе и поиграть в классовую борьбу с уличными призывами к революции. Но клоуны, кажется, испугались, что после победы революции некому будет обслуживать их «роллс-ройсы». Мир не дождался преобразований. Правящая каста вздохнула, перекрестилась и поставила рок-клоунов на место. И те, с бала «детей цветов», бессовестно взошли на корабли олигархов-миллионеров.
All You Need is Wow.
P.S.
Кому нужны все эти переиздания и их обзоры? Даже древнейшие меломаны до сих пор не разглядели маленькую сенсацию в моно-боксе 2009 года – сингловую Love Me Do, заново, именно для этого издания, скопированную с идеальной по сохранности пластинки. Все предыдущие CD-версии копировались с другой пластинки, убитой в хлам.
Но жаль всех, кто наскреб последние свободные деньги на «черную коробку» с ремастерами «Битлз» 2009 года, водрузил на полку и боялся слушать, чтобы не затереть «лучшее во веки веков», как гарантировала реклама. Моно брать боялись – красиво, но необычно. А в скорое пришествие стерео-ремиксов уже мало кто верил. Ведь волна началась еще черт-те когда, а ответственные за каталог «Битлз» хранили упорное и жадное молчание. Но вот и сюрприз! Будто чувствуя упадок жизненных сил и отощание кошельков олдовых меломанов, этих главных многолетних скупщиков, в мир вброшено практически первое альбомно-ремикшированное и, что важно, прижизненное издание (Пол и Ринго живы, и, говорят, непосредственно совали носы куда только можно). Даже при беглом сравнении основных CD-переизданий каталога «Битлз» (стерео 1987, моно 2009, стерео 2009, стерео-ремикс 2017) очевидно, что выпуск «нового Пеппера» и дальнейшее поочередное ремикширование остальных альбомов отправляют в мусорник не только стерео-издание 1987 года, но и недавнюю «черную коробку» с ремастерами-2009. Куда же теперь девать «гроб» и ненужные «чернокоробочные» диджипаки с уродскими обложками, зажеванной пленкой на A Hard Day`s Night, микроскопическими и явно переоцененными видео о том, «как создавались альбомы»? А ведь тертые меломаны предупреждали: берите моно и ждите настоящей реставрации стерео.
Предлагаем краткий обзор новинки для всех, кто умеет ждать.
1. Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band
Мощный, сочный, красивый гитарный звук, широкое панорамирование, гармоничное сочетание вокалов и инструментов. Вокал солиста по центру. Ударные по центру, гитары справа и слева. В 1987 звук был куцым, гитары и голоса «с песочком», а вокалы еще и выпирали в типичной манере сведения бардовских альбомов.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 не нужны. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
2. With a Little Help from My Friends
Великолепная, воодушевляющая звуковая панорама, колоссальное улучшение общего звучания. Инструменты и голоса почищены, вымыты, развешаны тут и там, их много и они звучат как настоящие оркестр и хор. Но голос «Билли Ширза» здесь заметно глуше, чем на ремастере 1987, что выглядит странно.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 хранят в коллекции поклонники Билли Ширза. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
3. Lucy in the Sky with Diamonds
Меллотрон звучит божественно и «мерцает», порхая из канала в канал. Сразу бросается в глаза, что звучание, по сравнению с ремастером-1987, замедлено, вокалы звучат ниже, не так «хоббитовски». Не пугайтесь, в моно точно такая же скорость воспроизведения, а ведь изначальная идея была в том, чтобы использовать в качестве основы именно звучание монофонического каталога. Отличная панорама, колоссальное улучшение общего звучания, в левом канале действительно слышны фоновые инструменты, раньше спрятанные в миксе, а бас-бочка в нужных паузах эффектно и тяжело громыхает, как и задумывалось. Ударные по центру. Голоса не бегут поперед батька в пекло, а дружат с уровнем громкости инструментов. Замечательно, с помощью эффекта большого пространства, устранена вокальная ошибка Леннона, поперхнувшегося, явно задрав голову, любуясь теми самыми невероятно высокими цветами в конце фразы …everyone smiles as you drift past the flowers that grow so incredibly high. Легкое недоумение вызывает отсутствие фазировки вокалов, этого отличительного признака моно-микса. Впрочем, в стерео 1987 и 2009 фазировка тоже отсутствует, оставляя моно-миксу дополнительное маленькое аутентичное преимущество.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 не нужны. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
4. Getting Better
Ударные по центру. Электропиано, влюбившее в себя всех обладателей бутлегов с рабочими версиями этой песни, наконец, отчетливо слышно в левом канале. Явилось миру и обыкновенное фортепиано, извлекающее время от времени меланхоличную высокую ноту потрясающей длительности – отличный фон, раньше безнадежно упрятанный в стерео-микс и еле слышный в моно. Фортепиано, игравшее аккорды в правом канале, куда-то спрятали. А постоянное высокое стаккато, исполняемое другим фортепиано, вдруг срывается с размеренной монотонности и принимается скакать и дребезжать. В старом стерео-миксе ничего подобного нет, но зато есть в моно, которое, как мы помним, наглядная инструкция.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 не нужны. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
5. Fixing a Hole
Неизменно превосходная работа, которую можно оценить по достоинству с первых клавесинных аккордов. В старом стерео-миксе они звучали глухо, тускло, в одном канале, а сейчас – разнесены в широкой панораме, подчеркивая «старинное» звучание песни. Электрогитара-контрапункт – в обоих каналах и звучит теперь не так резко и «перегружено». Перкуссии тоже разделены между двумя каналами. Вокал по центру. Бэк-вокалы обработаны, стали более звучными и «всеохватывающими».
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 не нужны. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
6. She's Leaving Home
Новое панорамирование и работа со звуком выше всяких похвал, но это лучше услышать самому. Здесь, кстати, представлена ускоренная, как в моно-миксе, версия. Кому-то может не понравиться, но ведь всегда под рукой старый стерео-микс. «Замедленный» вариант с его почти плачущими вокалами в прежнем стерео по-своему привычен и хорош – если бы эпизодически не смахивал на слезную мелодраму. Ускоренное воспроизведение делает песню светлой и оптимистичной, как и задумывалось.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 оставляем из-за «замедленной» версии. Моно 2009 – опять-таки эталон звука, одобренного всей четверкой.
7. Being for the Benefit of Mr. Kite
Осторожно! С этой песни начинаются черные кошки. С ходу режет слух сухой, резкий дробник на переднем плане. Общее звучание – полномерное, красивое, а дробник этот – как бормашинка детская. Или кто-то трясет цинковым поддоном с гайками-шурупами. В прежнем стерео и моно-миксах этот барабан звучит, как и полагается маршевому барабану в песне. Другая неприятность – красиво разбросанные в звуковой панораме фрагменты органных склеек, из которых Джордж Мартин «приготовил» монолитный звук органа без присутствия самого органа. В оригинальном моно- и стерео-миксах эти органные блестки эффектно подброшены в воздух и совсем не выбиваются из общей мелодии. Теперь кое-где отдельные звуки будто замирают на доли секунд, делая вид, что сейчас песня оборвется. Финальный аккорд эффектно венчает даже более усиленное эхо, чем в старом стерео-миксе. Кстати, в моно его почти не слышно, а жаль. Усиление этого приема в ремиксе-2017 еще больше подчеркивает фантасмагоричность и гротескность всей истории.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 держим в домашней коллекции как альтернативные варианты. Моно 2009 – да, все еще эталон звука, одобренного всей четверкой.
8. Within You Without You
Самое неожиданное откровение всего ремикса. Для многих эта песня – что-то просто нудное и однообразное. Так было раньше, но теперь все изменилось, как по воле волшебной палочки! Волшебство начинается с первого же перебора индийских струн, щедро рассыпающих алмазы в ночном небе из левого канала в правый (прежде все это великолепие невзрачно звякало где-то слева в глубине и за углом). Вокал Харрисона никогда еще не звучал так завораживающе, близко, хрустально чисто. Резковатые и суховатые в старом стерео-миксе индийские инструменты теперь парят, как чудесный восточный сад, ароматный, пряный, воздушный.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 абсолютно не нужны. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой, но и только.
9. When I'm Sixty-Four
Глухой, бухающий бас стал чистым, аккуратным, акцентированным. Вокал теперь в центре – звонкий, совсем рядом (в старых стерео-выпусках песня звучала, как за ватной ширмой). Инструменты и бэк-вокалы разнесены в панораме. Лучшего стерео-микса для этой песни и не придумаешь.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 не нужны. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
10.Lovely Rita
Непонятно во что превратили вступление акустической ритм-гитары. Теперь она звучит очень чисто, но так, будто кто-то дергает ее за две нижние струны, вместо игры полнозвучными аккордами. В остальном это очередное чудесное перерождение. Бэк-вокалы и инструменты раздвинуты в панораме. И – да, теперь слышно не только как, но и что играет на заднем плане фортепиано.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 – альтернативные версии. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
11.Good Morning Good Morning
Старый стерео-микс представлял собой отвратительную кашу из вокалов и духовых инструментов в перегруженном правом канале. Текст было не разобрать, звук раздражал. Новая роскошная стерео-панорама и обработанный звук превращают песню в лучший рок-номер альбома. Ритм-гитару в левом канале можно было сделать и потяжелее – она немного теряется рядом с шайкой агрессивных саксофонов. А вот чрезмерную обработку звучания соло-гитары (ее нет и в предыдущих стерео-версиях, но в моно-миксе слышна отчетливо) не использовали, и правильно.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 не нужны. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
12.Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (Reprise)
Эволюцию от утки к электрогитаре оставили непрерывной, как и в первом стерео, что лишний раз доказывает творческий подход и разумную выборочность использования достижений моно-микса. Загрязняющие четкий вступительный бит перкуссии перенесли слева направо – правильно. В остальном ремикс этой песни выглядит довольно непривычно. Вокалы звучат прекрасно, почти как в хоре, но слишком громко и выпячено, а драйвовые гитары убраны в глубину воображаемого зала. Снижен и уровень реверберации, из-за чего сошел почти на нет эффект «стадионного концерта».
Итог: моно 2009 – лучшая версия и эталон звука, одобренного всей четверкой. Стерео 1987 и 2009 оставляем как альтернативу. Ремикс 2017 – по-своему хорош, но привыкание требует времени.
13.A Day in the Life
Главная проблема нового ремикса, как ни парадоксально, связана именно с этой – тоже главной – песней альбома. Она попросту испорчена, Джайлз. Звук чистый, приятный, свежий, но после первого же «девятого вала» с приближающимся визжанием оркестра запись хочется сделать тише и испуганно оглядеться вокруг – никто не заметил позора? Куда подевалась известная по моно-миксу плавно нарастающая увертюра к апокалипсису? На этот раз «ужас», похоже, и впрямь попытались аранжировать. Получилось гаже некуда. Это больше не стихийное бедствие, а обыкновенный, создающий шум оркестр, отдельные инструменты которого еще и пытаются – не поверите – солировать. Появление Маккартни в «перерыве апокалипсиса» тоже совершенно неконцептуально – прежде глухой, уставший, как из преисподней, голос человека, понимающий, во что вляпался мир, теперь зазвучал по центру, свежо и оптимистично – петушком с детской звуковой открытки. Куда подевался энергичный барабан в левом канале, четко и безжалостно отбивавший последние минуты? Его попросту убрали, спрятали где-то в ремиксе. Вторая «волна» еще хуже первой. Совсем нет эффекта монолитности нарастающего дикого воя сирены, падающего с ревом и в пламени фашистского истребителя с черными крестами. Финальная, третья «волна» совсем не улучшает картину, чем сильно портит впечатление и от знаменитого финального аккорда. Кажется, что этот аккорд слишком короткий и слишком быстро перерастает в звенящий гул.
Итог: моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой. Старое стерео – лучшее. Ремикс 2017 – забавное недоразумение, но с чистыми, приятными вокалами.
14.Strawberry Fields Forever
Наконец, ударные не бухают в левом ухе, а заняли свое законное место в центре, гитары слева и справа, оркестр не теснится в клетке правого канала, а выпущен на широкую стерео-панораму. К нескольким небольшим странностям в громкости вспомогательных инструментов со временем можно привыкнуть. В целом, отличная работа на твердую пятерку, но с мрачным рок-драматизмом моно-микса ей не тягаться.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 не нужны. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
15.Penny Lane
Такое же значительное и всестороннее улучшение звучания и панорамы, как и на предыдущих треках. Полностью оправданное переселение труб-пикколо из левого канала в центр. А вот сухой дробник демонстративно занял место на переднем плане и назойливо громко отбивает свой ритм.
Итог: ремикс 2017 – лучшая версия. Стерео 1987 и 2009 не нужны. Моно 2009 – эталон звука, одобренного всей четверкой.
P.P.S.
Поскольку сингл Strawberry Fields Forever/Penny Lane впервые включили в переиздание "Пеппера" как неотъемлемую часть программы, интересно представить его в составе альбома. Ведь так изначально задумывалось. Но как "встроить" сингл в знакомую последовательность песен, чтобы, не нарушая общей картины, музыкально и сюжетно развить и дополнить ее? Каким был бы "Пеппер" тогда, в 1967-м, с этими двумя песнями?
Возможно, таким:
1. Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band
2. With a Little Help from My Friends
3. Strawberry Fields Forever
4. Lucy in the Sky with Diamonds
5. Getting Better
6. Fixing a Hole
7. She's Leaving Home
8. Penny Lane
9. Being for the Benefit of Mr. Kite!
10. Within You Without You
11. When I'm Sixty-Four
12. Lovely Rita
13. Good Morning Good Morning
14. Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (Reprise)
15. A Day in the Life